Использование КПП на Ниве ничем не отличается от недоприводных машин, разве что надо помнить о том, что Нива тяжелее. Так что тут все дело в практике и дорожных условиях.
С моей точки зрения главная проблема начинающих нивоводов заключается в желании поскорее убить сцепление… Так например крайне нежелательно при проезде неровностей (или иных препятствий) с малой скоростью использовать пробуксовку сцепления. У меня есть масса примеров, когда человек, впервые севший за руль Нивы после пузотерок, за пробег в 4-5 тысяч полностью убивал сцепление, причем и нажимной и ведомый диски.
Что делать для предотвращения этого. На Ниве есть волшебный рычажок, включающий пониженную передачу в раздатке. Включаем пониженную, бросаем сцепление и даже на холостых оборотах машина уверенно двигается, не пытаясь заглохнуть. Вот теперь и кочки можно проезжать и по грязи ползать, не насилуя сцепление. Так же рекомендую все маневры в ограниченном пространстве, типа разворотов, выезд-въезд в гараж и т.п. выполнять на пониженной передаче, не говоря уже о бездорожье, больших неровностях и вытаскивании застрявшего автомобиля. Лично у меня использование понижайки на автомате, чуть, что сразу включаю.
Блокировка межосевого дифференциала позволяет существенно увеличить проходимость. Включать блокировку очень желательно ДО ТОГО, как засадили машину. Видя впереди сомнительное место, заранее включаем блокировку, хуже точно не будет. Так же блокировка помогает на неровном крутом подъеме, когда есть вероятность, что на кочке переднее колесо оторвется от поверхности. При потере контакта колеса с поверхностью происходит резкое увеличение оборотов данного колеса, а когда контакт с поверхностью восстановлен, имеем резкий удар в трансмиссии, что иногда может привести к обрыву приводов.
Что касается прочих «ништяков», так это у кого, что есть на машине…
С точки зрения проходимости, от правильной резины зависит до 70%.
Если резина камерная, то снижение давления примерно до 0,5 атмосферы позволяет существенно повысить шансы выбраться из засадного места. Всякие там блокировки мостов, лифт подвески, резка арок, установка лебедок и т.п. имеет смысл обсуждать только при их наличии. Если интересно, спрашивайте.
Добавлено спустя 9 минут 54 секунды:
В дополнение к вышесказанному. Есть простая джиперская истина - нажатие на педаль газа дает колесам команду: копать тут! Не забываем об этом!
Опять же видя впереди «незнакомую» лужу или иное сомнительное место, желательно сначала предварительно провести исследование, например с помощью палки и уж только потом, при положительном результате исследования приступать к штурму. Ну и помнить, что иногда при возможности лучше объехать сомнительное место, чем потом долго махать лопатой, ибо чем круче джип, тем дальше идти за трактором, так как Нива застрянет там, куда другие вообще не доедут!