Приветствую всех!
Это моё первое сообщение на форуме, поэтому "Привет, как дела ..." было бы слабоватым стартом....
Машина в семье с новья и была куплена как ваз 21099. Сначала на ней катались родители, а последние чуть более 10-ти лет эксплуатирую уже я. Чисто как рабочая лошадка данная модель просто незаменима по наличию и стоимости запчастей, расходу топлива итд, но со временем состояние кузова и всего остального потребовало серьёзного вмешательства. В результате было принято решение заняться авто в плотную и не просто сделать ремонт, а значительно модернизировать. Это привело к почти полной замене кузова. Также, вместо бывшего карбюраторного двигателя был установлен инжектор. Салон, потолок, двери, багажник, подкапотное пространство — получили шумоизоляцию. Покраской занимался сам, но сначала пришлось познать эту тему. Хоть и не с первого раза, но вроде получилось нормально. Машина простояла чуть более года в боксе пока я неспешно ею занимался. В итоге 21099 эволюционировал в 2115 (за исключением багажника). В конце прикладываю фото как она теперь выглядит.
А теперь немного о небольшом проекте, который был реализован на деревне в 2013 году (изначально этот отчёт я делал на драйве)
На каком то этапе, когда машину только собирали, пришло в голову изменить стандартное освещение салона на что-нибудь необычное и замороченное, и после некоторых раздумий было решено врезать в потолок очень много светодиодов в виде матрицы с последовательным управлением рядами, таким образом заменив стандартный плафон (правда его оставили чисто как декоративный элемент).
Проект был одобрен и поставлен на реализацию моим знакомым Димой, который всё это спроектировал, создал плату блока управления и написал код. А я, в свою очередь, занимался механической частью: снимал, ставил, крутил, сверлил… итд.
В числе прочего, видео того, как друг за дружкой зажигаются все эти 117 светодиодов можно глянуть
здесь, на канале разработчика. Качество далеко не самое, но представление даёт.
Кадр из видоса
Это, когда она стояла в боксе и неспешно собиралась
Естественно, вначале рассчитывался суммарный ток при том или ином количестве, как будет осуществляться питание, с учётом того что светодиоды необходимо питать с помощью стабилизированного источника итд. В итоге было куплено 117 белых 5-ти миллиметровых дешёвых светодиодов и пластиковых держателей под них (крепче сидят и декоративный ободок улучшает вид).
Планировалось разместить 13 рядов (по 9 светодиодов в ряду) вдоль всего потолка равномерно в виде матрицы, что и сделали в итоге. В потолке просверлили соответствующее количество отверстий, вставили держатели, светодиоды, после чего их все спаяли межу собой согласно разработанной схеме. С точки зрения питания все эти светодиоды разбиты на группы, каждая из которых представляет из себя три последовательно подключенных светодиода с общим стабилизированным питанием 9 вольт, при этом на каждый светодиод падает 3 вольта (это и есть его номинальный вольтаж). При таком подходе не потребовалось ни одного резистора, которые обычно ставят как токоограничивающие при питании выше номинального. Общее потребление тока светодиодов в совокупности получилось где-то в полтора раза больше, чем у штатного плафона, и соответственно ярче по уровню освещения. В углу потолка приклеили маленький разъём и через его ответную часть пустили многожильный провод к блоку управления, который расположили за центральной консолью.
По задумке каждый ряд должен был управляться отдельно и включаться-отключаться по очереди друг за другом. В итоге был создан блок управления с микроконтроллером на 28 ног (pic16F873A), но так как ещё оставались незадействованные ноги, помимо тех 13-ти для каждого ряда светодиодов, то ещё добавили функцию автоматического включения дхо по скорости, и функцию отключения стоп-сигналов когда жмёшь на тормоз, но стоишь на месте.
Вот структурная схема системы (по такому принципу строятся любые устройства автоматики; входы/выходы — и больше ничего)
Одну из штатных кнопок на центральной консоли сделали системной (кнопка задних противотуманок), а индикатор подтверждения нажатий встроен прямо в ней (когда хоть один ряд горит то и индикатор светится), подсветка кнопки горит круглосуточно (потребляет в сотню раз меньше чем, скажем, сигналка), чтоб в темноте легко включить свет).
Функции, доступные с системной кнопки:
*
Нажал коротко — в любой момент включил/отключил свет в салоне.
*
Нажал и удержал (индикатор мигнёт один или два раза) — включить/отключить реакцию системы на открытие дверей, то есть будет ли загораться свет в салоне при открытии дверей (состояние запоминается энергонезависимо)
*
Нажал и удержал при движении (индикатор мигнёт три раза) — фиксация и запись в память текущего значения скорости как пороговую для включения дхо. Отключение дхо происходит после 3-ёх минут простоя, либо сразу по отключению зажигания.
Ну и конечно же предусмотрены такие вещи как
auto power off, то есть неважно горит потолок с двери или с кнопки, в первом случае потухнет сам через 5 минут, во втором — через 10 минут.
В общем всё только по делу, ничего избыточного и сложного. Также, в ходе работ с этой машиной, были полностью удалены штатные концевики дверей, а вместо них установлены неубиваемые герконы (даже в лючок бензобака), на которых ни грязь, ни вода, ни коррозия, ни мороз итд — не влияют. Сигнал с этих концевиков идёт в систему и в сигналку.
Небольшое отступление по-поводу сигналки:
-----
Так получилось, что сначала был установлен старлин а91 (это как временная мера, пока мы не замутим новый проект, уже с переходом на кнопку старт-стоп итд) ... Потом, когда добавили крутое освещение, сделали ещё одно изменение, — касающееся уже сигналки. Дело в том, что пятнашка, как мы все знаем, на механике, и функция автозапуска в а91 предполагает соответствующие настройки, что приводит к необходимости всегда "подготавливать" сигналку к автозапуску, правильно покидая машину. Было решено изменить это и настроить "под автомат". И тогда поступили так: вывели из системы дополнительный провод, на котором появляется "плюс", когда колёса крутятся. Его подключили к сигналке, к тому проводу, который должен был идти к ручнику (или тормозу). Теперь старлин давал добро на запуск с пульта всегда, когда машина не ехала. И тут же провели испытания: заводили с пульта при включенной передаче. И в результате машина заводилась и проезжала 10 метров! прежде чем старлин вырубал автозапуск. Этот эксперимент показал насколько корявый и медленный код обеспечивает работоспособность старлина. А почему? Потому что этот код пишется на языке высокого уровня с использованием готовых библиотек и функций, что позволяет разработчикам, без особых запарок, по-быстрому реализовывать задуманное на уровне количества функций, но только в обмен на такие вещи как — быстродействие, безглючность и одновременное исполнение любых функций в любом сочетании.
К примеру, сделанная недавно Димой,
система в 6-ю мазду одному нашему знакомому, одновременно может крутить стартер в режиме автозапуска, принимать текущий вызов, + можно включить перемигивание дальним и с кнопки настраивать функции, итд, и даже намека на то, что какая-то функция затормозит-затупит, не будет. Немного истории: – более навороченные системы уже делались и ранее, в частности на автомобили с МКПП, и были проведены замеры –
заводили на передаче – система (не сигналка) тут же определяла, прекращала и блокировала дальнейшую возможность автозапуска, после чего, всё что надо было сделать, так это доказать ей, что ты как минимум побывал в салоне, хотя бы коротко нажав системную кнопку (и всё снова как раньше без лишних запусков двига). Так вот, в этой ситуации ваз 2114 по результатам точных замеров
проезжал всего 60 сантиметров на передаче. Именно поэтому некоторые ребята на деревне давно уже отказались и не используют всякие там процедуры резервирования нейтрали, когда потом, если надо дверь открыть снова приходиться к запуску подготавливать, это всё лишний гемор.
-----
Описываемый здесь проект в любом случае задумывалася ради хорошего и равномерного света в салоне, а также как некий тюнинг и небольшой понт, остальное стало просто бонусом. Когда смотришь сбоку на машину и там включается салонное освещение, то это выглядит как ступенчатое увеличение яркости и плавное распространение света по салону. Поначалу может показаться, что всё это излишне или не серьёзно, но на самом деле всё просто — так лучше, чем не так. Теперь, что сидя сзади, что на передних сидениях, можно с комфортом почитать что-то, без каких-либо напрягов, связанных с нехваткой освещенности или тенями. Да и подход в целом, как я считаю, достаточно серьезный, это не просто купить пару ярких светодиодных лент и запаковать куда-нибудь на скорую руку, здесь пришлось поработать руками с потолком, да и привнесение электроники с необходимой логикой работы говорит о соответствующем уровне.
P.S.==========
В будущем ещё планируется установить полноценную систему, иными словами сделать тюнинг самой проводки, схемы авто (то есть того, чего никто обычно не делает) . Примерно задумки такие — выкинуть сигналку, штатные провода (кроме силовых), блочки (даже тот, о котором здесь шла речь), релюшки, потроха штатного монтажного блока, -а туда, под такой же размер, спроектировать плату, которая собственно и станет сердцем системы, без каких-либо внешних блоков и реле, всё будет на этой плате. Это что-то наподобие блока BCM в иномарках. То есть принцип такой — все сигналы со всех кнопок, переключателей, датчиков будут просто в виде не толстых сигнальных слаботочных проводов приходить на этот блок, а уже чип на плате, воспринимая эти сигналы (их сочетания) будет в соответствии со своей программой управлять исполнительными не слаботочными нагрузками через релюшки на плате, полевые транзисторы итд. Именно так устроена любая микропроцессорная система, к примеру тот же инжектор — "мозги" воспринимают сигналы с датчиков (дмрв, дпкв, дд итд) и в соответствии с логикой программы управляют нагрузкой (исполнительными устройствами) — кактушки зажигания, форсунки, рхх итд. Такой подход даст следующие возможности — уменьшение количества проводов и предохранителей, более высокая надёжность, возможность задать какой хочешь алгоритм работы. Вот к примеру, взять поворотники- провода с переключателя теперь будут идти в систему, а она уже управлять лампами своего борта как задашь, хочешь вспышками по два раза — пожалуйста, тем более сами переключатели теперь можно и надо будет сделать не фиксируемыми (как и все остальные кнопки) — дернул разок- повороты мигают какое-то время, или смотрят на положение руля, скорости итд. То есть речь идёт о том, что орган управления не будет иметь прямой электрической связи с тем что он включает, а лишь давать команду системе, которая выступит в роли посредника между управлением и исполнением. И при таком раскладе, к примеру, забыть включенные габариты просто нереально, так как алгоритм их включения-отключения может быть завязан не только на кнопке (теперь уже не фиксируемой), но и на сочетании тех или иных сигналов и параметров, которые есть в распоряжении системы, а это и температура, и обороты, и скорость, и время, и напряжение, и различные другие статусы. Я уже не говорю о таких вещах, как автозапуск, старт-стоп (поскольку всё равно в блоке будут релюшки зажигания, стартера, асс, печки итд), охранные функции (пожалуйста — можно и датчики подрубить, удара, объёма…), gsm-модуль (для управления и контроля на неограниченном расстоянии)…Короче, структура такова: есть входы, есть выходы, а дальше всё ограничивается лишь фантазией. А теперь можно прикинуть себестоимость проекта без учёта работы, просто что надо купить и почём: — gsm модуль(грубо 1000р), пару китайских пультов для переделки под инфракрасный (200), плата + компоненты (чип и всякие там резисторы, транзисторы, кондёры, разъёмы…- примерно 400-500р), проводки, может какие кнопки модные… итд. В итоге приблизительно до 2000р, не более. Я не считал корпус, поскольку тут будет использоваться готовый.
2115_1280_800.jpg |
Описание: |
зад оставили от 099 |
Размер файла: |
1013.31 KB |
Просмотрено: |
408 раз(а) |
|
Последний раз редактировалось: Mr. Greko (06 Июля 2016 11:39), всего редактировалось 1 раз