Страница 3 из 3
Strange
2 6600
Во-первых, хочу прояснить свою позицию. Я не утверждаю, что мы в глубокой жопе, а американцы исключительно в белых жабо. В чем-то мы их превосходим, в чем-то - они нас. Все это очень запутано и неоднозначно.
Первые автомобили не имели никаких преимуществ перед конными повозками: скорости не больше, грузоподъемность сравнима, а надежность, удобство, стоимость эксплуатации на порядок хуже. Но без них не было бы современных авто. Хорошо это или плохо - отдельная тема, но раз уж мы выбрали путь технологического прогресса, то приходится оценивать по соответствующим критериям. Между прочим, и сегодня любая телега проще, надежнее и дешевле автомобиля Smile
При всех своих недостатках, все-таки многоразовые корабли - шаг вперед по сравнению с одноразовыми, по крайней мере они открывают какие-то перспективы.
А насчет военного назначения, так у нас весь космос был и остается военным. Тот же "Союз" и его носитель - вооружение космических сил, готовят и запускают их исключительно люди в погонах.
Не спорю, что "Буран" превосходит "Шатл", но ведь в нем учтены американские ошибки, нет? И есть куча примеров превосходства американской космической техники, например, их "Аполлон" по сравнению с "Союзом". Носитель "Сатурн 5" мог в 60-х выводить на околоземную орбиту 110 тонн, а мы до сих пор можем вытащить на 82-й машине ("Протон") только 28... Кстати, наверное до сих пор в одном из ангаров МАИ пылится отечественный лунный корабль. Не макет, а реальное изделие. Не был запущен только потому, что нечем было его вывести на орбиту, он весит около 100 тонн. И только поэтому мы вынуждены были пойти по пути исследования Луны автоматами. Да, это оказалось дешевле американской программы, но... Как говорится "не было бы счастья, да несчастье помогло".
С одной стороны мы очень сильно отстаем от американцев в космической технике. Почему? Две серьезных причины. 1 - в свое время академик Глушко, державший под контролем все разработки ракетных двигателей, своим авторитетом сгубил не одну блестящую идею только для поддержания собственного положения - при Совке это было нетрудно. В результате "Союз" до сих пор выводится двигателями от Фау-2. 2 - наш государственный идиотизм с кибернетикой и вычислительной техникой, в 80-х годах на создание баллистической ракеты у нас уходило 8-10 лет, американцы со своими САПРами делали тоже за 1,5-2 года...
С другой стороны, мы сильны в области "голь на выдумки хитра", умудряемся находить решения в обход всех известных правил и законов, чем не перестаем удивлять (и пугать!) все цивилизованное человечество Smile Великолепный пример такого решения - конические ведра на пожарных щитах. Если бы американцам надо было решить проблему защиты этих жестянок от воровства, то, не сомневаюсь, они бы ее решили сложнейшими и совершеннейшими системами сигнализаций, блокировок и черти еще чего с искусственным интеллектом. Нам это недоступно, поэтому просто сделали ведра с острым дном - и все! Не воруют, потому как в хозяйстве такое ведро нафиг не нужно Smile Так и существуем в странной смеси невероятной дури и потрясающей гениальности Smile
Больше я не вернусь
Ерунда. Нам доступны любые технологии. Не надо выдумывать, что от "кондовости" что-то делается проще. Там где оправдано - делается сложнее. И БУран тот же - тому пример. Понадобилось сделать систему с автоматическим управлением - сделали. Амеры - не смогли
Strange
Патриотизм, национальная гордость - это хорошо, но все же не должно ослеплять. Я еще могу поверить, что Вы носите одежду отечественного производства, курите отечественные сигареты (хотя та же исконная "Ява" давно выпускается под контролем British American Tabacco) и ездите на ВАЗовской продукции, но вряд ли сможете кого-то убедить, что все это самое лучшее, передовое и выпускается на пике современных технологий. А уж компьютер, с которого Вы сюда попадаете, точно не отечественный! И его Винда тоже американская. Чего же мы сами это все не могем, раз нам любые технологии доступны?
Широкое заблуждение, что космическая техника - сплошь технические прорывы и передовые достижения. Носитель "Союза" разработан еще в 50-х, и его бортовые приборы до сих пор собираются на реле и магнитных усилителях. Там даже транзисторов нет, не говоря о микросхемах! Так же сделан и его стартовый комплекс.
Новое поколение космической техники начинало появляться в конце 80-х, но его сгубили на корню, оно так и не увидело света. Но даже у тех машин, например, процессор бортового вычислительного комплекса - несколько плат, часто собранных проводным монтажом, а не одна Интеловская микросхема. И так делалось исключительно из технологических ограничений.
Насчет автоматической посадки "Бурана" точно не знаю, но подозреваю, что здесь дело не столько в железе, сколько в алгоритме управления кораблем, так это уже скорее идеи, чем технологии. В плане идей нам в самом деле равных нет.
Больше я не вернусь
Да есть факты, а не ваши домыслы. Вы в космических и военных технологиях разбираетесь не больше, чем покупатель китайской отдежды в качественной одежде.
kyzmyk
6600 писал(а):

Да есть факты, а не ваши домыслы. Вы в космических и военных технологиях разбираетесь не больше, чем покупатель китайской отдежды в качественной одежде.



Ну куда там до тебя......ты ж у нас ГУРУ...йопт...знаешь ВСЕ...тогда че такой несчастный-то а??? "Горе от ума".....
Кстати, хочу тебя огорчить, что 80% одежды - китайская и по качеству не уступает всяким мировым брендам...так что не надо ля-ля....
Это не я
kyzmyk писал(а):


Кстати, хочу тебя огорчить, что 80% одежды - китайская и по качеству не уступает всяким мировым брендам...так что не надо ля-ля....



Очень зря ты это написал. Потому что тем, кто в теме, становится понятно, что одежду мировых брендов ты не носил никогда.

Ничего страшного, я тоже не носил. Только кричать об этом не нужно.

P.S. Я всегда одеваюсь от одной замечательной украинской швейной фабрики -- вот она не уступает многим брендам, это точно.
Это не я
Strange писал(а):

Там даже транзисторов нет, не говоря о микросхемах!



Как транзисторы и микросхемы ведут себя в космосе?
Больше я не вернусь
1Для справки.. об одежде - в 1990х я эту китайскую одежду собственноручно возил. (работал челноком). Что скажу - то, на что хватало денег у наших людей (да и по сию пору хватает) - это в основном хлам, а не отдежда. У китайцев есть собственное качество одежды, которое продается только в Китае, но цены там - почти мировые.
2. У меня есть пара пиджачков от Армани , пиджак Кардэн. Брюки.. ну попроще - обычно Mayer ношу в приличные места.
По качеству от от китайской одежды массовой отличается очень сильно, хотя это всего лишь pret-a-porte .. Не на заказ - серийные пиджаки . Любителям китайского качества предлагаю проверить подкладку на любой своей одежде - много нового узнаете о ней
Одежда - это вам не сложная технология, но китайская одежда - это точно от бедности носится. Кстати одежду-то в России шьют достаточно качественную (более того ее продают немецкие СП под своми марками - в Европе).

3. Поскльку по сию пору занят разработкой электронных систем, а ранее работал в том числе и в ВПК.. А учили меня разрабатывать управление систем вооружения.. Замечу. -почти все материалы используемые в микросхемах любой степени интеграции очень не любят даже земную радиацию . Гарантийный срок хранения некоторых микрсхем - 15-20 лет. Даже если они не работают , а просто храняться- за это время фоновый уровень радиации убивает микросхему без защиты. кстати автоэлектроника , выпущенная даже 10 лет назад - уже вызовет сомнения. Т.к. она еще и подвергалась электроэрозии во время работы на уровне микросоеднинений в микросхемах.

В космосе электроника все равно постоянно заменяется - там отказов порядочно. Радиация там не шуточная космическая, даже защита не сильно помогает - у космонавтов между прочим дозиметры
kyzmyk
Это не я писал(а):


Очень зря ты это написал. Потому что тем, кто в теме, становится понятно, что одежду мировых брендов ты не носил никогда.

Ничего страшного, я тоже не носил. Только кричать об этом не нужно.

P.S. Я всегда одеваюсь от одной замечательной украинской швейной фабрики -- вот она не уступает многим брендам, это точно.



Ну да....Украина руллит....SmileSmileSmileSmile
Ты не сравнивай то что продают у нас и то, что продают в тех же штатах...был...видел....
А всякие там Армани, Босс, Карден...дык это они у нас стоят немеряно...в Германии цены ниже, причем значительно....

ЗЫ. Не покупаю "понтовую" одежду для повседневной носки из принципа....
kyzmyk
6600 писал(а):

1Для справки.. об одежде - в 1990х я эту китайскую одежду собственноручно возил. (работал челноком). Что скажу - то, на что хватало денег у наших людей (да и по сию пору хватает) - это в основном хлам, а не отдежда. У китайцев есть собственное качество одежды, которое продается только в Китае, но цены там - почти мировые.
2. У меня есть пара пиджачков от Армани , пиджак Кардэн. Брюки.. ну попроще - обычно Mayer ношу в приличные места.
По качеству от от китайской одежды массовой отличается очень сильно, хотя это всего лишь pret-a-porte .. Не на заказ - серийные пиджаки . Любителям китайского качества предлагаю проверить подкладку на любой своей одежде - много нового узнаете о ней
Одежда - это вам не сложная технология, но китайская одежда - это точно от бедности носится. Кстати одежду-то в России шьют достаточно качественную (более того ее продают немецкие СП под своми марками - в Европе).



1. Повторяю - это было в 90х - сейчас немного поменялась ситуация...
2. Ага, а стоимость этой одежды у нас - как две такие же вещи у них...лучше уж када буду в Германии куплю себе че-нить в офф.магазине того же Hugo....Одежду в России...качественно...пошел в Большевичку костюм покупать...ушел...Турция и то лучше шьет!!!!!!!

ЗЫ. Все такие разбирающиеся у нас...во всех сферах...аж страшно становится...че ж тогда мы такие бедные? (я про Россию с Украиной)SmileSmileSmileSmile
Strange
2 6600 Вообще-то я тоже работал на оборонку, в том числе над созданием бортовых вычислительных комплексов. И космическую технику знаю не по наслышке - готовил к пуску и запускал с полсотни тех же носителей "Союз" и "Молния", что почти одно и то же.
Как бы не вели себя полупроводники в космосе, а без них не обойтись. Просто приходится решать эти проблемы. В космосе вообще вылезает много того, с чем на земле не сталкиваешься. Те же металлы ведут себя по-другому, подвижные соединения перестают двигаться - эффект холодной сварки в вакуме. Но это же не значит, что надо отказываться от металлических конструкций! Надо искать приемлемые решения, и они всегда находятся.
Бортовая аппаратура наших носителей сделана без полупроводников не из соображений надежности. Просто в 50-х, когда она создавалась микросхем не было вообще, а транзисторы только-только появились. Кстати, носитель работает всего минут 10 и то в основном в пределах атмосферы, космические влияния там как раз неактуальны. А на более новых изделиях, например, спутниках или "Союзах", вовсю используется электроника, и ничего, нормально работает.
Восьмеркин
Strange писал(а):


...Насчет автоматической посадки "Бурана" точно не знаю, но подозреваю, что здесь дело не столько в железе, сколько в алгоритме управления кораблем, так это уже скорее идеи, чем технологии. В плане идей нам в самом деле равных нет.


Могу ошибаться, но посадка была вроде в полуавтоматическом режиме, звено истребителей его толи сажало толи контролировало посадку, но имели полномочия вмешаться...(что-то память навеяла) 8-)
GENA
Восьмеркин писал(а):

Strange писал(а):


...Насчет автоматической посадки "Бурана" точно не знаю, но подозреваю, что здесь дело не столько в железе, сколько в алгоритме управления кораблем, так это уже скорее идеи, чем технологии. В плане идей нам в самом деле равных нет.


Могу ошибаться, но посадка была вроде в полуавтоматическом режиме, звено истребителей его толи сажало толи контролировало посадку, но имели полномочия вмешаться...(что-то память навеяла) 8-)


Думай что пишешь! :-D Имели полномочия вмешаться! - Это перепрыгнуть с истребителя на Буран и взять управление в свои руки!!! Так что не помнишь не говори.

Я вот помню, что именно этой особенностью и гордились наши. И пророчили (окрыленные перестройкой) установить такую систему на гражданские самолеты. Но перестраивать начали совсем не то, о чем тогда думали люди.

А это для памяти!
Цитата:

ОТВЕТ ЗАПАДУ

Все началось 5 января 1972 года, когда президент США Ричард Никсон утвердил программу строительства космических челноков ? ?Спейс Шаттл?. Этот путь казался реальной угрозой, способной нарушить устоявшийся баланс могущества. Американский многоразовый корабль проектировался для изучения, уничтожения и захвата космических аппаратов противной стороны. Кроме того, ?Спейс Шаттл? мог нести до 30 ядерных боеголовок и ударить ими, снизившись над требуемой целью.

ЦК КПСС, проанализировав доклад института прикладной механики АН по данной теме, принял решение о комплексе защитных мер. Так родилась ответная программа ?Буран?.

Главным исполнителем советской задумки выбрали научно-производственное объединение ?Энергия?, руководимое Валентином Глушко. Разную степень участия приняли 1206 предприятий и организаций, подчиненных едва ли не сотне министерств и ведомств. В итоге многоразовый орбитальный корабль воплотил в себе наработки целой ракетно-космической эпохи СССР.

Воздушно-космический самолет (ВКС) в нашей стране приступали делать еще в 1958-м. Тогда этим занялось ОКБ. В. М. Мясищева, который первым наметил для теплозащиты объекта керамическую плитку. Но через 2 года Владимира Михайловича перевели в Центральный аэрогидродинамический институт, а его ОКБ передали фирме В. Н. Челомея. К 1964-му были готовы макеты пилотируемого и беспилотного ВКС, но тут сняли Н. С. Хрущева, и завыли ветры перемен.

Из всех программ по этой теме оставили одну, ведомую Г. Е. Лозино-Лозинским. Его ?Спираль? предполагала взлет ракетоплана с тяжелого самолета-носителя. Но это новое слово в космонавтике зарубил маршал А. Гречко, хоть ?Спираль? и продемонстрировала успешные старты из-под носителя Ту-160. Министр обороны испугался воплощавшейся фантастики, что затормозило российский прогресс на много лет.

Первый американский шаттл ?Колумбия? взлетел ровно через 20 лет после гагаринского триумфа: 12 апреля 1981.

Наши специалисты, идя тем же путем, были готовы куда позже, лишь к 1988-му. Собственно, пусков было два. Первый, когда ?Энергия? вывела на орбиту 100-тонную болванку, явился пробным и состоялся летом, за несколько месяцев до общеизвестного ноябрьского полета.

Из сообщения ТАСС: "После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы ?Энергия? орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур. Это была первая в истории автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.

Сделан новый выдающийся вклад в освоение космоса, советская наука и техника одержали блестящую победу".

?Увы, оставшуюся без грядущих логических продолжений. Ибо новый лидер государства, уже определившийся тогда с курсом на разрядку, при визите на Байконур изрек сакраментальное: ?Ну? видимо, этой птичке мы навряд ли найдем применение? Но ракета, да? Мне кажется, найдет свое место??

Так выдающееся творение державы приказало долго жить.



БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ

Интересны сравнительные характеристики систем ?Энергия-Буран? и ?Спейс Шаттл? (в скобках ? американские данные):

? Масса полезного груза, выводимого на орбиту высотой 200 км ? 30 т (29,5 т).

? Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты на Землю ? 20 т (14,5 т).

? Стартовая масса ? 2400 т (2040 т).

? Масса орбитального корабля с максимальным полезным грузом ? 105 т (114,2 т).

? Возможный экипаж ? до 10 чел. (до 10 чел.).

? Длительность функционирования на орбите ? до 30 суток (до 30 суток).

? Кратность применения ? 100 раз (100 раз).

? Суммарные затраты ? 16,4 млрд. руб. (17,8 млрд. долларов).

Этот советский параметр, если верить тогдашнему переводному курсу $1=67 коп., составлял 11 млрд. долларов.

Для управления ?Бураном? пришлось воплотить сложный информационный тракт: ?ЦУП ? наземный ретранслятор ? спутниковый ретранслятор ? корабль?.

Были задействованы 6 наземных станций слежения: в Евпатории, Москве, Джусалы, Улан-Удэ, Уссурийске и Петропавловске-Камчатском. Для контроля посадочного витка задействовались два научных судна в Тихом океане и два ? в Атлантике. Все это дублировалось и контролировалось сетью наземных и спутниковых каналов. Трудность маневра представим хотя бы по факту: длина трассы адресованного ?Бурану? тормозного импульса превысила 120 тысяч километров. Но в итоге беспилотный ВКС подкатил к наземному флажку аккуратнее, чем иной водитель заруливает к бордюру. Чем увековечил грустный парадокс: Штаты не сделали ни одного беспилотного запуска орбитального ?челнока?, СССР ? ни одного пилотируемого?

Для советской космонавтики новым делом в данном проекте являлось теплоизоляционное покрытие аппарата, выполнявшееся керамическими элементами по особой схеме. Каждый элемент ? а всего их насчитывалось около 40 тыс. штук ? был пронумерован. Внешне такая плитка напоминала обычный кафель, но весила несравненно меньше, ибо в основе имела кварц. Большой мешок такой плитки человек легко поднимал вытянутой рукой. Спецпокрытие обладало ничтожно малой теплоемкостью: элемент, какое-то время находившийся в печи с температурой 900 градусов, при извлечении свободно брали руками ? он был холодным.

Кроме теплоизоляции, покрытие выполняло энергетическую функцию: служило конденсатором солнечного и статического электричества. В зависимости от цвета покрытия оно характеризовалось плюсовым либо минусовым электрическим зарядом. При этом грязевые и жировые пятна лишали оболочку корабля нужных электрофизических свойств.

Крепили жаропрочные элементы к поверхности аппарата особым термостойким клеем на резиновой основе ? ?Эластосил?. Работы велись в МИКе ? монтажно-испытательном корпусе в приаральской степи. Теплоизолировщики завозились вахтой, на несколько месяцев. Основной рабочий контингент ? москвичи. Учитывая специфику бытия и менталитет, становился понятным нередкий ущерб качеству из-за пьянок. Возникала необходимость переделок. Кроме того, плитку до монтажа испытывали нагревом, что давало свой процент брака. Керамические отходы вывозили и ссыпали в изуродованную взрывом на старте ракетную шахту, находившуюся поблизости. К завершению оклейки ?Бурана? добрую половину объема этой шахты заполняли россыпи отбракованной керамики. А каждая плитка стоила до 500 рублей, что составляло в ту пору двухмесячный голый оклад конструктора 1-й категории. ?Не счесть алмазов в каменных пещерах??

Кстати, о деньгах. На заре орбитальных рейсов советские космонавты поощрялись 15 тысячами рублей за полет и автомобилем ?Волга?. Дарились мебельные гарнитуры и постельное белье. Позже, в 1970-е, ставки упали: за полет выдавали по 7,5 тысяч и по ?Волге?. Зарплата нелетающего космонавта составляла 600 рублей. У астронавтов США этот показатель в те же годы был около $2000, а гонорары за полет обуславливались конкретным договором.

Тарифный отпуск советских космонавтов длился 45 суток, послеполетный ? 3 месяца.



КРЫША И КРЫШКА

"Что раньше было сказано,

Теперь уже не скажется,

Не скажется ? не сбудется,

Не сбудется ? забудется?"

(А. Фатьянов, ?Когда уходит молодость?)

К моменту благополучного завершения первого вылета ?птички? дальнейший план этой темы выглядел так:

? Старт ?Бурана-2К1? (второй корабль, первый полет) с модулем дополнительных приборов. Срок ? 4-й квартал 1991-го, длительность ? двое суток.

? Старт ?Бурана-2К2? еще с одним приборным модулем. Срок ? 2-й квартал 1992-го, длительность ? 7 суток. В полете намечена стыковка с орбитальным комплексом ?Мир?.

? Старт ?Бурана-1К2? с очередным комплексом научного оборудования. Срок ? 1993 год, длительность ? 15?20 суток.

Все эти вылеты планировались беспилотными. Затем должны были состояться испытательные полеты с пятого по восьмой, в которых участвовал бы третий корабль ?3К?, с экипажем из двух космонавтов. Эти миссии, намеченные на 1994?95 годы, имели в виду стыковку с комплексом ?Мир?.

По мнению специалистов, программа ?Энергия-Буран? окупилась бы не ранее 1995 года, а начала давать прибыль только к 2003-му. Но на закате СССР пелись уже другие песни. Фундаментальная наука и дорогостоящая техника уступили арену скоропалительной конверсии. В декабре 1991-го Госсовет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшее за космонавтику. Приговор истории вступил в силу.

К моменту развала империи наиболее совершенным ракетным двигателем в мире считался РД-170, поднимавший системы ?Зенит? и ?Энергия?. Затем фирма ?Энергия? создала двухкамерный агрегат РД-180, на 70% взаимозаменяемый с РД-170, но более мощный и дешевый. Тогда-то Америка, с начала 1970-х тщетно бившаяся над проблемой экономичных двигателей для космических запусков, и добилась успеха. В 1996-м США купили у России технологию производства РД-180. Как признал эксперт компании ?Тил Груп? М. Касарес, для отработки сопоставимого с нашим ракетного двигателя за океаном пришлось бы израсходовать полтора-два миллиарда долларов. А РД-180 ?испытан, дешев, да и просто лучше всего того, чем сейчас располагают Соединенные Штаты?.

Зато на бывшей одной шестой космические горизонты далеко не веселы. По договору, Россия арендует отошедший Казахстану Байконур за $90?120 млн. в год. Суммы эти вносятся с частыми задержками, что подогревает вялотекущий межгосударственный конфликт.

На космодроме свирепствуют мародеры, ворующие кабель. Атаки их многочисленных шаек заставили окопать космодром защитным рвом и организовать вертолетное патрулирование. Но и такие меры слабо помогают.

Мистика: еще в апреле 1988-го, после обильного снегопада и резкой оттепели, крыша монтажно-испытательного корпуса дала множественные течи. Тогда метровый пласт снега со здания убирала рота солдат, что не уберегло ?Буран? от жирных битумных пятен на обшивке. Корабль долго отмывали.

А 12 мая 2002 крыша МИК обвалилась. Комплекс ангаров, построенный в 1960-х, состоял из двух корпусов: 40-метровой и 80-метровой высоты. Рухнула вся крыша 80-метрового. Это было огромное здание длиной 280 метров. Причина обвала ? точечная нагрузка от 10 тонн рубероида, поднятого туда для ремонта кровли. В руинах погибли восемь ремонтников. Под обломками также остались три топливных бака от ракеты ?Энергия? и почти собранный аналог корабля ?Буран?, слетавшего в космос.

По сообщению ?Росавиакосмоса?, обрушившийся МИК восстанавливать не будут из-за отсутствия финансирования программы многоразовых полетов в обозримом будущем?

?Оно и понятно. Космические программы ? дело нудное, трудное? Куда веселее заниматься другими звездами ? шоу-бизнеса, например. Хоть и похоже на обезьянник, зато прибыльно, да и не засохнет. В обозримом будущем?

.

Публикация подготовлена по материалам А. Первушина, Г. Сысоева, В. Шуневича, И. Осипчука, М. Калашникова

GENA
Цитата:

Не спорю, что "Буран" превосходит "Шатл", но ведь в нем учтены американские ошибки, нет? И есть куча примеров превосходства американской космической техники, например, их "Аполлон" по сравнению с "Союзом". Носитель "Сатурн 5" мог в 60-х выводить на околоземную орбиту 110 тонн, а мы до сих пор можем вытащить на 82-й машине ("Протон") только 28... Кстати, наверное до сих пор в одном из ангаров МАИ пылится отечественный лунный корабль. Не макет, а реальное изделие. Не был запущен только потому, что нечем было его вывести на орбиту, он весит около 100 тонн. И только поэтому мы вынуждены были пойти по пути исследования Луны автоматами



Сначала гнали коней по полной программе, поэтому и заносило на поворотах. Но когда политический пыл упал (на луну "высадились" американцы) наш задел тех времен, до сих пор не превзойден. Да Н1 делалась в спешке и не вышла. Но зато потом прекрасно получилась "ЭНЕРГИЯ"

Цитата:

?Энергия? ? советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса, разработанная ЦАГИ. Являлась одной из самых мощных ракет в мире. Первая советская ракета-носитель, использовавшая в качестве топлива жидкий водород.

Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач:

Носитель для МТКК ?Буран?
Носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс
Для запуска орбитальных станций нового поколения
Для запуска сверхтяжёлых геостационарных спутниковых платформ
Для запуска тяжёлых военных грузов
Работы над ракетой начались в 1976 после неудач с ракетой Н-1 и закончились в 1987 г.

Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме. Первую ступень составляют четыре боковых блока с кислородно-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, возвращаемые на Землю с помощью парашютов. Ресурс модулей первой ступени составляет около 10 запусков. Блоки являются доработкой первой ступени ракеты-носителя ?Зенит?.

Вторая ступень оснащена четырьмя кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией. Используется боковое крепление груза.

Ракета способна вывести на орбиту в варианте с четырьмя боковыми блоками около 100 тонн полезного груза, в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель ?Протон?. Возможны, но не были испытаны, также варианты компоновки с двумя (?Энергия-М?), с шестью и с восемью (?Вулкан?) боковыми блоками, последний ? с рекордной грузоподъёмностью 175 тонн.

Этот уникальный механизм летал всего лишь дважды:

15 мая 1987 с экспериментальной нагрузкой: спутник ?Полюс? (массогабаритный макет ?Скиф-ДМ?, прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого КА.
15 ноября 1988 в составе комплекса МТКК ?Буран?
Несмотря на прекращение эксплуатации этого носителя, технологии разработанные для ?Энергии? используются и в настоящее время: двигатель боковых блоков ?Энергии? РД-170, самый мощный, по состоянию на 2005 год, двигатель в истории космонавтики, используется как РД-171 на первой ступени ракеты-носителя ?Зенит? (в том числе в проекте Морской старт), а двигатель РД-180, спроектированный на основе РД-171, в американской ракете Атлас-5.

GENA
По всему сказанному.
Лично, я, не против сотрудничества с другими странами. Автомобилестроение конечно не космос, но сдвиги есть, пошли первые отверточные сборки. В США пошли отверточные сборки нашего РД-180. Боюсь за одно! Что их автомобили при нашей отверточной сборке и "умелом" руководстве превратятся в тупое собирание и не более. (всероссийская известная история фиата-124) Они же собрав десяток другой двигателей, срисуют технологию и сделают свой! Потом переманят пару конструкторов и вперед!
Больше я не вернусь
Нууу.. Вобще-то недавно показали фильм про то, как "тупо собирали" Фиат 124. Как известно в чисто "итальянском" варианте он настолько быстро выходил из строя, что итальяшкам пришлось совместно с нашими инженерами его дорабатывать под Россию.
Собственно в той или иной степени все инопроизводители вынуждены это делать. Хотя все равно гарантий от воздействий наших дорог и дешивизны ремонта не выходит.
Dr.Lecter
Кстати, рекомендую, есть же замечательный ресурс:
http://www.buran.ru/

Там и диски можно заказать.
Dr.Lecter
GENA писал(а):

Не спорю, что "Буран" превосходит "Шатл", но ведь в нем учтены американские ошибки, нет? И есть куча примеров превосходства американской космической техники, например, их "Аполлон" по сравнению с "Союзом". Носитель "Сатурн 5" мог в 60-х выводить на околоземную орбиту 110 тонн, а мы до сих пор можем вытащить на 82-й машине ("Протон") только 28... Кстати, наверное до сих пор в одном из ангаров МАИ пылится отечественный лунный корабль. Не макет, а реальное изделие. Не был запущен только потому, что нечем было его вывести на орбиту, он весит около 100 тонн. И только поэтому мы вынуждены были пойти по пути исследования Луны автоматами



Вообще с лунными программами СССР-США вопрос на вопросе, политики и, я бы даже сказал, мистики там на порядок больше технических аспектов. "Союз" явно превосходил "Апполон", не надо, летает до сих пор и горя не знает, а "отечественный лунный корабль" не был запущен совсем по другим причинам. А от "Сатурнов" амеры отказались в принципе, на десятилетия похерив как РН, так и пилотируемые станции. Как сказал один важный функционер НАСА несколько лет назад: "русские забыли про пилотируемые космические станции больше, чем мы собираемся узнать в ближайшие десять лет". Собственно, для этой цели МКС и был запущен. И МИР потопили, пидары.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 3 из 3
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы