На следующий день подъезжаю к офису, топаю к давешней синьорите, она проверяет права, страховку (обычный распечатанный PDF, который мне прислала по e-mail страховая) и документы на машину.
Поскольку свидетельство о регистрации и номера мне по почте все никак не приходят, уже больше месяца катаюсь на голых дилерских рамках и со временным свидетельством, прилепленным на скотч к лобовому стеклу. Так что в качестве документов на машину выступил договор купли-продажи (я выбираю наиболее близкие по смыслу русские термины).
Проверив документы, синьорита сказала перегнать машину к задней двери офиса в очередь на сдачу, ну и опять сердечно пожелала удачи.
Только поставил машину в очередь (3-4 машины) - вышел охранник. Спросил, есть ли у меня права, узнав, что есть русские, успокоился и еще немного поболтал со мной. Видимо, бдит, чтобы экзаменуемые по одному не приезжали - все остальные сдающие были с сопровождающими.
Долго ли, коротко - подошла экзаменаторша, дородная американская тётя с игривым именем Пэмми. Открываю водительское стекло, здороваемся, экзаменатор обходит и проверяет машину - наличие зеркала слева и внутри, работу поворотников, гудка, стоп-сигнала. Противотуманного фонаря сзади в Америке нет, хотя туманы бывают очень плотные.
Далее экзаменатор просит показать сигналы руками - налево, направо, замедление-стоп, высовываю руку в окно и показываю. Потом показываю рычаги управления стеклоочистителями, поворотниками и светом фар, кнопки аварийного сигнала, обдува лобового стекла и обогревателя заднего.
Садится в машину, рассказывает, как будет проходить экзамен, и что они тут белые и пушистые, провокациями не занимаются, говорят, что надо делать, а если делают пометки, это совсем не значит, что я делаю ошибки.
Задаю уточняющие вопросы, американцы это страсть как любят. Типа смущаюсь, говорю, что 20 лет ездил на механике, ничего, что я руки буду держать не на "без пятнадцати три", как в правилах? Канэшно, дарагой, делай, как удобно и безопасно для тебя. Контакт налажен. Поехали.
Трогаясь с места, думаю, большинство сдающих тут же зарабатывают штрафные баллы. Я об этом подумал, еще когда в очереди стоял. Там выруливаешь от стенки здания, которое слева, и сзади-справа еще дорожка примыкающая есть, а навстречу от ворот дорожка уже двусторонняя. И получается, что ты в примыкающую полосу должен перестроиться, а со встречки уйти - то есть включить поворотник направо и бешено завращать головой, типа проверяешь слепые зоны. Потом протокол сдачи посмотрел - так и есть, первым пунктом идет маневрирование по парковке, проверка наличия проезжающих авто.
В общем, ключ к успеху - соблюдать скорость в жилых кварталах (25 миль в час), там, где надо - слишком медленно не ехать (35 и 45 миль по знакам), крутить головой при всех перестроениях, поворотах и при проезде перекрестков, следить за пешеходами и велосипедистами на дорожках, особенно при повороте направо, останавливаться на стопах и опять же старательно крутить головой, и ваши волосы станут белыми и шелковистыми. Ну еще задним ходом вдоль бордюра метров 50 проехал, да от бордюра отвалил по всем правилам - к вящей моей радости, сзади как раз автомобиль появился, который я засек и старательно пропустил, заработав дополнительный респект.
Самое страшное, чего боялся - наработанные рефлексы будут работать против меня, ускоряться со светофора, набирать не глядя 60 км/ч (что уже большое превышение в жилых зонах), ездить по зеркалам и т.п., а тут ведь через плечо не оглянешься - сразу критическая ошибка, свободен. Но все обошлось, был внимателен.
В общем, заработал 0 штрафных баллов и оценку excellent. Давно забытое чувство. Отличник боевой и политической подготовки просто.
Вернулись у офису, экзаменатор поздравила, затем синьорита поздравила, выписала времянку, пока по почте права не придут, пожелала счастливого Рождества. Усталые, но довольные, пионеры возвращались домой.