Цитата:С следующего года хотят разрешить продажу алкоголя на АЗС.
Авторы инициативы — Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) при поддержке Российского топливного союза (РТС). Как утверждает президент РТС Евгений Аркуша, запрет на продажу алкоголя, введенный в 2011 году, лоббировался торговыми сетями, которые опасались конкуренции с заправками. «Мы за возврат продаж алкоголя в магазинах на АЗС, как и РСПП, как и все, кто связан с этой отраслью. Продажа алкоголя не имеет ничего общего с алкоголизмом», — рассказывает РБК Аркуша. Именно потенциальный рост потребления алкоголя стал причиной отказа снять запрет при обсуждении этой инициативы в Госдуме в 2012 и 2014 годах. Но, как пояснили в Минэкономразвития, информация, «подтверждающая эффективность установленного законодателем запрета, направленного в первую очередь на снижение аварийности на дорогах, вызванной управлением автотранспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения, отсутствует».
«Магазин на АЗС — это обычный магазин, никакого отношения он к автомобилистам не имеет. Если люди покупают алкоголь на заправке, они вовсе не обязательно начнут выпивать его на месте», — считает Евгений Аркуша. С ним согласен и аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков. «Законопослушные водители, ответственно относящиеся к себе и другим участникам движения, не станут выпивать за рулем, вне зависимости от того, продается на автозаправке алкоголь или нет; эти меры никак не связаны напрямую», — считает Костюков.
«Никаких проблем» с продажей «легкого алкоголя» не видит и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Это вопрос не о том, выпьет водитель или не выпьет, это вопрос об удобстве сервиса и обслуживания. Думаю, что никаких проблем продажа алкоголя с небольшим содержанием спирта не доставит и проблем с безопасностью дорожного движения не создаст», — уверен он.
Заправка вместо магазина
По данным РТС, примерно из 22 тыс. работающих в России АЗС более половины занимаются розничной торговлей сопутствующими товарами. По мнению Аркуши, магазины на заправках очень часто играют роль точек притяжения, особенно в сельской местности: «Люди очень часто приходят туда не за бензином — вообще за всем, что им необходимо в данный момент».
Одна из причин инициативы со стороны РСПП и топливных компаний — это падение продаж на АЗС. В 2015 году потребление бензина в России снизилось впервые за 15 лет. Снижение продолжилось и в этом году. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», за девять месяцев 2016 года снижение объемов продаж бензина на АЗС составило 1,5%, а дизельного топлива — на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В последние несколько лет торговля топливом становится все более и более убыточной, главный способ повышения эффективности работы заправки — это в том числе продажа сопутствующих товаров», — говорит Евгений Аркуша. Как сообщала газета «Ведомости», за первое полугодие 2016 года «Газпром нефть» получила от продажи кофе на собственных заправках 1 млрд руб., или 0,13% от всей выручки. При этом «одна чашка кофе по прибыли равна 6 л бензина», приводило издание слова гендиректора «Газпром газэнергосети» («дочка» «Газпрома») Дмитрия Миронова.
По оценке директора агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, средний розничный оборот алкоголя в магазине при заправке может составлять более 30 тыс. руб. в день. «Топливо — это большие обороты и низкая маржинальность, алкоголь — небольшие обороты и высокая маржинальность», — объясняет Аркуша.