После выполненной самостоятельно плановой замены на моторе 2112 стандартного ремня ГРМ (производитель - БРТ) и роликов VBF на комплект Gates Power Grip (ремень + ролики) радость, к сожалению, была недолгой. Свежеустановленный ремень уже через 500 км потребовал подтяжки. Еду проконсультироваться к знакомому мастеру на СТО. Он объяснил необходимость подтяжки тем, что импортные ремни более эластичны, чем отечественный БРТ и должны ?прикататься? по месту. Что ж, объяснение довольно правдоподобное, тем более что разница в ?дубовости? между отечественным и импортным ремнем легко ?прощупывалась?. Я даже успел успокоиться, вот только вскоре (в смысле после смешного для ремня/роликов пробега) ситуация повторилась.
На этот раз, сняв кожух ГРМ, мы с мастером увидели неприятную картину: внутри кожуха полным-полно резиновой пыли, а ремень ?сожран? со стороны двигателя миллиметра на три. Итак, дальнейшие действия были очевидны - ремень и ролики надо менять. Мастер предложил купить замену в магазине при СТО, типа тут мы за качество отвечаем. Ну ладно, говорю, делаем так.
Несчастный Gates бы быстренько снят вместе с роликами. Тут и пришло время для шока. Люфт в роликах был просто чудовищным. Старые ролики VBF (те что стояли с завода), после впятеро большего пробега были НАМНОГО лучше. О ремне я вообще молчу.
Подробности замены я расписывать не буду, их при желании, можно прочитать в ?мурзилке?. В итоге под капотом прописался ремень БРТ + ролики VBF. На этот раз после замены я отъездил километров двести, когда стало ясно, что и этот ремень упорно сбегает к двигателю и ?жрется?. Чтобы не жертвовать еще одним ремнем, мчусь на СТО. Приемщик на СТО косится как солдат на вошь (ведь на работу дана гарантия, соответственно устранять косяки придется бесплатно), хорошо, хоть мастер встречает по-человечески - ему самому уже стал интересен мой ?неудобный? случай.
Расписывать всю подноготную не буду, оглашу сделанные выводы:
Если старый ремень ГРМ + ролики вели себя нормально, а после замены появились проблемы, то дело может быть только в следующем:
1. ?Кривой? ремень.
2. ?Кривые? ролики.
3. Погнутые шпильки крепления роликов.
4. Поврежденные при снятии старых роликов привалочные плоскости на головке.
Сползание ремня из-за шкивов КВ или РВ, ИМХО, очень маловероятно, а вот на помпу стоит обратить внимание. Замечу, что небольшой люфт шкива помпы допустим. Также, еще раз повторю, что если старый ремень + ролики вели себя нормально, то не в помпе дело.
Теперь расписываю, как бороться с каждым из вышеперечисленных пунктов.
1. ?Кривой? ремень. Допустим, после установки ремень сбегает к двигателю. Переворачиваем ремень другой стороной (иногда попадаются импортные ремни, для которых указанно определенное направление вращения, в этом случае номер не пройдет). Если после переворачивания ремень стал сбегать в другую сторону, то дело в нем. К несчастью, это лечится только заменой. Перебирайте, пока не найдете нормальный.
2. ?Кривые? ролики. Здесь сложнее, поскольку точно обмерить геометрию роликов в ?домашних? условиях довольно проблематично. Конечно, можно взять штангенциркуль с ценой деления 0,05 мм и обмерить ролик следующим образом:
- померить диаметр у одной из реборд.
- поворачивая ролик повторить замеры с шагом около 45 градусов.
- повторить вышеприведенные замеры у другой из реборд.
Поверьте, скорее всего вы будете неприятно удивлены, что ролик не только овальный, но еще и конусный. Напомню также, что новый ролик должен легко вращаться и не иметь ?прощупываемого? люфта в подшипнике. Итак, вы убедились, что внешняя поверхность ролика (по которой бегает ремень) - кривая. Но это, ИМХО, еще не так страшно. Гораздо большее влияние на сбегание ремня оказывает неперпендикулярность оси вращения привалочной плоскости. К сожалению, проверить это можно только в заводских условиях специальным измерительным инструментом. Ролик зажимается в ?центрах? и вращается, измерительной головкой снимается ?кривизна?. В роликах Gates неперпендикулярность оси вращения привалочной плоскости составляла 0,4 мм на ширину центральной части, а конусность внешней поверхности - 0,9 мм. VBF были получше, но ненамного. Действовать, ИМХО, можно двумя путями. Первый: надеясь на лучшее, до посинения перебирать ролики, пока не найдете приемлемый по ?кривизне? комплект. Второй: доработать имеющийся ролики, убрав огрехи его геометрии. Я выбрал второй путь.
Ролики были установлены привалочной плоскостью на плите координатного станка, винтом с пластиной была зафиксирована наружная часть. После этого оставалось резцом снять ?лишний? пластик., сделав внешнюю поверхность ролика строго цилиндрической с осью перпендикулярной привалочной плоскости. Диаметр роликов, естественно, уменьшится, но непринципиально. После этого по вышеуказанному методу проверяем геометрию и ролики можно устанавливать на двигатель. Теперь из-за них ремень уже сбегать не будет.
3. Погнутые шпильки крепления роликов. С одной стороны, в то, что ?голыми руками? можно согнуть не очень длинную шпильку M10 верится с трудом. Также, не будем забывать, что положение роликов задается привалочной плоскостью, а не шпилькой (зазор между отверстием в ролике и шпилькой достаточно велик). Но, от греха подальше, заменить их не мешает. Мастер на СТО утверждал, что шпильки нередко гнут при отворачивании старого прикипевшего ролика, а вот при затягивании погнуть ее почти невозможно.
4. Поврежденные при снятии старых роликов привалочные плоскости на головке. Очень маловероятный пункт, но, чем черт не шутит. Хотя бы визуально стоит убедиться, что на них нет грязи/стружки/заусенец.
В итоге имеем нормально работающий привод ГРМ. В моем случае обошлось приведением роликов к нормальной геометрии и заменой шпилек. Ремень остался тот же (БРТ, который не успело сожрать).
P. S. Как мог заметить внимательный читатель, в заголовке темы стоит ?Часть 1.? В последующей Части 2 будут даны эскизы, как устанавливался ролик на координатном станке, и какое необходимо приспособление, позволяющее обойтись при доработке роликов обычным и широкодоступным токарным станком вместо ?эксклюзивного? координатного.