На ставках подведомственного министерству спорта Центра спортивной подготовки (ЦСП) состоят 3,5 тысячи спортсменов и 1,5 тысячи тренеров (цифры в конце июня обнародовал Виталий Мутко). Чтобы понять размах федеральной поддержки, достаточно напомнить, что на Играх-2008 в Пекине Россию представляли 468 спортсменов, два года спустя в Ванкувере-2010 - 176. Это 644 спортсмена. Из них лишь примерно каждый седьмой (73 человека в Пекине и 15 - в Ванкувере) смог выиграть медаль. Получается, что олимпийская элита составляет лишь 1/40 часть от общего числа спортсменов, которых кормит министерство.
Зарплата в ЦСП - наиболее постоянный источник дохода российского олимпийца. Ставки разные, но поставлены в прямую зависимость от текущего результата. Середняки и перспективные зарабатывают от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Олимпийские чемпионы, призеры Игр и чемпионы мира получают чистыми, то есть с вычетом налогов, 100 - 120 тысяч рублей в месяц.
В престижных летних видах спорта вполне сопоставимые деньги платят старшим тренерам. Тогда как тренеры главные, согласно представлениям министерства о финансовой субординации, получают ненамного, но больше ведущих спортсменов - 120-150 тысяч.
Образ полунищих энтузиастов, который еще несколько лет назад поддерживался самими олимпийцами до такой степени, что стал вызывать легкое раздражение, рушится, как видите, у нас на глазах. Но присказка - "чтоб ты жил на одну зарплату" - это, оказывается, и про российский спорт тоже. Потому что ставками ЦСП доходы олимпийцев и тренеров не ограничиваются.
Следующий постоянный источник - зарплата в регионах. Бесхозных спортсменов и тренеров в российском спорте почти нет. Зато есть параллельный зачет, пустивший свои корни еще в советское время, и теперь в 99 случаях из 100 спортсмен, представляющий два региона, делает это отнюдь не из патриотических соображений. Говоря прямо, параллельный зачет и тогда, и сейчас - легализованная шабашка, которую давно уже грозятся прикрыть. Однако пока это не сделано, и она продолжает кормить семьи многих олимпийцев, умудряющихся представлять одновременно Москву и Якутию, Краснодарский и Красноярский края, так в Сибири ни разу и не побывав.
Строгой шкалы зарплат в регионах не существует. В Москве неплохой считается ставка в 30 тысяч рублей в месяц. В регионах - раза в два меньше, хотя попадаются такие, что Москва на их фоне выглядит провинциально. При этом второй по счету для спортсмена регион хорошо понимает, что он - лишь второй, и относится соответственно.
Огромное количество спортсменов состоит в спортивных обществах, порой не зная (или кокетничая, что не знают) собственных военных званий, - зато это надежный источник их финансирования номер три. Наиболее крупные и активные игроки на этом поле - ЦСКА и "Динамо". Ставки тоже сильно разнятся, но 40 тысяч рублей в месяц элитным спортсменам платят. Остальным, конечно, меньше.
Следующие два источника доходов олимпийцев - стипендиальные. Во многих регионах спортсменам платят так называемую губернаторскую стипендию. Ее размер чаще всего зависит от личных отношений, но 10-15 тысяч в месяц в среднем она приносит.
Намного солиднее стипендия президентская - 32 тысячи рублей в месяц: эти деньги с марта 2011 года гарантированно получают призеры соревнований не ниже чемпионата Европы, а также их личные наставники и тренерский штаб сборных в случае призового места в командном зачете. Раньше эту стипендию могли получить и те, кто остался вне пределов призовой тройки, но сами олимпийцы утверждают, что за четвертые места больше не платят.
Наконец, шестой по счету (но точно не по значимости) источник - принудительно-благотворительный Фонд поддержки олимпийцев, собравший под своими знаменами цвет российского бизнеса, который в середине 2000-х годов настоятельно попросили обратить внимание на спорт высших достижений. Вот начало алфавитного списка пайщиков - Роман Абрамович, Петр Авен, Вагит Алекперов, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска. Наблюдательный совет фонда еще с допрезидентских времен возглавляет Дмитрий Медведев. Работает фонд как швейцарские часы: деньги платит немалые и вовремя.
Как это выглядит в цифрах? К примеру, чемпион мира 2011 года на протяжении нынешнего олимпийского сезона получает 90 тысяч рублей ежемесячно. Серебряный медалист - 60. Бронзовый призер, а также чемпион Европы - 50, и так далее. Нижняя планка - это чемпионы России, сумевшие подтвердить свой уровень высоким результатом на крупном международном соревновании: им за год выплачивают 120 тысяч. Раньше из этих денег вычитались налоги, но с 1 января 2012-го деятельность фонда попала под положение налогового законодательства в отношении благотворительных организаций, поэтому 13-процентный налог вычитать перестали.
Спортивную "географию", о расширении которой чиновники принялись говорить после Игр в Сиднее-2000, ставших последним эхом советской системы подготовки, хорошо изучать по деятельности фонда. В 2010 году он выплатил 54 миллиона рублей вольникам, 51 миллион фехтовальщикам и 44 миллиона легкоатлетам. Зато триатлону, гребному слалому и шоссейному велоспорту достались соответственно 0,2, 0,4 и 1,3 миллиона. Хороша такая "география"? Наверное, не очень, но она отражает реалии нашего летнего олимпийского спорта. Все в том же 2010-м гранты от фонда получили 459 спортсменов (то есть фактически вся олимпийская команда) из 26 летних видов. Общая сумма выплат составила 226,3 миллиона рублей.
Довольно щедро платит фонд личным наставникам и тренерам сборной, серьезно дополняя президентскую стипендию. Первых поощряют за достижения подготовленных ими спортсменов (за звание чемпиона мира весь следующий год тренер получает 60 тысяч в месяц, за серебро - 40 и так далее). Конфликты на этой почве неизбежны, известны случаи откровенного рэкета со стороны тренеров сборных, желавших стать для спортсменов единственными "личными". Неизвестных случаев наверняка в десятки раз больше.
Зарплата тренеров сборных, как и в случае со стипендией, зависит от выступления в командном зачете. Первое место на чемпионате мира приносит главному тренеру весь следующий год 90 тысяч рублей ежемесячно. При этом в поощрительный процесс вовлечена вся цепочка: от старших тренеров до массажиста.
Значимость командного зачета от этого сильно возрастает. Иногда до такой степени, что после иного явного недобора медалей на крупном турнире болельщики и журналисты диву даются: вместо анализа неудач от тренерского штаба только и слышны разговоры о третьем месте в командном зачете, от которого никому ни жарко, ни холодно. Кроме будущих грантополучателей.
Подведем итоги. По самым скромным подсчетам, действующие чемпионы мира в летних олимпийских видах спорта на протяжении 2012 года ежемесячно получают доход от государства в районе 300 тысяч рублей. За счет высоких ставок и надбавок примерно столько зарабатывают и главные тренеры ведущих российских сборных.
Таковых немного - речь идет о нескольких десятках человек. Но и олимпийцы без серьезных регалий, каковых большинство, зарабатывают не менее половины от этой суммы за счет разных ставок, параллельного зачета и правильно выстроенных отношений в регионах. Это значит, что профессия спортсмена- "международника" стала приносить в России доход на уровне руководителей предприятий, а доходы олимпийцев вышли на недосягаемый для любой категории бюджетников уровень.
Добавьте сюда полное казенное обеспечение сборов, на которых отдельные команды могут централизованно находиться 8 месяцев в году. Сидеть на сборах - это, как мы знаем по многочисленным интервью, и скучно, и грустно, и некому руку подать. Зато полностью покрываются расходы на питание, проживание, проезд, аренду спортивного объекта. Экипировкой и медицинским обеспечением во время сборов олимпийцы также обеспечены, хотя вне таковых на восстановление у спортсменов уходит немало личных средств.
При всем этом главным своим источником доходов некоторые олимпийцы считают вовсе не казенные харчи, о которых мы все время говорили, а коммерческие турниры - тут и легкоатлетическая "Бриллиантовая лига", и плавательная Mare Nostrum, и всевозможные этапы Кубков мира и "Гран-при". Одна победа на этапе "Бриллиантовой лиги" стоит 10 тысяч долларов, из которых у спортсмена после уплаты налогов и традиционных отчислений тренеру и менеджеру остается вдвое меньше. Но эта половина, грубо говоря, - половина их ежемесячного дохода в состоянии полного соревновательного покоя.
Никто не препятствует спортсменам зарабатывать и на личных спонсорских контрактах (спонсорский скандал в биатлоне с заклеиванием логотипов на винтовках так и остался единичным случаем). Их объем в российском спорте по-прежнему невелик и четко дифференцирован по популярности видов спорта, но это не значит, что этого объема нет совсем. Легкоатлетам уровня чемпионов мира даже искать никого не надо - спонсоры выйдут на них сами, да еще станут предлагать серьезные суммы подъемных просто за выступление на том или ином турнире.
Впрочем, вся мощь фонтанов любви и уважения, бьющих в российском спорте сверху вниз, лучше всего проявляется после очередных Игр. Совсем скоро мы увидим эти фонтаны в действии.
Ни в коем случае не пройдут мимо олимпийских наград партнеры Олимпийского комитета России и спонсоры федераций в лице крупных российских корпораций и банков. Регионы примутся дарить медалистам квартиры (рыночные цены, разумеется, зависят от самого региона) и другую недвижимость. Зачастую это будет дополняться денежными премиями, размер которых зависит исключительно от того, насколько тому или иному губернатору не жалко бюджетных средств. Правительство, как всегда, предпочтет дарить автомобили. Чемпионам Ванкувера-2010 вручали Audi Q7 (рыночная цена - около 2,8 миллиона рублей), призерам Пекина-2008 - BMW X5 и X3.
Да куй они откажутся от поездки! И ведь не озвучивают фамилии ттех кто решил ехать и не ехать. Ждут списка от мок. Те кто не поедет, значит мок не пропустил
но тогда эти начнут бить себя в грудь и объявят себя патриотами
Свернуть