«Аэрофлот» и РЖД пускают с молотка
В России начинается распродажа последних крупных госактивов
Минфин предлагает включить в план приватизации на 2020−2022 годы крупнейшие госактивы: «Первый канал», «Аэрофлот», РЖД, «Зарубежнефть», Государственную транспортную лизинговую компанию. Об этом 26 сентября сообщил «Интерфакс».
По информации агентства, включение пакетов этих компаний в план не означает их непременную продажу в планируемый период. Кабмин особо прописывает, что продажи происходят «на основании отдельных решений президента и правительства».
Так, в плане приватизации на 2017−2019 годы были прописаны полный выход государства из таких компаний, как Объединенная зерновая компания, НМТП (владеет Новороссийским морским торговым портом), а также сокращение долей участия в ВТБ. К концу 2019 года необходимые сделки по разным причинам совершены не были.
Ранее глава Минэкономики Максим Орешкин (именно его ведомство занимается составлением плана приватизации) заявлял: власти в закрытом режиме прорабатывают несколько сделок по приватизации, в том числе с зарубежными инвесторами. По его мнению, есть целый ряд активов, которые «станут позитивными для российской экономики», если получат дополнительные инвестиции от иностранных партнеров.
В частности, Минэкономразвития планирует завершить приватизацию «Совкомфлота» до конца 2020 года. Речь идет о пакете 75% минус одна акция (сейчас государство владеет 100% акций), сообщила по время Восточного экономического форума (ВЭФ) заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко.
«Совкомфлот» входил еще в план приватизации-2017, но продажа пакета акций неоднократно откладывалась.
Напомним, «Совкомфлот» — крупнейшая судоходная компания России. Ее флот насчитывает 146 судов общим дедвейтом 12,8 млн. тонн. Основу флота составляют танкеры — их у «Совкомфлота» 119, еще шесть находятся в стадии строительства.
На ВЭФе компания подписала соглашение о создании с НОВАТЭК СП «Современный морской арктический транспорт», которое будет управлять строительством и эксплуатацией 17 газовозов Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2». Фактически «Совкомфлот» становится единственным перевозчиком газа с этого проекта по Севморпути до пунктов перевалки СПГ на Камчатке и в Мурманске.
Зачем же, спрашивается, резать кур, несущих золотые яйца — распродавать госкомпании?
С точки зрения либералов, если и заниматься притоком инвестиций в России — то прежде всего за счет сокращения доли государства в ВВП. Точнее, за счет сокращения доли госсектора и доли государственного потребления. Как раз такие меры якобы дадут импульсы к структурной перестройке российской экономики, и к развитию частного бизнеса.
Сейчас, если проанализировать структуру ВВП России с точки зрения источников его формирования, госсектор занимает 60%, и только 20% приходится на малый бизнес. Согласно либеральной классике, при таком раскладе инвестиции в необходимом объеме просто не могут возникнуть.
Но в реальности, в условиях противостояния с Западом инвестиций мы вряд ли дождемся при любом раскладе. И очередной раунд приватизации, возможно, закончится тем, что крупнейшие активы РФ выкупят иностранцы, причем в условиях низкого рынка — то есть, за недорого.
— Нынешнее правительство РФ, включая и Минфин — это люди, живущие по принципу «после нас хоть потоп», — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Я могу предположить, что состояние наших государственных финансов весьма неудовлетворительное. Нужны, видимо, деньги для решения срочных проблем — чтобы удержать более-менее стабильную ситуацию в стране. В конце концов, чтобы выплатить пенсии или обеспечить оборонные проекты.
Денег нет — и встает вопрос: где их взять?
Замечу, в теории заработать средства можно, развивая отечественное производство или внедряя новые технологии. Но решение принимается другое: самые доходные отрасли распродать.
Взять хотя бы «Аэрофлот». По данным Росавиации, за первое полугодие 2019 года российские авиакомпании суммарно перевезли 57,7 млн. пассажиров — на 12% больше аналогичного показателя прошлого года. Так вот, по итогам полугодия лидерские позиции подтвердил «Аэрофлот»: компания перевезла 17,8 млн. пассажиров, превысив показатель аналогичного периода прошлого года на 9,7%.
И чего стоят на этом фоне разговоры, что государство не может быть эффективным собственником? Что необходимо компанию взять и поделить — между новыми владельцами?!
Я же считаю, кабмину плевать на эффективность. Ему срочно нужны деньги — и точка. В результате наше правительство действует как алкаш, который выносит из дома все подчистую — лишь бы купить еще бутылку водки.
«СП»: — Что по идее нужно делать в такой ситуации?
— На мой взгляд, нужно разбираться с мотивами тех чиновников, которые такие приватизационные планы составляют. Не исключаю, что за планом стоят финансовые или даже политические интересы.
Замечу, на том же Западе достаточно структур, которые заинтересованы как в устранении из числа конкурентов российских компаний, так и в ослаблении экономики России в целом. Тем более, речь идет о приватизации крупнейших транспортных компаний, а транспорт в РФ — особая статья.
Это Бельгию можно пересечь на автомобиле за несколько часов. В России же, где девять часовых поясов, транспорт — это стратегическая отрасль. Она необходима, чтобы связать страну в единое целое. Напомню, еще Александр III в 1891 году подписал указ о строительстве Транссибирской железной дороги, связав центр страны и Дальний Восток. И сегодня пытаться разрушить эту транспортную монополию государства — просто преступно.
Тут даже приходит на ум, что при Сталине за подобные предложения люди отделались бы не просто Колымой.
— Некоторые из предложенных Минфином компаний входят в план приватизации из года в год, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — В результате общественность громко возмущается, а правительство отступает, стараясь не потерять лицо: мол, конъюнктура не очень хорошая.
И вот — история повторяется. И дело не в конъюнктуре, а в том, что у властных кланов, которые грызутся между собой в преддверии транзита верховной власти, сужается кормовая база. И нынешние предложения по приватизации укладываются в формулу: раз пошла такая пьянка, режь последний огурец.
На деле, нет никаких рациональных объяснений, зачем сейчас понадобилось приватизировать госактивы. На торги на этот раз выставляются самые вкусные куски — самые прибыльные компании. Дело идет в традициях последних лет, когда прибыли элитой приватизируются, а убытки — национализируются.
Элите нужно, чтобы «пылесос» по выкачиванию денег из РФ в офшоры продолжал работать — и приватизация именно это обеспечивает.
«СП»: — Чем закончится эта попытка?
— Обстановка в Госдуме по поводу приватизационных планов весьма накалена. КПРФ будет, видимо, поднимать народ — ведь и стране нужно что-то оставить, не все же жрать в три глотки. Как можно, например, приватизировать РЖД? Это же реально скрепа страны! На мой взгляд, такие предложения — просто материальное воплощение либерального реванша под лозунгом «Грабь!»
Без разницы, кто будет собственник, когда ФСБ и СКР могут приземлить ЛЮБУЮ заблудшую овцу, в чьи руки отойдет тот или иной госактив...
«Первый канал»
когда ФСБ и СКР
а американскому собственнику и не дадут купить первый канал.
Tony999io
С 90х-30
poliman
Без разницы, кто будет собственник, когда ФСБ и СКР могут приземлить ЛЮБУЮ заблудшую овцу, в чьи руки отойдет тот или иной госактив...
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы