Цитата:МУСУЛЬМАНСКИЕ КОРНИ ПУШКИНА
Почему то в литературе, посвященной Пушкину, очень мало информации о получении Ганнибалом имени Ибрагим. Ведь именно под этим именем он был направлен российскому императору. Бесспорно, что имя это указывает на мусульманскую принадлежность восьмилетнего арапчонка. И.Л.Фейнберг писал: “Дело в том, что абиссинцев, или эфиопов, считают теперь ветвью семито-хамитской. Там образовалась сложная смесь”. В настоящее время в демографическом справочнике “Население мира” говорится, что более половины населения Эфиопии исповедуют христианство монофизитского направления. В то же время второй религией по количеству последователей является Ислам. В Африке, во всех арабских странах на протяжении многих веков распространен Ислам суннитского направления. Кроме этого, из исторических источников XIII века следует, что Абиссинию уже тогда “разоряли войны с мусульманскими султанами”, “в XYI веке на Эфиопию напали турки-османы” (по материалам Большой Советской энциклопедии). Родившись приблизительно в 1697 году, т.е. в период существования Османской империи, ребенком Ганнибал, конечно же, должен был знать мусульманские обычаи. Стал ли он мусульманином сразу после рождения, из исторических и литературных источников не ясно, и говорить об этом спорно. Впорне вероятно, что он был приобщен к Исламу уже в Константинополе после похищения. Все тот же Илья Львович Фейнберг в своей книге об Абраме Петровиче Ганнибале привел любопытный анализ исследовательских работ Набокова: “Ничего в этих источниках Набоков не нашел о том, как похищали Арапа... он ссылается на путешественника Понсэ - это был врач или аптекарь, который приехал из Каир лечить негусу глаза. Так вот этот Понсэ рассказы-вает, что он сопровождал молодого армянина Мурада, которого импе-ратор Абиссинии Исус I послал послом к французскому королю с подарками - в виде слона, коней и мальчиков эфиопских. И по времени совпадает, что туда, может быть, попали дети знатных эфиопов, мог попасть в их число Ибрагим. Но король Мекки, как пишет Понсэ, отобрал у Мурада высокородных детей, и попали они в подарок не фран-цузскому королю, а султану турецкому Мустафе”. Пушкин сам писал о причинах появления Ганнибала в Константинополе: “... по рассказам, в детстве похищенный или проданный и посланный в подарок турецкому султану”. О том, что на родине Ибрагим жил и рос в роскошных условиях, и его отец имел высокое и знатное положение, говорится в нескольких источниках. В немецкой биографии, переведенной Пушкиным, сказано: “Родом арап из Абиссинии, сын в тогдашние времена сильного Владельца в Абиссинии... Сей Владелец был Вассалом Отоманской Империи в конце прошедшего столетия, взбунтовавшегося противу Турецкого Правления вместе со многими другими князьями”.
В этом же переводе сказано, что сразу после похищения “вскоре ... привезен был Аннибал в Константинополь и вместе с другими юношами принят в сераль Султана, где пробыл год и несколько месяцев”.
Здесь уже не должно вызывать сомнения приобщение Ибрагима к мусульманскому образу жизни, даже если до этого он не был мусульманином.
Посланник Петра I в Константинополе С.Рагузский купил и направил Ибрагима российскому императору. В “Словаре достопамятных людей Русской Земли” Д.Н.Бантыш-Каменского, выпущенной в
1836 году, говорится: “Ганнибал, Авраам Петрович, арап, похищенный с берегов Африки на осьмом году своего возраста и купленный российским посланником в Константинополе, прислан в Санкт-Петербург к Петру Великому, который был его восприемником от святой купели и наименовал Ганнибалом, в воспоминание славного полководца Карфагенского”. А.С.Пушкин в “Начале биографии” писал: “Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году”. И.Л.Фейнберг об этом написал так: “Его нарекли Петром Петровичем Петро-вым. А так как он плакал и не хотел зваться новым именем, то ему разрешили называться не Петром, а по-прежнему Абрамом, что является вариантом Ибрагима. В немецкой биографии, переведенной самим Пушкиным, сообщается, что “он получил имя Петра, но имея уже привычку называться Ибрагимом, с позволения Петра подписывался везде Ибрагимом - хотя в книге свидетельства церковного назван Петром”.
Из вышеизложенного следует, что вассальская зависимость отца Ибрагима от турецкой империи, многомесячное проживание и воспитание мальчика в серали Султана, да и его самого резко отрицательное реагирование на новое крещенное имя, говорят, что он, вероятнее всего, в детстве был мусульманином и хорошо знал исламские обычаи.