Известно, что продвинутые зарубежные моторы имеют систему изменения фаз газораспределения (а то и высоты подъема клапанов) в зависимости от оборотов и (или) требуемой мощности.
Помнится, лет 15 назад видел в "за рулем" фото опытного образца вазовского 16-клапанника - там звездочка впускного распредвала имела механизм изменения фазы, дабы обеспечить хорошее цикловое на низах, не потеряв его наверху. Вроде как устройство давало опережение впускного распредвала +20 ПКВ на низких оборотах и сводило его к нулю на средне-высоких. Приводилось гидроцилинром от давления в системе смазки, и электроклапаном , управляемом ЭБУ. В ЭБУ, кстати, вроде даже есть неиспользуемых контакт, который предназначался для управления этим клапаном. Идея успешно похоронена - т.к. ни на одном серийном образце 16V мотора таких штук нет.
Понятно, что самому такую звездочку распредвала не сделать (хотя можно попробовать подобрать от родственных вазу альфа-ромео, например - у них, судя по форумам, стоят системы изменения фаз). Моя идея другая:
1. ставим вместо опорного ролика еще один натяжной.
2. изготавливаем кулису с регулируемой длиной (например, из муфты с разным направлением резьбы на концах и соответствующих шпилек.
3. изготавливаем два переходника, которые на одних концах имеют резьбу, как на этих шпильках, а на других - шарнирно установленную площадку сo штифтами, которые входят без люфта в регулировочные отверстия натяжных роликов (похоже на отпиленные куски ключа для регулировки натяжения ремня).
В итоге у нас получается что-то типа колес паровоза, соединенных дышлом, для синхронного поворота на определенный угол.
Далее, на одной из площадок со штифтами делаем крепежное ухо, к которому крепим шток поршня гидроцилиндра. Гидроцилиндр берем, например от системы гидронатяжителя цепи в классике (такие продавались) или в Волге.
Регулировку натяжения ремня делаем изменением длины кулисы - т.е. раскручиванием или закручиванием муфты. После этого перемещение всей конструкции штоком гидроцилиндра не меняет натяжение ремня, т.к. ролики поворячиваются синхронно, однако при укорачивании пути ремня от колена до впускного распредвала мы получаем отставание фаз (т.е. смещаем максимум циклового (читай, крутящего момента) в область высоких оборотов), а при удлинении - опережение фаз - т.е. смещаем момент в область низких.
Управлять гидроцилиндром можно через электроклапан и простенькое микроконтроллерное устройство, отслеживающее частоту вращения коленвала и требуемую мощность (по проценту открытия дросселя).
Либо вообще, постоянно подключить гидроцилиндр к системе смазки, дабы при увеличении давления в системе фазы ГРМ смещались на отставание.
Вот и вся идея. Комментируйте.