Работа эмульсионного колодца главной дозирующей системы (ГДС).
Производственное издание. Москва, Машиностроение, 1995 год. УДК 621.43. Дмитриевский А.В.
Когда вакуум достигает определенной величины, уровень топлива поднимается до нижнего среза распылителя. В этом момент топливо начинает поступать в диффузор в виде отдельных капель. По мере увеличения нагрузки, увеличивается величина разряжения в диффузоре камеры, уровень топлива в канале эмульсионной трубки понижается за счет подпора воздуха атмосферным давлением. По мере роста вакуума вступают в действие все новые и новые ряды отверстий в стенке эмульсионной трубки (ЭТ), обеспечивая дополнительную подачу эмульсирующего воздуха. Таким образом, уменьшается интенсивность роста вакуума у топливного жиклера и предотвращается переобогащение смеси, т.е. при увеличении нагрузки, давление воздуха оказывает как бы тормозящее действие через воздушный жиклер и отверстия в ЭТ на поступающие топливо в распылитель, уменьшая его количество.
При данной схеме эмульсирования на регулировочные параметры карбюратора оказывает влияние величина зазора между пояском на эмульсионной трубке и стенкой эмульсионного колодца. Поэтому даже при точном соблюдении размеров дозирующих элементов возможен разброс характеристик карбюратора из-за производственных отклонений в диаметре колодца и пояском на ЭТ.
Общий разброс параметров карбюратора может достигать 10 %, что находится в пределах допусков, поэтому необходима регулировка карбюратора под конкретный автомобиль.
Прим. Возможность использования воздушных жиклеров для дополнительного обогащения топливной смеси путем устранения тормозящего действия воздушного потока. Будет происходить вторичное двойное воздействие на состав смеси, при этом смесь обогащается на необходимый период любой длительности, в отличии от работы ускорительного насоса, при этом происходит более качественный распыл топлива, достаточно простая регулировка, дополнительно имеет возможность реализовываться простая система обратного ограничения подачи топлива при закрытии дроссельной заслонки, без дополнительных электрических или тому подобных систем, она заложена в самом принципе регулирования, т.е. двустороннем регулировании, что позволяет эффективно использовать топливо и не допускать его ненужного перерасхода. Таким образом это новый более совершенный уровень карбюратора. Реализация подобного эффекта другими методами гораздо сложнее и не надежнее, а получение подобной чувствительности сомнительно. Возможно некоторое развитие, т.е. изменение соотношения приходящегося на ГТЖ и ГВЖ, т.к. происходит значительное изменение сечения последнего и достаточное его влияние на ГТЖ. Это новый взгляд на существующее положение вещей. Это принцип вариостата.
Методика.
Вначале проверяют давление или компрессию в цилиндрах, допустимый разброс 2-4 %. Расход масла должен быть в пределах нормы, не более 1 % от расхода топлива. Попутно проверяется чистота и состояние свечей зажигания, зазоры в газораспределительном механизме, чистоту воздушного фильтра, общее состояние системы зажигания. Наиболее эффективен стенд с беговыми барабанами.
Первый этап: предварительно подбирают главный топливный (ГТЖ) и воздушный жиклеры (ГВЖ) для нагрузок близких к полным, но не переходя на мощностной состав топливовоздушной смеси.
Второй этап: производят подбор регулировок на частичных нагрузках путем подбора отверстий в эмульсионной трубке. После уточняют пропускную способность ГВЖ, ГТЖ и отверстий в эмульсионной трубке.
Если после регулировок появляются рывки и провалы при среднем угле открытия дроссельной заслонки (ДЗ) и резко увеличиваются количество СН, пропускную способность ГТЖ и ГВЖ следует изменить лишь несколько, насколько необходимо для устранения эффектов, не выходя за пределы по СН. Затем определяют СО и СН при минимальной нагрузке на низших передачах.
При постепенном увеличении скорости до допустимой на данной передаче, характер изменения по СО и СН должен быть плавным с тенденцией постоянного уменьшения до величины средних нагрузок.
В случае необходимости изменения соотношения смеси на минимальных нагрузках производят путем регулирования винтом производственной настройки, при необходимости изменяют и диаметры отверстий в эмульсионной трубке. В заключении производят проверку на полной нагрузке и оборотах от средних до максимальных.
После обеднения топливовоздушной смеси в главной дозирующей системе (ГДС) первичной камеры возможны рывки и провалы в момент открытия ДЗ в результате позднего вступления в работу ГДС. Возможна обработка торца ДЗ (либо напайка, либо подточка). На современных карбюраторах сделана специальная переходная вертикальная щель.
При настройке мощностного режима (зона больших нагрузок) аналогично производят настройку вторичной камеры карбюратора.
Доводка на дороге аналогична. Подбор ГДС на средних нагрузках, затем уточнение холостого хода и перехода на минимальные нагрузки. Доводка на высоких нагрузках.
Перед доводкой надо иметь набор жиклеров с градиентом около 5%. Доводка жиклера производится с двух сторон конической разверткой из трехгранного надфиля. Таблица соответствия диаметра и номера жиклера приведена в книге.
В дорожных условиях: доводка ГДС обеднением топливной смеси установкой ГТЖ первичной камеры с меньшей на 5-10% производительности. Производят операцию до ухудшения режима движения и затем производят обратный шаг на один жиклер. Затем производят уточнение ГВЖ, его влияние меньшее.
Если после обеднения смеси, резко ухудшаются динамические качества на средних и малых нагрузках, подбором второй камеры или экономайзера увеличивают скорость разгона.
При переходе на обедненные смеси надо увеличивать угол опережения зажигания. Вакуум – корректор - настройка, либо начальный угол. (Если нет детонации при разгоне). Бедная смесь горит медленнее.
При понижении температуры наружного воздуха (зимой) целесообразно увеличить диаметр ГТЖ на 1 единицу, а при включении подогрева воздуха уменьшить ГТЖ. Уменьшается объем горячего воздуха (расширение), а топлива попадает одинаковое количество. Охлаждение аналогично.
Увеличение мощности (форсажа), добиваются установкой 2х карбюраторов с соответствующей регулировкой.(увеличения сечений на 10 – 12%); увеличения степени сжатия с 8,8 до 9,2; расширением каналов впуска на 2 карбюратора. Достигается увеличение мощности до 36%.
Прим. Необходим простой анализ причины увеличения мощности. Возможно играет роль эффект вариостата? Или только снижение насосных потерь и богатая смесь? Возрастает и расход топлива. Увеличивают подъем клапанов на 1 мм. Цвет юбки свечей говорит о равномерном распределении топливной смеси по цилиндрам. (При полностью открытой ДЗ). Важность равномерного распределения топливо - воздушой смеси. Достигается при распределенном впрыске.
Экоралли.
Подготовка двигателя, клапана, компрессия, подбор камеры сгорания (фрезеровка и т.д.), компрессию увеличивают до максимально допустимой. Если нет ограничения в правилах: то на 0,5 – 1 единицы. Подготовка карбюратора. Система стоп-старт. Кнопка отключения.
Если в зачет не входят динамические характеристики автомобиля, то можно предельно уменьшить производительность ускорительного насоса, или отключить его. Можно уменьшить на 15 - 20% производительность вторичной камеры, уменьшив ГТЖ и увеличив ГВЖ, а также переходной системы. Теперь можно разгоняться до конца нажимая на педаль газа.
Для обеспечения экономичности и скорости важен сигнал о включении экономайзера или эконостата либо изменение усилия на педали газа. (Возможно примитивно).
Дополнительно: увеличить выбег автомобиля, применить жидкое масло, регулировать натяг подшипников колес, наличие смазки в них, увеличить зазоры тормозов, увеличить давление в колесах до предельно допустимого.