veny писал(а):ну 180 что бы она сцуко ехала.
Только на букву А, могу и всё выложить
Краткий толковый словарь по турбонаддуву
оригинал находится здесь
http://not2fast.wryday.com/
Copyright c 2003 Eric Fahlgren
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
Z
A
Адиабатический (adiabatic)
Адиабатическим называется процесс, протекающий без теплообмена с
окружающей средой. Процессы функционирования известных механических
устройств не являются адиабатическими, поскольку всегда протекают в условиях
теплообмена со средой, причём эффективность, или КПД работы механических
устройств напрямую зависит от количества тепла, поглощаемого или
рассеиваемого ими вследствие теплообмена. В описаниях турбокомпрессоров
нередко встречается термин <адиабатический КПД компрессора>. Математическое
выражение данного термина приведено ниже, в словарной статье "КПД
компрессора".
Состав топливо-воздушной смеси (Air Fuel Ratio (AFR))
Термин <состав топливо-воздушной смеси> отражает массовое соотношение
компонентов этой смеси, соответственно отношение массы воздуха к массе
топлива в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). При
использовании обычного бензина это соотношение может, в зависимости от
условий эксплуатации и параметров двигателя, составлять от 12:1 до 17:1.
Взаимозависимость между тепловым КПД, составом топливовоздушной смеси и
мощностью конкретного бензинового ДВС весьма сложна и зависит от большого
количества факторов, таких как, например, распределение впрыскиваемого
топлива по объёму камеры сгорания, температура и давление топливовоздушной
смеси и геометрические параметры камеры сгорания.
Стехиометрическое сгорание как правило не позволяет обеспечить максимума
ни по мощности (для чего обычно требуется горючая смесь с соотношением
воздуха к топливу 12-13:1, т.е. так называемая <богатая смесь>), ни по КПД
(для чего обычно требуется смесь с соотношением 16-18:1, т.е. так называемая
<бедная смесь>). Система регулирования состава топливовоздушной смеси,
работающая при не полностью открытой дроссельной заслонке, обычно
представляет собой регулятор с обратной связью, учитывающий показания
установленного в выхлопной трубе или коллекторе кислородного датчика
(лямбда-зонда).
При полностью открытой дроссельной заслонке двигатель обычно переводят в
режим работы на богатой смеси, что позволяет увеличить мощность и уменьшить
риск возникновения детонации. Для определённого диапазона соотношений
компонентов топливовоздушной смеси развиваемая двигателем мощность прямо
пропорциональна количеству впрыснутого топлива - так, например, при
соотношении массы воздуха к массе топлива 12:1 ДВС обычно развивает
сравнительно большую мощность, чем при соотношении 13:1. Названный диапазон
зависит как от особенностей конструкции двигателя, так и от характеристик
системы впрыскивания топлива, причём обычно при превышении определённого
порога обогащения смеси дальнейшее увеличение относительной массы топлива в
заряде приводит к увеличению расхода топлива с одновременным падением
развиваемой мощности.
Система <альфа-N> дозирования топлива (Alpha-N Fuel Metering)
Перед прочтением данной словарной статьи рекомендуется ознакомиться со
словарной статьёй по электронному впрыску
Система <альфа-N> дозирования топлива отличается тем, что для
определения массового расхода воздуха в ней оценивается не только частота
вращения вала двигателя (т.е. показания датчика RPM), но и положение
дроссельной заслонки (т.е. показания датчика TPS) показания датчика TPS.
Внешнее давление (Ambient Pressure)
Давление, плотность и температура атмосферного воздуха зависят от
температуры и погодных условий. Американское космическое агентство. NASA has
published опубликовало стандартную модель атмосферы, обычно используемую при
моделировании пусков ракет, соответственно для определения атмосферных
условий, с которыми ракета сталкивается в процессе набора высоты. Эта модель
позволяет определять значения названных выше параметров для любой заданной
высоты.
На основе этой стандартной модели 1976 года автором данного словаря
разработан программный калькулятор, позволяющий вычислять отношения
давлений, соответственно значения внешнего давления, для заданной высоты.
Примечание: калькулятор работает только с высотами до 11 000 м, а при
вычислении значения параметра плотности не учитывается температура
Соотношение проходного сечения (А) к радиусу (R) (A/R Ratio)
Соотношение проходного сечения (А) впускного патрубка для отработавших
газов (ОГ) к радиусу (R) приводной части турбонагнетателя, измеренному от
центра вала турбины до центра этого сопла. Данное соотношение, обычно
составляющее от 0,4 до 1,0, характеризует заложенный в комбинацию конкретной
турбины и двигателя конструктивный компромисс между запаздыванием
срабатывания турбонагнетателя (лаг) и высоким коэффициентом заполнения
рабочего объёма двигателя. При малом значении соотношения А/R впускной
патрубок с малым проходным сечением позволяет обеспечить высокую скорость
потока при малых значениях коэффициента заполнения объёма цилиндра и тем
самым ускорить процесс раскручивания турбины. При большом значении
соотношения А/R патрубок сравнительно большого проходного сечения лучше
пропускает сквозь себя большие объёмы газообразной среды, что повышает КПД
турбины при больших значениях коэффициента заполнения объёма цилиндра, но
замедляет процесс раскручивания турбины.
Поскольку соотношение A/R оказывает существенное воздействие на
запаздывание срабатывания турбонагнетателя, некоторые производители
предусмотрели специальные меры по оперативному управлению этим соотношением,
позволяющие уменьшить запаздывание срабатывания турбонагнетателя с
сохранением его эффективности при больших значениях коэффициента заполнения
объёма цилиндра. В идеале такие меры могли бы позволить полностью отказаться
от вастгейта, который, например, уже не используется в турбонагнетателях VNT
фирмы Garret (VNT = Variable Nozzle Turbocharger, турбонагнетатель с
переменным проходным сечением впускного патрубка). Внутри <ракушки>
приводной части турбонагнетателей VNT предусмотрены регулируемые лопатки,
позволяющие изменять угол, под которым ОГ направляются на приводное колесо
турбины.
Распыление (Atomization)
Распыление представляет собой процесс механического превращения жидкости
в мельчайшие капельки без изменения химического состава этой жидкости. В
идеальном случае при распылении неизменными остаются и остальные физические
параметры жидкости, такие как температура. Также см. словарную статью к
термину "Испарение".
Качественное распыление топлива позволяет увеличить мощность двигателя,
поскольку мелкие капельки топлива лучше воспламеняются и более полно
прогорают, при этом занимая меньший объём в заряде по сравнению с испарённым
топливом, которое вытесняет из заряда кислород. Однако, в зависимости от
испаряемой жидкости и от обеспечивающей её испарение среды, испарение
топлива при определённых условиях также позволяет добиться определённых
преимуществ.