Совет №1, самый главный:
Не «топчите» педаль акселератора,
Каждое резкое нажатие педали газа увеличивает расход топлива в десятки раз. Неважно — на шоссе или в городе, при трогапии с места, разгоне или выходе на максимальную скорость. Вы можете много лет проездить на мощных автомобилях и ни разу в жизни не надавит!, педаль газа до пола. И наоборот — очень часто, выбираясь на машинах со слабеньким двигателем 1,2—1,6 литра на хорошее шоссе, мы вдавливаем педаль в пол, идем близко к максималке для того, чтобы доехать куда-то быстрее. Если на такой режим выходить частенько и ехать в такой манере сотни километров, от юрода до города, например, то расход любого, самого 1 «большого и замечательного автомобиля, возрастает катастрофически — до 17—18 литров бензина на 100 километров пути.
Скорость вообще резко увеличивает потребление топлива, и это понятно — увеличивается сопротивление воздуха. Причем увеличивается оно не в прямой пропорции, а почти в геометрической. Экономичный режим для современных автомобилей —- на 5-и, естественно, передаче — зависит, конечно, от объема и мощности двигателя. Для автомобилей с мощностью двигателей до 110 л, с это диапазон скоростей от 70 до 90 км в час Для более мощных двигателей самая экономичная скорость около 110 км в час
• Совет №2,
один из самых главных: Правильно пользуйтесь КПП — коробкой перемены передач.
При езде с автоматической коробкой, от вас зависит только одно — нажимать педаль газа максимально плавно, коробка переключается сама, Расход бензина у машин с АКПП процентов на 10—15 больше, чем у машин с механической КПП.
Многие спрашивают совета и даже записывают на бумажке и приклеивают ее к «торпеде» — при какой скорости, на какую передачу переключаться? «При 20 км в час на 2-ю, при 40 па 3-ю» и так далее, Все это ерунда, поскольку эти цифры зависят от марки машины, от двигателя, наклона дороги и т.п. Пользуйтесь лучше универсальной формулой, которую и запомнить лете: первая передача для трогания. Вторая — для разгона. Третья — для обгона. Четвертая — для движения по городу. Пятая — для движения по шоссе.
• Совет № 3, бронзовый призер по эффективности:
не «крутите» двигатель.
Если вы бензин экономите, то старайтесь движок не «крутить» выше 2 тысяч оборотов в минуту и как можно раньше переключать передачи для того, чтобы 5-я передача на шоссе, скажем, на «ВАЗ-21112», пришлась на скорость уже в 50 км в час, 16-клапанный двигатель такой режим позволяет.
Совет №4, не самый завалящий:
Следите за давлением в шинах.
Учеными-автомобилистами подсчитано, что снижение давления во всех четырех шинах всего на 0,1 атм дает увеличение расхода топлива на 2—3 процента. Известно, что шин, которые со временем не подспускает, не существует. Даже на «Феррари» и -"Ролс-Ройсе". Разница только в том, что «Таганку» на вазовских дисках надо контролировать и подкачивать на наших дорогах раз з неделю, а «Бриджстоун» на «супердисках» — раз в месяц. А вот отличить шину с давлением 1,2 атм от 2,0 атм может не каждый глаз, но зато водитель, имеющий такие под-спушенные шины, будет тратить на каждой заправке лишних 150 рублей.
Если есть желание, на шинах можно экономить и больше, и держать в них давление 2,5 атм, но езда тогда станет слегка некомфортной: мелкие неровности дороги будут больше чувствоваться. При давлении 3 атм и больше резко увеличивается тормозной путь.
Повышение давления в колесах очень опасно на мокрой и скользкой дороге. Зимой этот метод просто неприемлем, поскольку расходы на восстановление машин после ДТП, многократно превысят экономию от бензина.
• Совет №5:
Для более полного сгорания смеси в цилиндрах, зазор в свечах целесообразно увеличить до одного миллиметра.
Точнее сказать — этот зазор неплохо бы проверить, потому что на некоторых свечах он и так один миллиметр.
• Совет №6, почти хулиганский:
Пользуйтесь на шоссе «воздушным мешком».
Этот способ экономии на шоссе очень эффективен, позволяет экономить до 40 процентов топлива. Заключается он в том, что вы следуете за каким-нибудь другим, более крупногабаритным транспортным средством, но близко от него, в зоне разряжения воздуха, которое оно создает за собой — в так называемом «метке». Конечно, туг многое зависит от скорости, но средние цифры расстояния между машинами такие: не далее 2 метров от бампера до бампера, если впереди — легковой автомобиль. Не далее 4 метров от грузового автомобиля и 5 метров от автобуса. Этот способ просто замечателен при езде колонной — вы периодически меняетесь со спутниками местами и не делаете за рулем резких движений. Опасность такой езды понятна — обгоны других автомобилей, резкие торможения. Пользоваться им могут только очень опытные водител
Совет №7, серьезный:
Минимальная энергозагруженностъ автомобиля.
Кондиционер увеличивает расход бензина примерно на 15 процентов. Токообогрев заднего стекла — на 5 процентов. «Печка», включенный ближний, дальний, дополнительный свет — еще на 10—15 процентов». Один только ближний свет дает прибавку в расходе до 100 граммов бензина на 100 километров пути,
• Совет №8, очевидный;
На спусках — на нейтрали,
на некрутых подъемах — на 5-й передаче.
Этот совет я даю наперекор своему водительскому естеству. Что же делать, коль так жизнь складывается — не до жиру, быть бы живу. Раньше я всегда говорил, что ехать на нейтрали, то есть когда колеса отсоединены от двигателя,— опасно. Да, опасно. Особенно, когда на нейтрали резко тормозишь. На гололеде и снегу просто недопустимо. Но на сухом асфальте — можно.
• Совет №9:
Если можете не ездить в дождь — не ездите.
Потому что сопротивление воды под колесами немногим меньше сжирает бензин, чем встречный поток воздуха. А особенно лужи, даже мелкие,— они вообще тормозят машину так, словно ее за задний бампер великан придерживает. Поэтому готовьтесь, выезжая куда-то далеко в сильный дождь, что за бензин вам придется заплатить процентов на 15 больше, чем обычно.
• Совег №10:
Не опускайте стекла.
Если вы занялись экономией бензина по-настоящему, то знайте, что опушенные стекла автомобиля создают завихрения воздуха, которые увеличивают сопротивление качению машины, а следовательно — расход топлива. Немного, процента на полтора, но если такая езда практикуется изо дня в день, из месяца в месяц... Поэтому если в вашей машине эффективно работает обдув, приточная венгтиляция и нет особой необходимости подставлять лицо ветру, то держите стекла дверей поднятыми.
• Совет №11:
Мелкие выбоины лучше объезжать, чем ехать по ним.
Опыт показывает, что на мелких выбоинах и неровностях, на которых мы даже газ не сбрасываем, расход тем не менее резко повышается. Почему? Да потому, что правая нога на педали газа трясется. Трясется незаметно для водителя. Но для двигателя — заметно. Поэтому мелкие выбоины, которые особого дискомфорта не доставляют, лучше пропустить между колесами, объезжать, чем ехать по ним.
• Совет №12: Спрямляйте повороты.
Совет, вообще-то, хулиганский, но действенный — некрутой поворот проходить не по дуге своего ряда, а по хорде. То есть — спрямлять путь, если на нем никого, кроме вас, нет. Не очень крутые S-образиые повороты можно вообще проходить по прямой. Этот способ укорачивает путь, например, от Москвы до Тольятти (1050 км) километров на 20. Во-вторых, он позволяет в повороте газ не сбрасывать, чтобы потом, после поворота, не пришлось прибавлять его. И в-третьих, он уменьшает вероятность заноса, гонщики особенно хорошо это знают. Да и вы па гонках «Формулы-1» видите по телевизору, как они перед крутым, скажем, левым поворотом уходят максимально правее, а потом «режут» поворот и выходят из него опять максимально вправо.
Совет №13:
Уменьшите холостые обороты.
Попросите механика на сервисе, где вы обслуживаетесь, или «дядю Васю» уменьшить холостые обороты двигателя с обычных 900—1000 до 500—600. Лучше это сделать после обкатки автомобиля, т. е. после 15—20 тысяч пробега. Никакого вреда двигателю это не причинит, а расход снизит заметно. Л в «пробочных» городах — очень заметно. Главное, чтобы двигатель работал на холостых оборотах устойчиво и не глох при резком сбрасывании газа, включении кондиционера или другой мощной электронагрузки, при торможении и выжимании педали сцепления.
* Совет №14: Найдите свой бензин.
Не всегда дешевый сорт бензина дает экономию денег. Это зависит от двигателя. Имея «ВАЗ-21106» с двухлитровым «опе-левским» форсированным до 150 л. с. двигателем, я всегда заливал 95-й бензин и проезжал по городу на вазовском 42-литровом баке (с горловиной) 400—420 километров. А однажды залил 98-й и проехал на нем 540. А по шоссе — 720 километров — на одной заправке доехал си- Москвы до Питера! (Правда, был попутный ветер, признаюсь. Кстати, средней силы встречный или попутный ветер соответственно увеличивает или уменьшает расход бензина процентов на 10—15.) Короче, проехав на 98-м, посчитал. Оказалось, что я меньше давлю на газ для того, чтобы проехать тот же путь. И несмотря на то что 98-й дороже, используя ею, я экономлю на каждой заправке около 100 рублей. Поэтому есть смысл попробовать все сорта бензина, если они допустимы для вашего двигателя, для того чтобы выбрать самый экономичный.
• Совет №15: Разгрузите автомобиль.
Один мой знакомый два месяца возил в багажнике пудовую гирю — забыл выгрузить. У другого не было гаража, и инструмент и запчасти он возил в багажнике. Когда, наконец, выгрузил — более 25 килограммов оказалось, а это лишние 20—25 километров пробега Ну а о багажнике на крыше все знают — расход повышается на 10—15 процентов.
Вот, собственно, и все советы по экономии бензина в наше непростое олигархическое время. Есть еще и «настройка двигателя», смена его электронных «чипов», в карбюраторных движках — установка экономичных жиклеров, магнитов, сеток во впускном коллекторе, но все это — одно для специалистов, другое — от шарлатанов. Я же говорю здесь о том, что доступно каждому водителю: и профессионалу и начинающему — о манере езды. Если вы будете этим советам следовать, то сможете проезжать на своем баке километров на 50—80 больше, чем проезжали в счастливое и безмятежное время дешевою бензина.