Ответственность за тонировку стекол автомобиля
Зачастую, остановив водителя машины с тонированными стеклами, работник ГАИ требует срывать пленку, либо снимает номера с автомобиля. Однако, такие действия со стороны работников ГАИ незаконны.
Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно пункту 11 Основных положений запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машины, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Указанный перечень является приложением к Основным положениям. Так, пунктом 7.3. Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. При этом, разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88, а также жалюзи и шторки на задних стеклах автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.Последние изменения к ГОСТу 5727-88, утвержденные Постановлением Госстандарта от 27.08.2001 г. № 353-ст и введенные в действие с 01.01.2002 г. предусматривают светопропускаемость стекол, обеспечивающих видимость для водителя, не менее 75% для ветровых стекол и 70% для остальных стекол. Поэтому, при тонировке стекол более, чем на 25% ветровых и остальных стекол более чем на 30%, эксплуатация такого транспортного средства запрещается.
Ответственность за нарушения Правил дорожного движения предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, за ряд нарушенией предусмотрена гражданская ответственность. Никакими внутренними инструкциями и распоряжениями МВД РФ, дополнительная ответственность установлена быть не может.
Статьей 12.5. КоАП РФ установлена ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Согласно части 1 статьи 12.5 управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей, указанный в части 2 статьи 12.5 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50% МРОТ.
Часть 2 стать 12.5 предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ за управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).
Таким образом, за нарушение норм светопропускной способности стекол автомобиля при их тонировке штраф составит максимум 50 рублей.
За что же инспектор ДПС может снять с машины номера или запретить дальнейшее движение водителю до устранения неисправностей?
Статьей 27.13 предусмотрены случаи задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения его эксплуатации» задержание транспортного средства – это временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (специализированную стоянку). При этом снятия номеров не производится. Задержание транспортного средства возможно лишь при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5 (и только!), частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 КоАП РФ.
При запрещение эксплуатации транспортного средства дополнительно предусмотрено снятие номерных знаков. Это возможно лишь в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 9.3, 12.1 (за исключением управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), частью 2 статьи 12.5 КоАП РФ (опять же – только частью 2!).
Таким образом, за нарушение правил тонировки стекол, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 12.5 КоАП РФ не предусмотрено дополнительных мер воздействия на правонарушителя в виде задержания транспортного средства и снятия номерных знаков
-----------------------------------------------------------------------------------
согласно Приказа МВД РФ
№ 329 и "Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ" сотрудникам ДПС запрещается проводить проверку технического состояния транспортных средств при наличии у водителей действующего талона о прохождении техосмотра.
-----------------------------------------------------------------------------------
по поводу сдирания на месте, вот в ПДД что есть:
"2.3.1. ... При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;"