Современные моторные масла подразделяются на три вида: минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и полусинтетические (Semi Synthetic). Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета присадок, которые вводятся для улучшения эксплуатационных свойств.
В чём же их отличие? Отличие состоит, в основном, в молекулярном строении основы масла.
Основой для минеральных моторных масел являются минеральные базовые масла. Исходное сырье для их получения - мазут, который остается после перегонки нефти при атмосферном давлении. Изготовление таких масел происходит по классическим, относительно простым и недорогим технологиям. Главный недостаток минеральных основ - значительное изменение вязкости в зависимости от температуры. Поэтому они требуют присадок, которые быстро разрушаются из-за высоких механических и тепловых нагрузок, сокращая срок службы масла. Наиболее распространенные классы вязкости минеральных моторных масел: SAE 15W-40, 10W-30, 20W-50. В этой классификации чем меньше цифра перед буквой "W", тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после дефиса, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
Синтетические масла получают путем химического синтеза, чем достигается высокая однородность состава и максимальная химическая и термическая стабильность свойств. Применение дорогих и сложных технологий, с использованием дорогой сырьевой базы основ определяет высокую стоимость (в среднем они в 4-6 раз дороже минеральных) этих масел.
Однако, благодаря однородности состава базовые синтетические масла обладают целым рядом преимуществ перед минеральными и прежде всего - лучшей вязкостно-температурной характеристикой.
Другие преимущества синтетических моторных масел перед минеральными:
• меньшая испаряемость при высокой температуре;
• меньший расход на угар;
• лучшая стойкость к окислению, особенно при высоких температурах;
• сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур
• меньшая склонность к образованию отложений;
• более надежное смазывание при высоких нагрузках и температурах;
• большой срок службы;
• меньшие потери на трение.
Однако, имеются и недостатки:
• неблагоприятное воздействие на материалы резиновых уплотнений;
• повышенная коррозионная активность к сплавам цветных металлов;
• ограниченная растворимость присадок;
• нестойки к попаданию воды в масло (если состав образуют эфиры).
Наиболее распространенные классы вязкости синтетических моторных масел: SAE 0W-30, 0W-40, 5W-50, 10W-40, 10W-60.
Основой полусинтетических моторных масел служит смесь синтетических и высококачественных минеральных базовых масел. Доля синтетической основы может составлять от 20 до 40 процентов. Производство полусинтетических масел обусловлено стремлением снизить цену и одновременно обеспечить достаточно высокие эксплуатационные свойства моторного масла.
Источник:
http://www.auto-web-club.com/Articles/article17-1.html