вполне реально, если по уму сделанно, не космические , но авиационные технологии точно использованны.
Цитата:Молния на колесах
оценка: 0 / голосов: 0
13 марта 2006
Обсудить в форуме
Распечатать
Техника и сервис, Эксплуатация, №12' 2006
В некоторых ситуациях автомобиль, как электрический скат, «бьет» током водителя и пассажиров. Почему это происходит и как оградить себя от таких неприятностей?
Машина «бьется» током вследствие разрядов статического электричества, которое может образовываться по двум причинам: из-за электризации кузова и/или одежды водителя и пассажиров, находящихся в салоне, а также чехлов и обивки сидений. Этот процесс напрямую зависит от влажности воздуха – чем она ниже, тем интенсивнее электризация.
Кузов
Электричество на кузове возникает при трении о воздух (подобно тому, как электризуется эбонитовая палочка при трении о сукно). Это может происходить не только при движении машины, но и во время стоянки – от ветра. При «благоприятных» условиях в сухую жаркую погоду на кузове может образоваться статический заряд, напряжение которого достигает десятков тысяч вольт.
По законам физики заряд накапливается на поверхности авто, в то время как напряженность электрического поля внутри машины будет равна нулю. В этом случае водителю и пассажирам, находящимся в салоне, удар током не грозит.
При большом накопившемся на кузове заряде напряженности электрического поля может оказаться достаточно для того, чтобы искра проскочила через воздушный промежуток в несколько сантиметров.
Поэтому чаще всего разряд происходит уже при поднесении руки к кузову, когда человек вышел из машины и намеревается закрыть дверцу. Искровой пробой сопровождается «перетеканием» заряда и уравниванием электрических потенциалов кузова и человека.
Одежда и сиденья
Отсутствие заряда на кузове не всегда избавляет владельца машины от электростатических «молний». Дело в том, что одежда также может электризоваться в результате трения об обивку и чехлы сидений, особенно если они синтетические или сделаны из шерсти. В результате на ездящем в автомобиле может накопиться значительный электрический заряд.
Когда человек выходит из машины и прикасается к ней, возникает искра, и заряд «стекает» на кузов. Следует отметить, что такой разряд, хотя и сопровождается болевыми ощущениями, безопасен для человека из-за малого времени протекания тока.
«Поймать искру» по причине того, что одежда наэлектризовалась, можно и не выходя из машины – достаточно взяться рукой за металлическую деталь (например, рычаг «ручника»).
Стратегия защиты
Уберечься от автомобильных «молний» можно несколькими способами: минимизировать заряд кузова, заземлив его специальной антистатической полоской, а также применяя особую «тактику» выхода из машины. Открыв дверь, нужно взяться рукой за металлический кант двери (не за пластиковую ручку!), а потом уже ставить ногу на землю.
Конечно, такая методика связана с определенными неудобствами (кузов может быть грязным, выходить «на полусогнутых» неудобно) и т. д., но, как говорится, «искусство требует жертв». «Обмануть» искру (уменьшить болевые ощущения) можно, если закрывать дверцу частью тела, прикрытой одеждой, – например, локтем, коленом или бедром.
Отметим, что для заземления эффективны лишь полоски с токопроводящим наполнителем (например, из графита, алюминиевой пудры и т. д.) или с проволокой внутри. «Резинки», изготовленные из обычной автомобильной камеры, «цеплять» к кузову бесполезно.
Снизить степень электризации одежды и чехлов сидений можно, обработав их антистатическим аэрозолем.
Подготовил Владимир Корницкий
Фото Владислава Бойко и из архива редакции
Редакция благодарит заведующего кафедрой техники и электрофизики высоких напряжений НТУУ «КПИ», д.т.н. профессора В. А. Бржезицкого и «НК Альянс-Україна» за помощь в подготовке материала