Этим вовсю пользуются «купцы», наводняя рынок всевозможными «приблудами» и «прибамбасами». Встречаются среди них полезные, но все-таки бесполезных намного больше. Хуже того: попадаются и такие, которые ставить на машину опасно. Но сегодня мы опробуем на «Ниве» VAZ 2114 вроде бы полезную штуку – усовершенствованный электрический кран отопителя. Любой, кто имел дело со старым краном на «жигулях» и «нивах», результатами заинтересуется: может, после тридцати пяти лет изысканий найдено достойное решение! Сколько доработок уже претерпел пресловутый кран, а схема управления отопителем осталась прежней: чтобы подобрать оптимальную температуру «дутья» в салон, нужно двигать рычажок управления краном, а также рычажок подачи воздуха. Хлопотно, да и отвлекает водителя.
Фирма под названием «Рязанский завод металлокерамических приборов» предлагает другую схему поддержания оптимальной температуры. Устройство СУОС-1 (система управления отопителем салона) состоит из блока управления с регулятором и датчиком температуры, функционального блока и распределительного клапана (см. фото вверху). Последний нужно врезать в разрыв патрубка, соединяющего насос охлаждающей жидкости с радиатором отопителя. Температуру воздуха оценивает датчик и сообщает блоку управления.
Традиционный рычаг здесь заменили потенциометром (фото 1). Вращая его рукоятку, подбирают нужную температуру воздуха в салоне – этим «хозяйством» заведует функциональный блок.
А попробуем-ка все это в деле!
На «Ниве» мы удобно разместили распределительный кран в моторном отсеке (фото 2). Чтобы обеспечить крану оптимальное положение, патрубок пришлось немного укоротить. Кстати, при монтаже крана мы даже не сливали, как принято, охлаждающую жидкость – все делали быстро, потеряв ее совсем немного. Функциональный блок (фото 3) закрепили в моторном отсеке на штатной шпильке.
Долив сколько нужно охлаждающей жидкости, пустили мотор, прогрели. Поворачиваем рукоятку регулятора (см. фото 1) в крайнее левое положение, при котором отопитель должен подавать в салон холодный воздух – не тут-то было, воздух уже знойный! Выходит, закрытый кран пропускает жидкость. Ладно, попробуем еще подогреть – повернем рукоятку по часовой стрелке. Вот это – пожалуйста! В салоне стало как в Сахаре. Повернем-ка снова против часовой… Температура едва заметно снижается – гораздо медленней, чем при исправном родном кране!
Причина должна быть понятна. Чтобы температура воздуха в салоне снизилась быстрей, поступающая в него струя должна быть действительно холодной, иначе ждать придется долго! Мудреная система реагирует на команды с немалым запаздыванием, а ведь шкалы у регулятора нет, температуру нужно подбирать «методом тыка», что еще больше усложняет водителю жизнь.
Что же получили в итоге? В салоне – по крайней мере, летом – прохлады не дождешься! Тут и без печки от зноя звереешь (опыты мы проводили в августе). Тогда призвали в помощь электронике штатный кран, который предусмотрительно сохранили – им-то и перекрыли циркуляцию жидкости. И за это «удовольствие» – 850 рублей…
Как часто бывает, идея оказалась неплоха, а исполнение – как в афоризме бывшего премьера! Но уже зима на пороге – посмотрим, как система поведет себя в мороз. Может быть, теперь штатный кран беспокоить не придется? Слабое, впрочем, утешение!
Никто такую фишку не использовал?