Несколько советов по АКБ.
АКБ может эксплуатироваться и служить долгое время, при соблюдении режимов заряд-разряд. К сожалению, примитивное электрооборудование автомобиля непозволяет обеспечивать правильных режимов эксплуатации АКБ. Из-за этого происходят постоянный недозаряд, либо перезаряд аккумулятора, что резко
сокращает его срок службы. Для кислотно-свинцовых аккумуляторов существует несколько режимов заряда: 10 часовой, 6 часовой, 4 часовой и ускоренный - 1 час. Предпочтительным режимом для свинцово-кислотных аккумуляторов, считается 6 и 4 часовой режим. 10 ти часовой режим ? режим малого тока используется в основном для аккумуляторов при формовках. При этом аккумулятор должен заряжаться в течение указанного времени определенным током. Ток заряда и время заряда рассчитываются просто С/Т, где С-емкость аккумуляторв в А.ч., а Т-время заряда. Так для аккумулятора емкостью 55 А.ч. ток заряда, при 6 часовом режиме, составит 9,1 А., при 4 часовом соответственно 13,7 А. В автомобили же нет такого устройства, которое поддерживало бы именно ток заряда на определенном уровне, а не напряжение в бортовой сети.
В результате получается, что в зимнее время года, когда включаются практически все потребители: лампы, вентилятор печки аккумулятор постоянно недозаряжается. В летний период аккумулятор находится под постоянным зарядом, особенно при длительных поездках, что приводит к его перезаряду и выкипанию. Все это, приводит к быстрому сульфатированию пластин, снижению емкости АКБ и в конечном итоге выходу ее из строю.
Чтобы увеличить срок жизни аккукмулятора желательно хотя бы два раза в сезон проводить формовку АКБ. Формовка или тренировка помогает восстановить сульфатированные пластины и продлить жизнь АКБ. Формовка заключается в нескольких циклах заряд-разряд. В начале АКБ разряжают до напряжения 10,8 ? 11 В. током 6 - 12 А. Для этого достаточно повесить на АКБ две лампы от фары мощностью 45 ? 55 Вт., или запараллелить у одной лампы обе нити накаливания (ближний, дальний свет), и контролировать напряжение на АКБ. Когда напряжение упадет до указанного уровня, АКБ ставится на заряд. Если АКБ нестарая, то можно проводить заряд в 6 часовом режиме, если АКБ уже походила свое, тогда желательно производить заряд током 10 часового режима. После окончания заряда АКБ вновь подвергается разряду, той же лампой, до напряжения 10,8 ? 11 В. После этого АКБ заряжается 4 ? 6 часовым током и ставится на машину. Для старых аккумуляторов обычно проводят не один, а два-три цикла тренировки подряд. Только следует учесть, что формовка не способна полностью восстановить старый аккумулятор.
Некоторые автолюбители прибегают к тренировки АКБ не снимая АКБ с машины ? оставляют машину с включенными габаритами, а потом едут. Дело в том, что такой метод позволяет только разрядить аккумулятор, но не дает полноценного заряда. Так как для полного заряда, после глубокого разряда, потребуется ехать не останавливаясь 6-7 часов, при условии, что генератор держит напряжение 14,2 ? 14,5 В.
Один из способов ? узнать состояние своей АКБ, проконтролировать процесс газовыделения банок во время заряда. Если, после постановки АКБ на заряд, при нормальном токе заряда, начинает происходить интенсивное образование газовых пузырьков, значит пластины аккумулятора уже достаточно сульфатированы и аккумулятор прослужит недолго. У нормального аккумулятора процесс интенсивного газообразования начинает происходить в конце заряда и свидетельствует, что аккумулятор зарядился.
Второй способ контроля состояния аккумулятора, проконтролировать ток во время заряда. Если, при напряжении источника 14 ? 14,2 В. аккумулятор заряжается очень быстро, ток заряда падает до 0,6 ? 1 А. в течение первого часа заряда, значит аккумулятор потерял свою емкость и его пора выбрасывать.
Хранить аккумуляторы надо в заряженном состоянии, если зимой вы не пользуетесь машиной, то перед тем как поставить его в гараж на зиму, сделайте пару циклов тренировки. Так же и весной, перед установкой на машину, желательно провести тренировку.