А если я прийду к ним с ПТС, договором, но до этого в ПТС был человек, не регистрировавший авто в РЭО? Мне откажут в регистрации? Чем мотивируют?
Право собственности.., на машину подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ регистрации.
Больше этот бред не пишите. Люди ведь чтают
Право собственности.., на машину подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ регистрации.
Опровергни раз бред, кроме того что бред сказать больше нечего?
Опровергни раз бред, кроме того что бред сказать больше нечего?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1994 г. N 938
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1994 г. N 938
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья 15. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей
3. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2003 г. N ГКПИ 2003-635
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пилюгиной О.В. о признании частично недействующими абзаца 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", абзаца 5 пункта 2 и пункта 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59,
установил:
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято Постановление N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление).
Абзацем 2 пункта 3 Постановления предусмотрено, что собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59.
Пилюгина О.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 3 Постановления и пункта 3.1 Правил в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Также заявительница просила признать недействующим абзац 5 пункта 2 Правил, предусматривающий, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном данными Правилами.
В заявлении указано, что закрепленное в оспариваемых Постановлении и Правилах предписание о снятии с учета транспортных средств перед заключением договора об их отчуждении не имеет отношения к безопасности дорожного движения и не дает возможности зарегистрировать и эксплуатировать транспортное средство, которое Пилюгина О.В. приобрела в установленном законом порядке, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О безопасности дорожного движения".
В судебном заседании представитель заявительницы Назаренко Д.Ф. уточнил требования Пилюгиной О.В. и просил суд признать Постановление и Правила недействующими в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Представитель заявительницы пояснил, что на основании оспариваемых предписаний нормативных правовых актов органы ГИБДД отказали Пилюгиной О.В. в государственной регистрации автомобиля ВАЗ-2109, приобретенного 5 мая 2003 г. по договору купли-продажи, сославшись на то, что автомобиль не был снят прежним собственником с учета. Тем самым оспариваемые нормы создают такие препятствия в реализации права собственности, при которых теряется цель и смысл совершенной ею сделки.
Представители Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В. и Зубриський С.Г., Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. требования заявительницы не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые ею предписания Постановления и Правил соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Глинку С.Д. и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявительницы удовлетворить частично, суд находит, что заявление Пилюгиной О.В. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установив норму о том, что собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства, Правительство Российской Федерации фактически ограничило гражданский оборот транспортных средств, что могло быть сделано только федеральным законом. Между тем, как уже отмечалось, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные законы таких ограничений на оборотоспособность транспортных средств не содержат и не предоставляют права на их установление Правительству Российской Федерации.
С доводами представителей заинтересованных лиц о том, что такие полномочия Правительству Российской Федерации предоставлены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", суд согласиться не может, поскольку данный Закон не регулирует отношения, связанные с возникновением и прекращением права собственности на транспортные средства.
Как следует из содержания части 3 статьи 15 Закона регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Снятие (или неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, то есть на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Закона).
Кроме того, из преамбулы оспариваемого Постановления следует, что оно принято "в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", а не в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом вышеизложенного оспариваемое положение Постановления как не соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О безопасности дорожного движения" подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
По таким же основаниям подлежит удовлетворению требование заявительницы об оспаривании пункта 3.1 Правил, содержащего предписание, тождественное тому, которое закреплено в абзаце 2 пункта 3 Постановления.
В части признания недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил заявление Пилюгиной О.В. удовлетворению не подлежит, поскольку данная норма самостоятельного значения не имеет, носит бланкетный характер, и при удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3.1 Правил не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Пилюгиной О.В. удовлетворить частично.
Признать недействующими абзац 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938, в редакции от 21 февраля 2002 г. N 126, "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пункт 3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59, в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства.
В остальной части заявление Пилюгиной О.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
10. Регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного устно, производится при представлении заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2007 г. г. Москва
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.
членов коллегии: Зелепукина А.Н., Пелевина Н.П.
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Костенко В.О. об оспаривании абзаца 5 пункта 2; пункта 5.1 и абзаца 1 пункта 64.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 в редакции от 26 марта 2005 г. № 208 по кассационной жалобе Министерства внутренних дел РФ на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2007 г., которым абзац 5 пункта 2 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Костенко В.О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца 5 пункта 2 Правил, предусматривающего, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учёта по месту регистрации в порядке, установленном данными Правилами.
Также заявителем были оспорены пункт 5.1 и абзац 1 пункта 64.1 Правил, в соответствии с которыми регистрация снятых с регистрационного учёта в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретённых на основании договора, заключённого в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления (приложения № 1 и 2) и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных данными Правилами (п.5.1 Правил); транспортные средства, приобретённые физическими или юридическими лицами в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Правил на основании договоров, заключённых в простой письменной форме без нотариального удостоверения или устно, и когда их прежним собственником являлось физическое лицо, кроме того, проверяются на предмет снятия с регистрационного учёта по месту прежней регистрации (абз.1 п.64.1 Правил).
В обоснование заявленного требования Костенко В.О. сослался на противоречие оспоренных положений нормативного правового акта требованиям закона и нарушение его права на использование приобретённого им автомобиля в дорожном движении.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство внутренних дел РФ ставит вопрос об отмене решения Верховного Суда Российской Федерации в части признания недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил, сославшись на неправильное применение судом норм материального права и ошибочность вывода суда о несоответствии указанного положения Правил требованиям федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы МВД РФ и возражений заявителя, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда Российской Федерации подлежащим отмене в обжалуемой МВД РФ части по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.
Признавая незаконным положение абзаца 5 пункта 2 Правил в части, запрещающей производство регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учёта по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами, суд первой инстанции руководствовался, в частности, пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку само отчуждение транспортного средства не подлежит государственной регистрации, Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что, на транспортное средство распространяется положение п.1 ст.223 ГК РФ, и у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства. С этого момента, следовательно, (по мнению суда) приобретшее транспортное средство лицо на основании пункта 1 статьи 209 и пункта 2 статьи 1 ГК РФ вправе свободно в полном объёме осуществлять гражданские права собственника («триаду полномочий собственника»), в том числе и право пользования транспортным средством путём участия в дорожном движении, так как ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», никакой другой действующий федеральный закон не содержат каких-либо ограничений для реализации таким собственником полномочия по использованию транспортного средства по целевому назначению.
Что касается вывода суда первой инстанции о том, что приведённые нормы Гражданского кодекса РФ не содержат ограничений в праве пользования собственника транспортным средством, то он является правильным.
Однако с выводом суда о том, что введенный Министерством внутренних дел РФ запрет в регистрации транспортных средств, ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учёта не соответствует и нормам Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Кассационная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Транспортное средство является источником повышенной опасности. Именно реализация права собственности в отношении транспортного средства при его использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой его правового режима, связанной с его техническими параметрами как предмета, представляющего повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц.
Поэтому, как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 7 декабря 2006 г. № 544-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Календы Анжелики Николаевны на нарушение её конституционных прав абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», такая реализация права собственности в отношении транспортного средства (право пользования транспортным средством по его назначению) регламентируется нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Так, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Приведенной нормой законодатель в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ уже ограничил реализацию права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая (как указано выше) специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.
Таким образом, реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трёх составляющих права собственности вообще в силу приведённой выше нормы федерального закона может осуществляться при условии разрешения вопроса допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации, с выдачей соответствующих документов, осуществляемых в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьёй 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято специальное постановление № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно преамбуле постановления, оно принято в целях обеспечения полноты учёта автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учёта транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учёта в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В целях реализации положений указанного постановления Правительства РФ и по поручению последнего (п.6 постановления) приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 и были утверждены оспоренные заявителем «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Признанный Верховным Судом Российской Федерации недействующим абзац 5 пункта 2, запрещающий производить регистрацию транспортных средств, которые ранее были зарегистрированы в подразделениях Госавтоинспекции и не сняты с регистрационного учёта, а также не принимать их к производству регистрационных действий, корреспондируется с совокупностью положений, предусмотренных пунктом 3.1 Правил, обязывающим юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства снять с учёта в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в частности, при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке и пунктом 3 Правил, обязывающим собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами в установленном порядке зарегистрировать их в течение 5 суток, в частности, после снятия с регистрационного учёта.
В свою очередь пункты 3.1 и 3 Правил полностью соответствуют положениям, установленным соответственно абзацем 1 и абзацем 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (в последующих редакциях), обладающего большей юридической силой.
Следовательно, оспоренная заявителем норма, содержащаяся в абзаце 5 пункта 2 Правил принята МВД РФ в пределах предоставленных министерству полномочий и по существу соответствует приведенным выше части 3 статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», положениям Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (в последующих редакциях) и постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. (в последующих редакциях).
Поскольку в силу изложенных выше положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу относительно оспоренных Правил именно Министерство внутренних дел РФ обязано было принять Правила регистрации автомототранспортных средств, этот федеральный орган исполнительной власти вправе был с учётом закрепленных в нормативных правовых актах, в том числе и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», целей и задач института регистрации транспортных средств установить в абзаце 5 пункта 2 этих Правил принцип, согласно которому транспортное средство может быть зарегистрировано (т.е. разрешен допуск его к участию в дорожном движении) лишь применительно к собственнику этого специфического по своей природе объекта права собственности. Следовательно, установление Правилами нормы, согласно которой при смене собственника транспортного средства допуск этого средства к участию в дорожном движении посредством регистрации относительно к собственнику, приобретшему транспортное средство возможен лишь при условии, если прежний собственник либо уполномоченное им лицо в установленном законодательством порядке сняли транспортное средство с регистрационного учёта по месту регистрации, поскольку «новый» собственник транспортного средства может быть признан участником дорожного движения лишь в случае исключения из числа таких участников прежнего собственника данного транспортного средства.
Как указано выше, в силу постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в последующей редакции) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с регистрационного учёта в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.
При наличии данного положения нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому акту, заявитель, по мнению Кассационной коллегии, имел полную возможность при заключении договора купли-продажи автомобиля обусловить исполнение такого договора выполнением продавцом возложенной на него законодательством Российской Федерации обязанности по снятию транспортного средства с регистрационного учёта.
Поэтому, оспоренное заявителем положение нормативного правового акта МВД РФ в принципе не может нарушать его права и законные интересы, как собственника, осведомлённого о приобретении в собственность транспортного средства, допуск которого к участию в дорожном движении возможен в соответствии с действующим законодательством лишь при выполнении прежним собственником обязанности по снятию этого средства с регистрационного учёта.
Обязанность прежнего собственника транспортного средства не ограничивается лишь передачей по договору отчуждения этого объекта новому собственнику, а обязывает его при этом снять передаваемое по договору транспортное средство с регистрационного учёта. Без выполнения лицом, отчуждающим транспортное средство этой последней обязанности, нового собственника транспортного средства нельзя признать имеющим право на допуск к участию в дорожном движении посредством государственной регистрации этого средства.
Иное толкование оспоренной нормы Правил и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности дорожного движения и имеющих большую юридическую силу, необоснованно лишало бы всякого смысла установленного федеральным законом института государственной регистрации транспортных средств и не соответствовало бы целям и задачам такой регистрации, преследуемым указанным Федеральным законом, Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ, направленным на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а также на обеспечение полноты учёта автотранспортных средств.
Сами же по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.
Оспоренная заявителем норма абзаца 5 пункта 2 Правил соответствует также духу и содержанию пункта 6 статьи 3 и статьи 35 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г.), которыми не только допускается введение государствами - участниками Конвенции института регистрации транспортных средств в качестве инструмента, обеспечивающего допуск этих средств к участию в дорожном движении и учёта их, но и рекомендовано введение регистрации в национальном или региональном масштабе сдаваемых в эксплуатацию автомобилей и ведение централизованного учета по каждому транспортному средству сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации.
По изложенным основаниям Кассационная коллегия считает ошибочным вывод Верховного Суда Российской Федерации о том, что оспоренное положение Правил не соответствует Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» и постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (в последующей редакции).
В связи с тем, что решение по настоящему делу в части признания недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил с учётом изложенных выше мотивов принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, что является основанием для отмены решения в кассационном порядке и вынесения нового решения об отказе заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 и 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2007 года в части.
Вынести по делу в этой части новое решение, которым Костенко Виктору Олеговичу отказать в признании незаконным (недействующим) абзаца 5 пункта 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года № 59, в редакции от 26 марта 2005 года № 208 в части, запрещающей регистрацию и приём к производству регистрационных действий в Госавтоинспекции транспортных средств, приобретённых по сделке об отчуждении ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учёта по месту регистрации.
договор на движимую вещь считается заключенным с момента ее передачи покупателю
KGB
DAI
читал я все эти постановления вот есть еще одно
Поскольку само отчуждение транспортного средства не подлежит государственной регистрации, Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что, на транспортное средство распространяется положение п.1 ст.223 ГК РФ, и у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства. С этого момента, следовательно, (по мнению суда) приобретшее транспортное средство лицо на основании пункта 1 статьи 209 и пункта 2 статьи 1 ГК РФ вправе свободно в полном объёме осуществлять гражданские права собственника («триаду полномочий собственника»), в том числе и право пользования транспортным средством путём участия в дорожном движении, так как ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», никакой другой действующий федеральный закон не содержат каких-либо ограничений для реализации таким собственником полномочия по использованию транспортного средства по целевому назначению.
Что касается вывода суда первой инстанции о том, что приведённые нормы Гражданского кодекса РФ не содержат ограничений в праве пользования собственника транспортным средством, то он является правильным.
Следовательно, установление Правилами нормы, согласно которой при смене собственника транспортного средства допуск этого средства к участию в дорожном движении посредством регистрации относительно к собственнику, приобретшему транспортное средство возможен лишь при условии, если прежний собственник либо уполномоченное им лицо в установленном законодательством порядке сняли транспортное средство с регистрационного учёта по месту регистрации, поскольку «новый» собственник транспортного средства может быть признан участником дорожного движения лишь в случае исключения из числа таких участников прежнего собственника данного транспортного средства.
Сами же по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.
Это разные виды регистрации. При регистрации права само право возникает с момента регистрации, регистрация сделок влияет на саму действительность сделки. Регистрация объетов носит учетный характер и, здесь, влияет на возможность эксплуатации ТС, т.е реализации полномочий собственника по пользованию объкетом права (хотя картошку хранить можно), но ни коим образом не ограничивает полномочия по распоряжению ТС, путем его отчуждения.
Все это четко вытекает и из приведенного Вами постановления
распоряжаться своим имуществом (автомобилем) ты не можешь пока его не зарегистрируешь
Это все вопросы формулировок трактовать можно по разному и с разных позиций,
но факт то остается фактом распоряжаться своим имуществом (автомобилем) ты не можешь пока его не зарегистрируешь поэтому до момента регистрации формально можешь считать его своей собственностью.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1994 г. N 938
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3...
Собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1994 г. N 938
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3...
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
я завидую упорству KGB, он уже разными словами объясняет вам одну и ту же простую мысль: регистрация установлена исключительно в целях допуска ТС к дорожному движению
никакого значения для возникновения либо прекращения права собственности на ТС регистрация не имеет
я завидую упорству KGB, он уже разными словами объясняет вам одну и ту же простую мысль: регистрация установлена исключительно в целях допуска ТС к дорожному движению
никакого значения для возникновения либо прекращения права собственности на ТС регистрация не имеет
даю вводную: есть новое авто, в птс записано юр лицо, оно по договору передает авто физ лицу. физ лицо всячкески этому противица и хочет продать авто третьему лицу.. так вот казус какой: как продать авто третьему лицу без постановки - снятия с учета????
типа так: в гаи приехал первый физик, покупатель, автомашин с птс и договором. можно ли сразу оформить на третье лицо
SDRIVER
Т.е. следуя вышеизложенным пуктам Договор купли-продажи является ничтожной сделкой? В нем прописан такой пункт:
3. Право собственности переходит к "ПОКУПАТЕЛЮ" после заключения настоящего Договора и фактической передачи транспортного средства (номерного агрегата) "ПОКУПАТЕЛЮ".
Получается что если с таким договором можно пойти в одно место, то зачем он вообще нужен?
Предыдущий владелец транспортного средства может пойти в суд и оспорить сделку до момента регистрации автомобиля в ГИБДД и вернуть себе авто? (возвращая сумму указанную в договоре и получаясь в хорошем плюсе)
Прав я в этом случае или нет?
я завидую упорству KGB, он уже разными словами объясняет вам одну и ту же простую мысль: регистрация установлена исключительно в целях допуска ТС к дорожному движению
никакого значения для возникновения либо прекращения права собственности на ТС регистрация не имеет
продать сможешь но твой покупатель не сможет на учет поставить, это на практике проверено уже сотни раз.
Я и не спорю что право собственности переходит после заключения договора, передачи автомобиля и его оплаты. Я говорю что если ты захочешь его перепродать то не сможешь пока не поставишь его на учет, законы у нас такие. Вернее продать сможешь но твой покупатель не сможет на учет поставить, это на практике проверено уже сотни раз.
Право собственности на квартиру, на машину подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ регистрации.
сдрайвер прав, по закону вроде как должны ставить, по факту посылают накуй... либо надо чутка отсыпать гайцам..
о факту могут потребовать и раком встать. Так хоть знать будешь, что это не по закону
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы