Из сегодняшнего Волжского Автостроителя
Как и в советское время все хорошее благодаря Генеральному секретарю
24.03.09
ПРОГРАММА “50x50” РАБОТАЕТ
Льготная программа приобретения автомобилейдля вазовцев в рассрочку, давно называемаяв народе ''50х50'', в этом году пошла не сразу.Вплоть до последних недель получатели,оформившие заявки на первый квартал,нервничали - продаж по программе не былодаже после сообщений о поступленииавтомобилей в ТЦ ''Жигули''. Хотя, казалось бы,и нормативная база для работы создана (в концепрошлого года было разработано и принятоПоложение о программе - см. ''ВА''от 18 декабря), и спрос у работников есть,и нынешнее состояние рынка способствует…Но кризис есть кризис - проблемы он привнесво все сферы.О том, что происходитс программой ''50х50'' сегодня,и о перспективах приобретенияработниками завода автомобилейсобственного производствамы беседуем с генеральнымсекретарем ОАО ''АВТОВАЗ''О.В. АНЧИШКИНОЙ.
- Ольга Владленовна, когда же наконец реально начнутся продажи и что вызвало столь длительную их задержку?
- Начну с главного: реальные продажи начались. С понедельника, 16 марта, и по состоянию на 13 часов 23 марта в ТЦ ''Жигули'' по программе ''50х50'' продано (и выдано покупателям) 32 машины. Еще 161 - в стадии оформления. И все положенные по заявкам автомобили будут предоставлены.
– Теперь о том, что вызвало временные сбои в реализации программы, – продолжает О.В.Анчишкина. – Задержек, собственно, было две. Первая связана, конечно же, с кризисными явлениями в экономике. Как вы знаете, в январе конвейер не работал, а в течение февраля и марта завод перешел на сокращенную программу выпуска. Естественно, сократились доходы вазовцев. И надо было изменить порядок погашения выплат по программе, сделать так, чтобы отчисления из зарплаты не стали избыточным бременем для людей. С другой стороны, при переходе к облегченному графику погашения платежей необходимо было рачительно оптимизировать дополнительные потери завода. Надо ведь понимать, что программа все-таки льготная; завод, идя навстречу работнику, в момент продажи получает только часть необходимых денег.
Понятно, чтобы просчитать и учесть сложные факторы финансового риска, да к тому же в условиях нарастающего кризиса, – потребовалось время.
Вторая причина задержки – выстраивание отношений между АВТОВАЗом и ТЦ ''Жигули''. Финансовая служба зафиксировала серьезную задолженность дилера перед заводом, сформировавшуюся в прошлые годы, и пришла к выводу, что в нынешнем положении завод уже не может отпускать автомобили на прежних условиях. Определение и согласование взаимоустраивающей схемы – тоже дело не одного дня…
– Прозвучала информация, что сейчас нарабатывается временный порядок реализации автомобилей по этой программе. Что это за порядок, когда он начнет действовать и коснется ли тех, кто уже есть в списках? Или только получателей по новым заявкам?
– Порядок уже действует и касается всех. В настоящий момент продажи по программе ''50х50'' идут по временной схеме. Покупатель, получив приглашение, платит в кассу ТЦ положенную сумму, в течение суток ТЦ ''Жигули'' перечисляет эти деньги заводу. Завод после получения платежа дает разрешение отпустить выкупленный автомобиль. В итоге в течение трех суток автомобиль появляется на площадке ТЦ и выдается покупателю.
Схема отрабатывается, так что, конечно, в первое время могут быть какие-то небольшие нестыковки. Но в главном проблема, я считаю, решена, и программа приобретения автомобилей в рассрочку непременно будет выполнена. Со временем все полностью войдет в колею.
– Насколько можно судить из обращений в редакцию, спрос на эту программу у вазовцев очень высок. Почему бы не увеличить число поставляемых на программу ''50х50'' автомобилей, хотя бы на то время, пока завод испытывает проблемы со сбытом?
– А оно и увеличено: напомню, вместо 5 000 автомобилей, определенных колдого-вором на программу в прошлом году, в этом на программу ''50х50'' положено 5 500. Идет
изучение спроса, увязывание интересов работника и производства. С одной стороны, повторю – программа льготная, определенные затраты завод по ней несет. С другой – а действительно ли настолько велик спрос, будут ли работники в нынешних финансовых условиях приобретать автомобили с прежней активностью? Могу заверить, что руководство идет на все возможные меры, позволяющие поддержать работника в этой части. Как вы знаете, в феврале приказом президента ОАО всем заключившим договора по программе ''50х50'' предоставлена возможность отсрочки платежей до шести месяцев. Конечно же, это сделано для снижения финансовой нагрузки на участника программы, все мы понимаем сегодняшние сложности… Если программа ''50х50'' будет стабильно выполняться и станет ясно, что спрос действительно превышает предложение, – давайте подумаем о её развитии на нынешний год.
– А можно предложить и другие стимулирующие меры? Например, снова ввести в действие программу ''30х70'', существовавшую ранее для молодых работников…
– Все будет зависеть от спроса и финансовой ситуации. При этом хотелось бы подчеркнуть следующее. Создавая новое Положение о программе в прошлом году и корректируя порядок её реализации в году нынешнем, мы наработали хорошие инструменты взаимодействия между профкомом и профильными службами завода. Учимся грамотно и взвешенно реагировать на ситуацию на рынке, у дилера… Мы открыты к обсуждению предложений и к новациям. Главное – наша программа должна отвечать интересам работников завода.
– Помнится, раньше из производств шло много жалоб на невыполнение заявок по цвету, модели, комплектации… Как с этими проблемами будет теперь?
– В новом Положении четко оговорено, что работник по программе ''50х50'' получает автомобиль именно тех параметров, которые указаны в заявке.
– Иногда люди жалуются, что в профкомах завода не принимают заявки на
эту программу, ссылаясь на малую квоту положенных на подразделение автомобилей. По каким причинам вообще могут отказать в приеме заявки?
– Квоты определяются только пропорционально численности подразделений – это справедливо. В принципе, хватать должно всем; если исчерпана квота на текущий или следующий месяц – заявку все равно должны принять и поставить на очередь. Исключения, которыми может быть мотивирован отказ, тоже обозначены в Положении. Из основных причин – стаж работы на АВТОВАЗе меньше двух лет, какая-либо финансовая задолженность, приобретение ранее автомобиля по заводским программам в срок до трех лет.
– А вот эта последняя причина – почему?
– Потому что одно дело предоставление предприятием льготы своему работнику, а другое – помощь его личному бизнесу. Кроме того, программа должна быть доступна для всех работников, в заводском коллективе важен каждый человек. И надо дать каждому шанс использовать свои социальные права и гарантии.
– В процессе приема и оформления заявок задействовано много людей… Естественно, время от времени в разных производствах неизбежно возникают какие-то трения, обиды на необъективность. Тем более что согласно тому же Положению у части вазовцев есть преимущественные права при вступлении в программу, а соблюдаются эти приоритеты, как показывают жалобы, не всегда.
– Да, при формировании очереди учитываются стаж работы на АВТОВАЗе, трудовые заслуги и т.д. Снятие всех возможных трений и непонимания возможно при соблюдении открытости всего процесса и хорошем общественном контроле. Эти принципы, кстати, тоже заложены в Положении о программе. Там определена ответственность профсоюзного комитета, службы персонала, производства, сбыта и производственной логистики. Заявление работника должно не только регистрироваться в журнале, но и вноситься в специальную компьютер-
ную систему учета. Право изменять списки принадлежит только руководителям подразделений по согласованию с профкомами. И руководителям вменено в обязанность ежемесячно доводить до работников информацию о ходе выполнения заявок на приобретение автомобилей.
В конце концов, на информационных стендах в цехах и бригадах обязательно должны быть представлены списки очередности, поэтому каких-то скрытных, кулуарных решений не должно быть в принципе. И, кстати, представители департамента управления делами будут постоянно контролировать это. Проведенная недавно проверка уже показала, что информация на стендах пока есть не во всех подразделениях – выданы предписания исправить. И такие проверки обязательно будут впредь.
– Тем не менее частные вопросы по программе все-таки возникают. Как в производствах, так и при покупке в самом ТЦ ''Жигули''. Что делать работнику, если он не может найти удовлетворяющего его решения ''на местах''?
– Я лично, через свою службу генерального секретаря, контролирую исполнение программ ''50х50'' и с полной предоплатой. Так что вопросы, жалобы и предложения можно отправлять прямо на имя генерального секретаря – будем внимательно рассматривать. Есть и специальный адрес электронной почты – 50х50@vaz.ru.
А в ТЦ ''Жигули'' – давайте договоримся сразу же – по средам с 9 до 11 будет находиться представитель департамента управления делами, который на месте поможет разрешить возникающие недоразумения.
– Ольга Владленовна, на прошедшем в четверг профкоме с благодарностью говорилось, что именно ваша личная активность помогла программе ''50х50'' наконец заработать. Скажите, вы курируете только вот эти две социальные программы или что-либо еще?
– В компетенцию службы генерального секретаря входит связь с общественностью и государственными органами, обеспечение деятельности правления компании, подготовка визитов на завод зарубежных и отечественных делегаций, информационно-документационное и материально-хозяйственное обеспечение работы всего руководящего состава компании (причем как в Тольятти, так и в Москве)… Кроме того, мы выполняем широкий спектр поручений президента АВТОВАЗа.
– Тогда напоследок еще один вопрос от наших читателей, несколько ''не в тему'': может быть, вы проясните ситуацию с турбазой ''Фортуна''? Среди вазовцев циркулируют слухи, что она якобы выведена с баланса и принадлежит уже непонятно кому…
– ''Фортуна'' принадлежит АВТОВАЗу, как и раньше, и находится на балансе департамента управления делами. Временно используется как корпоративная гостиница для проживания менеджмента, не имеющего жилья в Тольятти. И, кстати, предвосхищая дополнительный вопрос, сразу скажу, что расходы по проживанию менеджмент оплачивает сам, а не за счет АВТОВАЗа.
Григорий ЭМИН
Уважаемые вазовцы, как и прежде, вопросы, жалобы и предложения аккумулирует также ''Волжский автостроитель''. Связаться с нами можно письменно, по телефонам: 75-74-76, 75-74-77 и по электронной почте
gazeta@vaz.ru.