В августе нефтедобывающая Россия догнала по ценам на горючее импортирующую "черное золото" Америку. Как пишет сегодня газета "Новые известия", ожидается, что за 2004 год бензин в целом станет дороже на 30% и в три раза обгонит рост инфляции. Предотвратить это ничто не сможет.
В прошлом году рост бензиновых цен составил в среднем по России 16,8%. Когда зимой популярный АИ-95 продавали на московских заправках по 12 руб. за литр, автомобилисты ворчали: грабеж. Теперь, отмечает газета, платят 15 и думают только, как бы завтра горючка не стала еще дороже. По оценкам экспертов, цена топлива в этом году будет расти куда заметнее, чем в прошлом. Оптимистический прогноз на год - 20%, пессимистический - 30%.
В любом случае это в разы превышает заложенный в планах правительства уровень инфляции. Оптимисты, впрочем, почти наверняка проиграют. Цены в последнее время растут не скачками, а постоянно: в мае бензин подорожал на 4,6%, в июне - на 6,6%, в июле - на 2,7%. От августа осталась еще неделя, и рост по итогам месяца будет такой, что мало не покажется, - минимум 5%. Оно и немудрено: вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Алексей Небольсин сообщил на днях, что с начала года оптовая цена на нефтепродукты выросла на 27-30%, а розничная - на 17-20%.
Во всем виновата дорогая нефть, примерно так объясняют сложившуюся ситуацию практически все опрошенные "Новыми Известиями" эксперты. По оценке аналитиков, за первое полугодие экспортная цена нефти марки Urals выросла на 15%, а внутренняя - на 200%. И пока "черное золото" находится на ценовом пике, компании, его добывающие, ловят момент, экспортируя все большие объемы нефти и нефтепродуктов.
Темпы роста цен на бензин немного замедлятся только в том случае, если нефть подешевеет, ведь при высоких ценах компании занимаются больше добычей нефти, чтобы скорее ее экспортировать, а при низких - переработкой. При этом розничные цены на бензин отреагируют только на глобальное, а главное, устойчивое снижение цен на нефть. Это объясняется тем, что в себестоимости, например, литра АИ-92 на долю нефти приходится всего 30-40%. Однако в ожидании того, что 50-долларовый ценовый рубеж на мировых рынках нефти вот-вот будет взят, рассчитывать на дешевый бензин как-то не приходится, заключает издание.
Стоит отметить, что высокие цены на мировом рынке нефти накануне даже вынудили Джорджа Буша позвонить Владимиру Путину и обсудить вопросы энергодиалога. Об этом пишет сегодня газета "Время новостей". Очевидно, что американский Белый дом (США - крупнейший импортер сырья в мире) в период президентской предвыборной кампании весьма озабочен проблемой цен на нефть.
Подробности переговоров двух президентов неизвестны, однако очевидно, что они не могли не касаться дела ЮКОСа и его влияния на котировки нефти. Впрочем, вряд ли Джордж Буш при обсуждении этой проблемы спрашивал Владимира Путина о ЮКОСе напрямую: реакция, которую вызывают такие вопросы у российского лидера, его американскому другу прекрасно известна. Можно предположить, что речь скорее шла о том, допустит ли России сокращение поставок нефти на мировой рынок.
В заключение отметим, что мировым рынком нефти по-прежнему правят опасения того, что возможны перебои в поставках сырья из-за холодной зимы, перебоев в поставках нефти из Ирака, России (из-за дела ЮКОСа) и Венесуэлы. Например, если раньше в США закупали нефть со сроком поставки через 21 день, то теперь этот срок превышает один месяц и уже приближается к полутора месяцам. По словам экспертов, стоит произойти, грубо говоря, паре взрывов в Ираке, как цена нефти сразу перейдет границу в 50 долл. за баррель. Кроме того, к этому ее подстегивает рост экономики и энергопотребления в Китае: эта страна в июле закупила нефти на 40,7% больше, чем в этом же месяце прошлого года, и несмотря на высокие цены, Пекин не собирается снижать темпов импорта сырья.