Заменил сегодня ремень ГРМ на своей 124-ке с ГУРом.
Вообще заметил, что наличие ГУР затрудняет некоторые операции по обслуживанию и ремонту. Так и здесь. Для того, чтобы просто посмотреть ремень и проверить натяжение — приходится снять натяжной ролик ремня генератора (он натягивается таким же роликом, как и ремень ГРМ), и только после этого можно снять верхнюю часть крышки ремня ГРМ. В моих планах на будущее — что-то сделать с этой крышкой, в части более легкосъемности.
Хорошо, начали.
1) Вынимаем из крепления абсорбер, отсоединяем от него провод датчика (трубки не отсоединяем), отводим в сторону, чтоб не мешал. Бачок ГУР не трогаем, т.к. он не особо мешает, да и снятие его с крепления ничего особо не дает.
2) Снимаем натяжной ролик ремня генератора, а ремень отодвигаем, насколько возможно, из «операционного поля».
3) Шестигранником откручиваем 5 болтов крепления верхней части крышки ремня ГРМ, и 2 болта крепления нижней части. Убираем эти пластмасски.
4) Наблюдаем ремень во всей красе. У меня заводской ремень (БРТ) оказался в отличном, можно сказать, состоянии, несмотря на пробег почти 55 тыс.км, и то, что изрядную часть времени он был явно недотянут. Сравнение с новым ремнем показало их одинаковую (!) ширину, т.е. он не был «съеден» ни на крошку. Да и вообще, резиновой пыли в тех местах почти не наблюдалось. Что и говорить, заводские оригинальные запчасти рулят однозначно. Позже, осмотрев внимательно снятый ремень, не обнаружил на нем ничего подозрительного, и не выбросил, оставив «в запас».
5) Снимаем правое переднее колесо. Домкратим тщательно, а то стоять машине на домкрате еще долго. Снимаем правый брызговик двигателя.
6) Теперь главное препятствие - «генераторный» шкив на коленвале. Сразу скажу, что все «танцы» со снятием воздушного фильтра, вытаскиванием заглушки над маховиком и попыткой чем-то застопорить маховик — были безрезультатны. А получилось так: застопорил этот шкив, вставив подходящую «монтажку» между ним и двигателем. Аккуратно, не задевая ремень или зубчатый шкив коленвала. С другой стороны — головка на 17 с удлинителем и хорошим воротком. С помощником было бы легко, одному трудно. После нескольких попыток и крепких выражений — болт поддался. Шкив снят.
7) сейчас самое время проверить выставление меток. Включив 5-ю передачу, проворачиваю руками прямо за тормозной диск, смотря чтобы метки на распредвалах оказались напротив контрольных отметок. Совместил, смотрю как там зубчатый шкив коленвала. Тоже метка верна, собственно и сомнений не было.
8) Снимаем ремень. Просто вместе с роликами, открутив их гайки. Наслышан про гнутые шпильки, поэтому усилие строго дозированное, аккуратно. Приспособления для фиксации шкивов распредвалов у меня нет, из подручных материалов соорудить его не удалось, поэтому метки распредвалов чуть «уехали». Не беда, при надевании нового ремня выставим.
9) Опять же, наслышан про приключения с роликами, поэтому решил заменить смазку в заводских и этим ограничиться. Аккуратно вскрыв ролики, вижу что смазка там еще есть, но уже совсем мало. Опорный ролик в прекрасном состоянии, а натяжной чуть люфтит по оси, ну да посмотрим на его поведение в дальнейшем. По возможности чище промываем ролики, например очистителем карбюратора. Закладываем свежую смазку, закрываем. Тщательно протираем дочиста, особенно рабочую поверхность, чтоб смазка не попала на ремень.
10) Надеваем новый ремень (у меня снова БРТ). Начиная не с левой «ветви», как говорит мурзилка, а с правой, как учил маэстро
Кир-кук. Шкив коленвала, опорный ролик, впускной распредвал (совместив метку!), выпускной распредвал (опять же совместив чуть «уехавшую» метку), натяжной ролик. Самой трудностью оказалось натянуть ремень на шкив помпы. Даже при не затянутом натяжном это получилось не сразу.
11) Натягиваем ремень «на глазок». Затягиваем гайки крепления роликов (аккуратно!).
12) Вращаем колесо (за тормозной диск) до тех пор, пока коленвал не сделает 2 (на всякий случай) оборота. На 124-м двигателе ничего при этом не заклинит, просто по окончании проверяем совмещение меток. Всё хорошо? Значит, можно собирать конструктор назад.
13) В принципе, можно пропробовать завести (абсорбер только вернуть на место сначала!), чтобы проверить, не болтается ли ремень на холодном (к этому моменту) двигателе, не сползает ли и т.п. Но не увлекаемся, а то генератор отключен, а на «батарейке» двиг долго не протянет. Если что, регулируем натяжение.
14) Помещаем на место генераторный шкив. Затягиваем его болт, опять же, заклинив шкив монтажкой.
15) Далее сборка в обратном порядке: две половинки крышки ГРМ, натяжной ролик ремня генератора, надеть и натянуть ремень генератора, брызговик, колесо. Убеждаемся в отсутствии лишних деталей.
Вроде всё получилось. Двигатель работает ровно, тянет хорошо, ремень не хлопает на холодном и не подвывает на горячем. Только вот такой еще вопрос: когда надо проверить натяжение и состояние ремня? Через 500-1000 км?