День второй. Курица не птица - "пистолетчик" не оператор
Опять легкий "авралец" в самом начале смены. В 9.15 утра какой-то дорогой
россиянин слишком поторопился и стал отъезжать от колонки, забыв вынуть
пистолет из бака. В итоге - оторванный пистолет и законная порция нелестных
выражений в мой адрес от оператора. Которого, опять-таки, понять нетрудно:
ненужный хаос в виде перестраивания водителей в другую очередь, трата
времени и нервов. Всю свою злость клиенты, как правило, срывают на
операторах. Ну а те, в свою очередь, на "пистолетчиках".
"Пистолетчики" - представители низшей касты на АЗС. Это, в общем, и понятно.
Просто стоять и вставлять в бак подъезжающих машин заправочный пистолет
сможет каждый, а вот быть оператором, как оказалось, целое искусство.
"Пистолетчики" не входят в круг особ, приближенных к кормушке. В лучшем
случае оператор со своей смены даст ему 100-150 рублей за то, что
"пистолетчик" одному только ему ведомым жестом предупреждает, что клиент
заправляется в канистру. Поэтому шефство надо мной старого друга оказалось
как нельзя более кстати. Более того, без его пояснений самостоятельно
понять, каким же образом происходит обман, за количество отработанных в
реальности смен было бы просто невозможно. А так я был как бы "своим" и как
бы "в теме". В моем присутствии можно было вести разговоры, касающиеся хлеба
воровского насущного, обсуждать итоги дня и решать проблемы относительно
дележа "хабара". Однако настойчивые расспросы насчет деталей махинаций могли
серьезно осложнить дело. Приходилось общаться по факту и как бы невзначай
просить объяснить ту или иную непонятную вещь.
Например, я наряду с испытанной гордостью по поводу кристальной чистоты
бензина на нашей заправке был искренне удивлен, неужели везде "бодяжат", а
тут нет? Неужели новенький "Лексус" старшего оператора был куплен на
зарплату? Но, как объяснили профессионалы, только настоящие беспредельщики,
у которых низкие объемы выдачи топлива, опускаются до такого. "Серьезные"
люди, вроде нас, имеющие хорошую реализацию, наоборот, борются за клиента, а
остальное - дело техники.
Когда много клиентов, выставлять колонки на слишком рисковый недолив
попросту незачем. Прибыль растет за счет больших объемов. Кроме того, каждая
уважающая себя контора имеет свою лабораторию контроля качества топлива.
Поэтому "бодяга" - цитирую Леху дословно - "лишний головняк для фраеров. Мы
себе не враги, чтоб дополнительно лаванду еще и за это в управе (офисе
компании. - Авт.) сливать". Чем вам не риск-менеджмент по-русски?
Получается, что и граждане вроде не в обиде, и жалоб нет, и заправщики
довольны.
:Оставшееся бензиновое пятно пришлось срочно посыпать песком, а потом
тщательно вымести. Но, несмотря на промозглый холод и отсутствие общения со
своим приятелем (Алексей отдыхал), я постепенно начал понимать все плюсы
работы "пистолетчиком". Особенно после того, как только с одной машины
получил на чай 100 рублей.
Девушке на "Лэндкрузере" доставило удовольствие сыграть в игру
"древнеримский раб и гетера". Она с величественным видом протянула мне
деньги на бензин и осталась в машине, сказав только: "На все". Кроме того,
"пистолетчик", как никто, имеет все возможности не только лицезреть
"железных коней" всех видов и вариаций, но и изучать типажи их владельцев.
Про русский наш могучий язык во всей красе диалектизмов и жаргонизмов от
автовладельцев отдельная песня: "Эй, плужара, шевели булками! А может, тебя
подогреть?"
День третий. Российская механика против "ихней" электроники
Зато день третий с лихвой оправдал все мои ожидания. Помог, как всегда,
случай. Не скажу, что очень уж редкий, но при любых раскладах очень
своевременный. Прошло не больше часа с начала рабочего дня, как один клиент,
что называется, решил полезть в бутылку. А именно попросил заправить его
через мерник, то есть чтобы бензин из колонки сперва налили в 10-литровый
мерник, а потом из мерника в бак. Ему хотелось проверить колонку на недолив.
Вот и настал момент истины, сказал я себе, приготовившись выслушать
невнятные оправдания Алексея на предмет сбоя программы, поломки колонки и
т.д. Каково же было удивление присутствовавших, когда вышли ровно требуемые
10 литров бензина Аи-92 и ни граммом меньше. Алексей с торжествующей улыбкой
галантно предложил склочному гражданину бросить это гиблое дело и
заправиться по-нормальному. Вот тебе и раз! Улучив момент во время слива
бензовоза, который, кстати, тоже сопровождался остановкой обслуживания
розничных клиентов, я подошел к Лехе. Он выглядел очень довольным. На мой
вопрос, в чем причина, он улыбнулся: "Порядок! Щас примем бензовоз, и
емкость плюсом сыграет литров на сто - сто пятьдесят, итого имеем сверху 2 с
половиной рубля на сигареты". Рублями Алексей называл тысячи.
- Лех, что-то я не понял, с какой радости?
- Ну ты, физик, емкость в земле, так? Бензин в ней теплый, плюс 3, а сегодня
минус 8, он нагревается, расширяется, отсюда и плюс, понял?
- А летом как?
- Ну летом, конечно, не шоколад, наоборот, минуса прут, но ничего,
разруливаем за счет недолива. И без хабара все равно не остаемся.
Вот так. Зимой, оказалось, идет пруха сама по себе, за счет законов физики.
А гениальность фокуса с мерником, и в целом схема недолива, просто потрясла
мое воображение. Со словами: "Учись, пригодится, когда человеком (то есть
оператором) станешь", - мы с Лехой прошли в операторскую. Итак, дела с
недоливом у нас на заправке (подчеркну - у нас, поскольку с разным
оборудованием "фокусы" разные) обстояли так:
В "голове" каждой колонки поставлен чип. Именно он контролирует точность
налива горючего. Не обязательно, что все колонки недоливают одинаково.
Например, 92-й "выставлен" на 650-700 граммов с 10 литров, 95-й - на 450-500
граммов. Чипы включаются в работу с помощью тумблера. Мягкий незаметный
щелчок - и вместо положенных и оплаченных 20 литров Аи-92 в бензобак попадет
18 литров 600 граммов. То есть 1 литр 400 граммов остались в емкости. Хотя
на электронном табло колонки будет высвечено 20 литров и их стоимость по
действующим ценам.
Особенно показательна ситуация, когда клиент заправляется до полного бака.
Например, бензобак вмещает 60 литров. При включенном чипе недолив составит
чуть больше 4 литров. И если его не отключить, то счетчик покажет 64 литра,
на которые бак не рассчитан. Обман налицо. Только глупые и наглые операторы
спорят в таком случае. В общем, оператор должен четко контролировать
ситуацию и соображать, когда и на какое время ему вывести из работы недолив.
С учетом того, что наша заправка в среднем выдает в зависимости от погоды и
дня недели до 6 тонн только Аи-92 ежесуточно, в емкости образуется примерно
350-400 литров "лишнего" горючего. Теперь его нужно "обналичить", то есть
продать, минуя кассу без чеков. Для этого есть запасной компьютер,
снабженный программой, позволяющей включать и выключать колонку в обход
кассы. Кроме того, программа предусматривает удаление отпущенных литров из
памяти общей базы данных. При хорошем потоке клиентов избавиться от "левого"
бензина можно быстро и незаметно. Тем более что чеки требуют всего 20-30
процентов покупателей, остальных можно отпускать по компьютеру-дублеру.
Что же касается суммарных счетчиков отпуска, поначалу их ежедневно нужно
было корректировать и привлекать для этих целей слесаря. А когда счетчики на
"моей" АЗС убрали с колонок, функцию подсчета суммарной выдачи на каждой
колонке возложили на компьютер.
Итак, подобьем баланс. Кстати сказать, информация о количестве
реализованного горючего и сумме дневной выручки является закрытой.
Рассчитаем доход "королей бензоколонок" теоретически. При выручке от 230 до
330 тысяч за смену, а это примерно от 12 до 15 тонн горючего, сэкономленных
на недоливе, в случае с удобной для расчета пропорцией 500 граммов недолива
на 10 литров получается от 600 до 750 литров в емкости. Соответственно,
сумма прибыли будет начинаться от 11-12 тысяч рублей в день. Прошу заметить,
выбранный вариант с недоливом в 500 граммов вполне гуманный. А ведь есть и
другие варианты. Что ж, день прошел не зря, но впереди, как оказалось, было
тоже много интересного.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что чем современнее
оборудование, установленное на АЗС, тем сложнее оператору вкупе с остальной
компанией мухлевать с ним. На автозаправках нашей же компании, где в ходе
реконструкции ставят новое оборудование, "народным умельцам" требуется
гораздо больше времени и усилий, чтобы перенастроить технику или
скорректировать ее в свою пользу. Правда, игра все равно заканчивается в
пользу заправщиков.
День :тый. Воровской механизм
Выглянуло солнышко, настроение было просто замечательное. В общем, жизнь
налаживалась. Даже к чаевым привык, и они уже не вызывали отрицательных
эмоций. Сами-то заработки радовали, а вот способ их получения - не очень.
Потому что в первый день, когда мне, нормальному немаленькому парню,
протягивали деньги, которые многие мои соотечественники добывают гораздо
более упорным трудом, было психологически непросто. Иногда, забывшись, я
заправлял машину, аккуратно протирал тряпкой крышку бензобака и, абсолютно
не задумываясь ни о каких чаевых, отходил к следующей, чем немало веселил
Алексея, который в шутку называл меня "голубой кровью" и "принцем датским".
Но тем не менее потихоньку я осваивался, иногда выказывая, как бы между
прочим, специфическое служебное рвение - кивком головы показывал оператору,
что клиент собирается заправляться в канистру. Незаметно для себя я стал
называть всех приезжающих автомобилистов клиентами, причем с
"наркобаронскими" нотками в голосе. С волками жить - по-волчьи выть.
Постепенно приходило понимание того, что АЗС - это хорошо отлаженный
воровской механизм. Не побоюсь слова "воровской", поскольку то, чем
занимаются многие сотрудники заправок, подпадает под действие сразу
нескольких статей УК РФ. Оператор - сердце этого механизма. Главная фигура,
от расторопности, сообразительности и коммуникабельности которого зависит
плотность наполнения кошельков всех причастных к работе заправки.
Оператор на своей смене отвечает практически за все. И за работу
оборудования, и за безопасность, и конфликты, как правило, улаживает
самостоятельно. Управляющий, на первый взгляд, лицо преходящее. Хотя у него
нормированный рабочий день, проконтролировать его присутствие на АЗС весьма
проблематично. Он всегда найдет отговорку для того, чтобы не присутствовать
на рабочем месте. А "хабар" ему идет как положено, приличный и в срок.
По рассказам Алексея, в каждом конкретном случае пропорция распределения
"левых" денег, как в волчьей стае, зависит от наглости старшего оператора.
На моей АЗС ситуация выглядела следующим образом - от общей суммы валового
дохода вычиталось ежедневно 700 рублей "прикрепленному" к заправке слесарю
(в месяц - 21 тысяча рублей). Остальное делилось таким образом - 50%
управляющему (он же старший), 50% оператору. То есть если взять минимальный
доход в 12 тысяч рублей ежедневно, то получается по 5 тысяч рублей старшему
и оператору в день. Подчеркну, минимальный доход, даже не средний. Однако
управляющему все-таки надо отдать должное, поскольку все переговоры на
"высшем уровне" проводит именно он. В частности, Михаил периодически выходит
на контакт с человеком из КРУ (контрольно-ревизионного управления) компании
и получает информацию относительно предстоящих проверок. Такса за подобные
услуги фиксированная, однако ее размер соотносится с объемами реализации
АЗС.
Значение еще одной "фигуры", слесаря, тоже трудно переоценить. Если говорить
на языке образов, то управляющий - голова, оператор - сердце, а слесарь -
руки, механические руки. Его загруженность не такая, как у оператора,
ответственность не столь тяжела, как у старшего оператора, но без его
технического "кулибинского" интеллекта и мастерства дохода бы не было. И,
наконец, "пистолетчик". В общем пешка, но все-таки кое-что значит.
Вероятность стать "ферзем", то есть оператором, почти нулевая, зато, с
другой стороны, работа на свежем воздухе, неплохие чаевые, варьирующиеся в
зависимости от заправки и дня недели, и масса общения. И в случае
какого-либо шухера именно он ничего не теряет. Почти армейская четкость и
японская экономическая эффективность. В сложившейся картине присутствуют все
элементы, кроме одного - отношения к происходящему со стороны властей.
* * *
Моя миссия подошла к концу. Кое-что из того, что так волнует и интересует
автолюбителей в жизни заправки, стало яснее. Понятно, что далеко не все.
"Пистолетчика", образно говоря, как прислугу, дальше прихожей не пускают. Но
и этого вполне достаточно, чтобы убедиться: как нас обманывали, так и будут
обманывать впредь. Тем более что заправщики по большей части не своих хозяев
кидают, а вытягивают деньги из карманов рядовых автовладельцев.
Лично у меня есть только один рецепт против махинаций с недоливом: заливайте
бензин сначала в канистру, объем которой вам известен. Если, конечно,
потерянные деньги вам важнее потерянного времени. Конечно, приведенная выше
воровская схема далеко не единственная. Ведь у нас "голь на выдумки хитра".
Однако и другие все равно будут похожи на указанную.
Так или иначе, скорее всего, на заправках все будет по-прежнему еще долго.
Остается только уповать на то, что благоразумных сотрудников АЗС будет
все-таки больше, чем беспредельщиков. И воровать они будут в умеренных
масштабах.