Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
Дядя Вася,
PAHHA, не деритесь
Каждый прав по-своему. Просто
Дядя Вася говорит про DC-DC StepDown, в котором используется тот-же ШИМ для поддержания постоянного напряжения на выходе независимо от нагрузки. Правда для правильной работы самого регулятора необходимо хорошее сглаживание выходного напряжения - у них ООС по напряжению, а следовательно, для такой мощной нагрузки как у нас - бешенные емкости и огромную силовую индуктивность.
PAHHA, вы-же говорите про обычный ШИМ-регулятор, выдающий различные действующие значения мощности в нагрузке в зависимости от ширины импульсов. Такой регулятор хорошо подходит только для активных нагрузок, например для ламп.
На индуктивных нагрузках он будет приводить к посторонним звукам, а на емкостных - к резкому повышению пиковых токов.
В отличие от классического ШИМа, DC-DC преобразователь может работать на емкостные нагрузки так как отдача энергии идет с индуктивности в емкость не скачкообразно, в отличие от транзистора в ключевом режиме.
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
Короче я считаю оправданным делать транзистор в линейном режиме. За малую длительность запуска он не успеет нагреться, а ток будет нарастать плавно и линейно.
Fridrich
На форуме 21 лет
Сообщения: 2112
Откуда: Москва
Авто: Skoda Octavia A7 1.8 TSI, AFS, Elegance...
Serg_x писал(а):Короче я считаю оправданным делать транзистор в линейном режиме. За малую длительность запуска он не успеет нагреться, а ток будет нарастать плавно и линейно.
Успеет нагреться. Даже успеет сгореть. (Из опыта разработчика DRL-30).
Хотя нарисованная на бумаге схема на трех деталях, конечно же, гораздо привлекательней схемы на процессоре и силовом транзисторе...
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
Fridrich
Ну давай прикинем.
Ток мотора в рабочем режиме - 14А (по букварю).
Соответственно сопротивление около 1Ома.
Если сделать так, чтобы по мере раскручивания крыльчатки ток не превышал эти самые 14А, то где-то в середине получим:
Ток - 7А. Сопротивление мотора+транзистора = 2Ома.
Тепловыделение на транзисторе - 7Ватт. Это очень мало. Секунд 10 может вообще без радиатора продержаться и не выгореть.
Вообще нужно делать наоборот. Характеристика зарядки конденсатора - такая:
А нужно делать такую:
Чтобы ток нарастал медленнее, чем раскручивался мотор, т.к. на малых оборотах нагрузки у него чисто инерционные - воздуха он перекачивает очень мало.
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Fridrich писал(а):
Успеет нагреться. Даже успеет сгореть. (Из опыта разработчика DRL-30).
Чегото за месяц ежедневной эксплуатации не сгорел, может там чего не так? Поделитесь опытом, может и у меня начнет гореть
mike0602
На форуме 15 лет
Сообщения: 214
Откуда: Украина,Харьков
Авто: Ваз 1118
РАННА, я не правильно подсоединил транзистор. вечером подключу и проверю. сразу отпишусь[/url]
Дядя Вася
На форуме 16 лет
Сообщения: 873
Откуда: donetsk.ua
Авто: 21093i
Serg_x писал(а):Тепловыделение на транзисторе - 7Ватт. Это очень мало. Секунд 10 может вообще без радиатора продержаться и не выгореть.
Не, это много! Если не ошибаюсь, больше двух ватт корпуса TO-220 не выдерживают. Надо смотреть в даташиты, там оговорены режимы работы.
Кстати, пришла в голову мысль: а ведь можно для мягкого включения фар использовать сами лампы! В лампе Н4 две нити и три контакта: ближний, дальний и общий. Можно при помощи рэле наколхозить схему, которая включала бы нить ближнего и дальнего света последовательно.
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Может кому поможет, вот как выглядит реле с переделанной начинкой, плату делать не стал, лень да и не нужно, деталей очень мало.
То что на фото сделано по этой схеме
Дядя Вася писал(а):Не, это много! Если не ошибаюсь, больше двух ватт корпуса TO-220 не выдерживают. Надо смотреть в даташиты, там оговорены режимы работы.
Это да, без радиатора, долговременно 2 ватта это потолок, но вообще надо смотреть по допустимой температуре кристалла и теплоотдаче без радиатора, может оказаться все не так страшно, если быстро
. От себя скажу, что без радиатора я пробовать не рискнул, транзисторы жалко, а тот радиатор что на фото справляется на все сто.
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
PAHHA писал(а):
Это да, без радиатора, долговременно 2 ватта это потолок
Да я о том и говорил что 2Вт, да даже 7Вт, да без радиатора, но на время около секунды - это нормал. Не успеет сильно нагреться.
2Вт долговременно для ТО220 - это смерть через секунд 30.
mike0602
На форуме 15 лет
Сообщения: 214
Откуда: Украина,Харьков
Авто: Ваз 1118
уважаемый РАННА, обьясни мне,видимо солнце крепко мне мозги расплавло,как правильно и куда подключать схему которая в первом сообщении нарисована? я все сделал,подпаял,как ты написал,вроде работает. а вот куда в проводку это чудо подсоеденить я не могу понять. там получается 4 вывода,+,_ и два,которые идут на лампу. куда,что лепить?
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
mike0602 писал(а):уважаемый РАННА, обьясни мне,видимо солнце крепко мне мозги расплавло,как правильно и куда подключать схему которая в первом сообщении нарисована? я все сделал,подпаял,как ты написал,вроде работает. а вот куда в проводку это чудо подсоеденить я не могу понять. там получается 4 вывода,+,_ и два,которые идут на лампу. куда,что лепить?
Цепляется в разрыв + на лампу и к массе. Плюс заходит на схему и уходит с транзистора на лампу. Масса схемой не разрывается, а просто используется для функционирования, поэтому 4 провода нет, фара берет массу там же где и брала.
mike0602
На форуме 15 лет
Сообщения: 214
Откуда: Украина,Харьков
Авто: Ваз 1118
ничего не понял!
еще раз,у нас 4 вывода,плюс,минус, и два которые идут на лампочку(на схеме). так вот,обьясни подробнее,куда какой контакт тыкать. что то я раму собрать не могу.
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
Плюс - с плюсового провода лампы
Минус - откуда угодно где он есть
Выход плюс - на саму лампу
Выход минус - общий со входом минус
Таким образом, выводов всего 3. 4й - общий (минус)
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Serg_x писал(а):Плюс - с плюсового провода лампы
Минус - откуда угодно где он есть
Выход плюс - на саму лампу
Выход минус - общий со входом минус
Таким образом, выводов всего 3. 4й - общий (минус)
объяснять у меня однако не всегда получается
Fridrich
На форуме 21 лет
Сообщения: 2112
Откуда: Москва
Авто: Skoda Octavia A7 1.8 TSI, AFS, Elegance...
PAHHA писал(а):Serg_x писал(а):Плюс - с плюсового провода лампы
Минус - откуда угодно где он есть
Выход плюс - на саму лампу
Выход минус - общий со входом минус
Таким образом, выводов всего 3. 4й - общий (минус)
объяснять у меня однако не всегда получается
Рисовать - тоже: транзистор IRF4905 - p-канальный, а не n-канальный, да и как-то принято рисовать "массу" внизу, а "+12" - вверху... Впрочем... это я так, к слову...
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Fridrich писал(а):
Рисовать - тоже: транзистор IRF4905 - p-канальный, а не n-канальный, да и как-то принято рисовать "массу" внизу, а "+12" - вверху... Впрочем... это я так, к слову...
Ага я в курсе, была цель просто поделиться идеей и все
а не заниматься графическими изысками в простейшем редакторе, так что не нервничайте, конкуренцию ДРЛ-30, (или как там, не помню) я не составляю и цели такой нет
Впрочем если подключиться грамотный писака прошивок на МК, то можно и на микроконтроллере сделать, сложность от этого не сильно вырастет, так что если есть такие и это кому нибудь нужно маякуйте, сделаем открытый проект.
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
PAHHA
Нуна придумать как сделать такое
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Serg_x писал(а):PAHHA
Нуна придумать как сделать такое
Проще всего на микроконтроллере, но сдесь я не силен в программировании. Если найдеться тот кто напишет прошивку, могу набросать схему, прошить, протестить, развести плату, в общем активно учавствовать (со скидкой на летний отдых
)
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
PAHHA
Лично у меня нет времени - это раз
Все это делается в аналоге - это двас
Микрик - нах.
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
Serg_x писал(а):PAHHA
Лично у меня нет времени - это раз
Нужно ли это понимать как "написать прошивку на AVR мне раз плюнуть тока времени нет"? Ну а что касается логарифмы на выходе, будет время, подумаю
, а то может оно особо и не нужно, одни ведь разговоры, а повторить и решить нужно или не нужно решился только один человек (ну кроме меня). А советов, которых я просил в начале темы по доработке и улучшению схемотехники так вообще нет.
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
PAHHA
Со схемотехникой все Ок у тебя. Чем проще, тем лучше. Мы тут мутили задержку потора поворота, так ее до сих пор так никто и не сделал
С цифрой просто не дружу. Пока. Чую, по роду деятельности скоро придется дружиться. Предпочитаю все делать в аналоге. И проще и дешевле, но надо мозг напрячь.
- Это не логирифм, а эспонента - в том и прикол. Пройдись глазами по графику и прикинь что ты - вентилятор и подумай по какому закону нарастания тебе будет проще стартовать
Wanderlust
На форуме 19 лет
Сообщения: 3421
Откуда: [62]
Авто: RIO
Цитата:Нуна придумать как сделать такое
Операционный усилитель тебе в помощь (140УД...). И экспоненциальную обратную связь (диод) ставить. Классика - в справочнике должно быть. Аналоговые вычислители.
А имхо дроссель с обвязкой лучше - не только ограничивает "пуск", но и при провале пытается "поддержать".
Serg_x
дэф года 2011
На форуме 15 лет
Сообщения: 27215
Откуда: Питер
Авто: Сид + ATV
Wanderlust писал(а):Цитата:Нуна придумать как сделать такое
Операционный усилитель тебе в помощь (140УД...). И экспоненциальную обратную связь (диод) ставить. Классика - в справочнике должно быть. Аналоговые вычислители.
Есть такое. Только нестабильно это все - от температуры гуляет и требует настройки конкретного диода на конкретный ток.
Wanderlust писал(а):
А имхо дроссель с обвязкой лучше - не только ограничивает "пуск", но и при провале пытается "поддержать".
Угу, только индуктивность какая нужны для наших целей?
mike0602
На форуме 15 лет
Сообщения: 214
Откуда: Украина,Харьков
Авто: Ваз 1118
ребят,ну у меня прогресс,все заработало! спасибо вам. вот можете мне еще такую вещь подсказать,как лучше сделать,чтоб зажигались лампы в течении 3 сек? какие элементы надо поменять и на что их заменить,только чтоб надежно было.
PAHHA
На форуме 16 лет
Сообщения: 144
Откуда: Ставрополь
Авто: ВАЗ-21053 реэкспорт + Lancer IX
mike0602 писал(а):ребят,ну у меня прогресс,все заработало! спасибо вам. вот можете мне еще такую вещь подсказать,как лучше сделать,чтоб зажигались лампы в течении 3 сек? какие элементы надо поменять и на что их заменить,только чтоб надежно было.
Увеличить номинал R2 и R1 в 3 раза или емкость C1 в 3 раза. Вообще этому транзистору для полного включения достаточно -4 -5 вольт на затворе (относительно истока, т.е. плюса в данном случае) дальнейшее увеличение ведет к незначительному уменьшению сопротивления канала транзистора (но достаточному для меня чтобы за него побороться) из-за этого включение лампы гораздо более нелинейно чем даже характеристика заряда конденсатора. Поэтому тем кто хочет более плавное визуально включение рекомендую следующие переделки:
R1=R2=470кОм (может быть от 100кОм до 560кОм, слишком высокоомными увлекаться не советую)
C1=4.7мкФ (керамика, для лучшей надежности)
Что касается электромотора радиатора, мой совет тем кто хочет изобрести велосипед в виде диодов в обратной связи - ни к чему это все городить, схема на 555 таймере ссылку на которую я давал с заменой потенциометра на RC цепочку с растянутым на десяток секунд включением справляется великолепно, дает очень плавный пуск и никаких помех (у меня по крайней мере, правда отношусь к электрике авто очень хорошо) а писк обмоток при запуске из салона не слышен, а вообще он неплохо свидетельствует о работоспособности устройства. Если интересно постараюсь выложить схему без переменного резистора, тока завтра, из дому притяну, рисовать на работе больше не буду, а то не всем нравиться
. Желающим поразводить плату могу скинуть пикадовский проект.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИКОНКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы