(Трасса М5: «Оренбург-Бузулук-Самара-Тольятти-Жигулевск-Сызрань-Кузнецк-Пенза-Нижний Ломов-Умет-Шацк-Рязань-Луховицы-Коломна-Бронницы-Люберцы-Москва (МКАД-11 км)-Москва и далее до дома на Юго-Запад, ул..Новаторов.
Перед поездкой искал в инете рассказы автопутешественников по маршруту «Оренбург-Москва», нашел несколько, но в основном в обратном направлении. После поездки решили с сыном написать все наши наблюдения, специально не записывали в дороге, поездка в памяти и так отчетливо запечатлелась. Надеюсь, наши записи вам пригодятся.
Предисловие.
Поездка из Оренбурга в Москву на машине задумывалась давно, просто необходимо было перегнать автомобиль к новому месту жительства. ВАЗ-2111, наша «снежка» с приличным для автомобиля возрастом (2001 г.в.), но с небольшим пробегом в 39000 км перед поездкой была насильственно загнана в автосервис, где врач-автомеханик проверил все её жизненно важные органы. Учитывая, что машина в зимнее время не эксплуатировалась и простояла в гараже перед поездкой с начала ноября (наша «снежка» вообще не знала зимней эксплуатации, но каждый год весной перед выездом проходила автомед.обследование в сервисе) было принято решение – заменить ей масло и сделать ТО. В процессе обследования выяснилось, что необходимо заменить тормозную жидкость (заменили, и не зря – использованная за 8 лет жидкость была черной и непонятной консистенции). «Передок» у механика нареканий не вызвал, единственное, что правая стойка нуждалась в «лечении» (небольшой люфт) и ремень привода нужно было заменить. Но механик сказал, что до Москвы доедете без проблем, технически исправна, в отличном состоянии. Передние тормозные колодки были заменены еще при пробеге в 30000 км. Таким образом машина была готова и не вызывала волнения, в багажнике из запасных частей была заложена лишь дополнительная «запаска». Еще в багажник кинули 5-ти литровый пластиковый баллончик с водой, на всякий случай, руки помыть, в бачок стеклоомывателя долить при необходимости. Купили новую аптечку и никогда не присутствоваший в машине автоогнетушитель – это на случай придирок «Гайцов» (перед путешествием узнали новую кличку ГИБЭДЭДЭШНИКОВ). Выезжать из Оренбурга решили в 5 утра местного (два часа разницы с Москвой, т.е. по Москве в 3 ноль-ноль). Учитывая российский менталитет, выехали практически вОвремя, в 5.45 орен.вр. Обнулили счетчик километража и выехали с объемом топлива в 1\3 бака (решили с вечера не заправлять, т.к. машину на ночь перед выездом поставили на стоянку, где, как известно, испарение из бака бензина почему-то очень интенсивно).
Часть 1.
Прекрасное безоблачное утро, +10 вне салона, пустая трасса – всё это настраивало на позитив. Сначала за рулем сидел сын, который водит машину уверенно и надежно. Я знал расписание работы «Гайцов». В 6.00 они заканчивают на своих стационарных и не очень стационарных постах проверку документов и далее до 9.00 никого вы на трассе из этого отряда не увидите. В 8.00 у «Гайцов» в обл (или республиканских, районных) логовах развод на посты, потом прием-передача смены (наверно докладывают, кто на какую сумму за смену «обул» водил и переставляют фишки на графике «общакА»…), а те, кто на постах – спешно заполняют свои журналы смены – пишут сочинения «Как я провел день», так, что с 6 до 9 утра у нас на дорогах можно творить, что угодно (ДОКАЗАНО). Поэтому расстояние в 400 с хвостиком километров до Самары пролетели за какие-то три с половиной часа, при этом мы до Сорочинска ехали практически со скоростью 140-150 км\час. Район Сорочинска несколько сбавил наш пыл, там ремонтируют дорогу, пришлось съезжать с трассы и двигаться по обходным «тропам». После Сорочинска – опять погнали…Возле Бузулука следуйте только по указателям, в Оренбургской области указатели на Москву верно приведут вас к цели. Перед Самарой желательно тоже обращать внимание на указатели – главное это «М5» и «Москва» - НИКУДА НЕ СОБЪЕТЕСЬ. Так, вот – быстро преодолев расстояние от Оренбурга до Самары, мы перед областным центром, где родили нашу машину, решили перекусить. На трассе перед городом съехали в ржаное поле за посадку (не понравилось нам, что во время путешествия другие машины останавливались прямо на обочине), перекусили нехитрую снедь, которая была классической для России – бутерброды, вареные яйца, огурцы, помидоры, хлеб. Да, ещё посоветую заранее купить влажные салфетки, для дезинфекции рук, недорого, зато надежно, мы ими пользовались не только перед принятием пищи, но и просто хотелось освежить кожу…После этого моциона за руль сел я, так, как считал, что более опытен и возле Самары необходимо сконцентрировать внимание. Кстати, хочу вам сказать, если вы дилетант, такой же, как и мы в дальних путешествиях – обязательно назначайте себе штурмана, который по атласу дорог должен заранее проговаривать дорогу (по населенным пунктам) – очень помогает, не везде есть указатели, но везде есть развилки, схожие с основной трассой…
Итак, далее, строго по указателям «обогнули» Самару и Тольятти справа и стали подъезжать к переправе через водохранилище. Перед подъездом я сыну сказал, что обычно здесь устраивают «шмон» (читал, блин об этом) - проверяют максимальное количество машин, т.к. мы поедем по мосту Волжской ГЭС. НАКАРКАЛ. Нас остановил «Гаец», задал следующие вопросы, при этом, проверяя документы: – куда едем, что везем? После ответов (в Москву, ничего кроме себя) полез в салон машины проверять, а там кроме двух подушек и снеди ничего не было. В багажник «Гаец» лазить не стал – удовлетворился осмотром салона, да и мне показалось, что его коллега остановил более привлекательную «жертву» - тентованную «Газель», которая остановилась сразу за нами. «Гаец» отдал мне документы, даже не взглянув на меня, и очень быстро направился к «лакомому кусочку» - Газели, там уже его коллега ворошил «запрещенный» груз.
Мы же с сыном продолжили путешествие дальше. Обозрев красоты плотины, стали мечтать, как сейчас в Сызрани купим копченого жереха, а по приезду домой в Москву купим пива и пожуем рыбку с пивом с устатку, хотелось еще самарского пива купить, но решили, что оно не выдержит испытания в дороге и «стухнет». На подъезде к Сызрани потянулись многочисленные лотки с рыбой, но мы почему-то решили, что купим жереха на выезде из Сызрани,…как мы ошиблись – вся рыба продается только между Жигулевском и Сызранью. После Сызрани были сплошные ремонтные работы на дороге, двигались мы с очень малой скоростью. У меня «затекли» колени от постоянного напряжения ступней на педали и я предложил сыну сесть за руль (сам я готовился «рулить» в Подмосковье и в Москве).
Часть 2.
Поменялись местами и двинули на Кузнецк…
Как уже я писал, у штурмана всегда был в руках Атлас дорог. Штурман обязан проговаривать маршрут, – какой населенный пункт мы должны проехать дальше или проехать поворот на населенный пункт. Это вселяло уверенность, что мы движемся в правильном направлении, и к тому же мысленно приближало нас к конечному пункту. Так, вот – до Сызрани – все совпадало, а в Пензенской области стали «нарываться» на несуществующие на карте населенные пункты. Первым из таких стал населенный пункт под звучным названием «Печенино». Ну нет его на карте, а мы через него со скоростью 60 км\час едем вместо 120-140…Затем таких населенных пунктов было множество, которые иногда навевали вопрос – мы там едем или нет? Все эти пункты (а в последствии и реки) мы просто называли «ПЕЧЕНЬЕ». У нас Атлас был новый, издание с исправлениями 2008 года, но после Сызрани, а особенно в Рязанской области и в Подмосковье – «Печенье» сплошь и рядом.
Преодолев Кузнецк двинули на Пензу… Вот где обитель зла. Уважаемые водители – избегайте ездить через Пензенскую область. По всей трассе расставлены знаки «Обгон запрещен» - всё понимаю, но не понимаю, когда знак ставят абсолютно в тех местах, где видимость на несколько километров, где великолепная дорога и где есть «спрятаться Гайцам»…Вот в Пензе мы, и попались на этом. Спускались с горы, была прерывистая полоса вперемежку с непрерывистой (а кое-где вообще не было разметки). Фуры шли на «зажатом тормозе», мы решили обогнать фуры – решили-сделали, но в конце спуска слева стояла машина ГИБДД и «Гаец», на бешеной скорости, нарушая правила движения пешеходов, бросился под колеса нашей машины, при этом, успев махнуть своей полосатой палочкой. Мы, конечно, его не задавили (а зря) но остановились в метрах 100 от места суицида «Гайца». Мы остановились, Сын вышел из машины, но на встречу с «самоубийцем» внутренних органов не пошел. «Гаец», обрадованный тем, что он остался жив и здоров при зарабатывании жалованья вернулся в «броневик» инкассации денежных средств проезжих водил и, нарушая правила развернувшись через сплошную полосу, подъехал к нашей «Снежке». Я не вышел из машины, подумал – пусть сын сам «разруливает», хотя подумал и о сумме «отступных», которые должны мы были отдать – не зря же «Гаец» рисковал жизнью останавливая нас, да и на трассе по правилам нельзя останавливать просто так (просто так – только на стационарных постах, это в правилах записано) – только за нарушения. Значит мы что-то нарушили или кризис просто парализовал жизнь семьи этого «Гайца».
Короче, нам инкриминировали – выезд на встречную полосу, пересечение сплошной линии – да, в Китае четвертовали бы, а Пензе добрые люди живут, у нас никто членовредительством заниматься за это не будет – просто водительские права отберут, тем более правила ДД теперь этого требуют. Протестовать, что ничего подобного не было, разделительной полосы на горе вообще не было – бесполезно. «Гайцы» могут смело преподавать в любом ВУЗе дисциплину «Психология» - об их вымогательстве мы явно никуда не заявим, номера авто - оренбургские, торопимся успеть засветло в Москву, да и впечатление мы видимо произвели на них «дорожно-ботаническое». Короче за 1000 рублей я выкупил водительские права Сына, и после пожелания «Гайцов» быть осторожнее на дороге мы двинулись дальше. Хотел еще подробней написать – как наши «Гайцы» вымогают бабло. На мой вопрос не о том, что мы не нарушали, а том, что сделать, чтобы вернуть водительские права, «Гайцы» предложили мне подумать – я так и понял, что правил и законов они не знают, должен был быть суд, который и решил бы судьбу, но я им предложил деньги, и они согласились. Короче им надо чаще курсы повышения квалификации устраивать, чтобы знали законы…
Итак,… проехали Пензу, водилам советую быть очень внимательными к указателям. В объезд Пензу проехать – это надо не промахнуться. Далее нас ждал Н.Ломов. Пообедать решили после Нижнего Ломова – в Умете, легенды ходят об этом месте, местные жители Умета просто рай еды создали для водителей…
После не очень верхнего Ломова въезжаем в Умет – вдоль дороги по обе стороны только харчевни, запах стоит неимоверный, баранина, телятина даже захудалая курица «бьют» в нос. Мне очень хотелось горячего поесть, но сын сказал – давай своё доедим (брали ж в судочки соц.паек и не съели ещё)… Кроме того, остановиться где-либо не представлялось возможным по одной причине – очень хотелось дочитать до конца названия харчевен – «ЕДА», «ВКУСНО» и в конце «ОКОЛИЦА»…Деревня с жилыми домами стоит недалеко от трассы, а вдоль выстроены домики-рестораны – от сруба до фанеры. Короче так мы домашней еды и не поели. Поехали, как говорится, я опять сел за руль, меня ведь «Гайцы» останавливали, но не вымогали…Впереди был Шацк. Сразу скажу, что дорога от Пензы до Шацка – это сплошь указание «Обгон запрещен» - это или боковой знак или сплошная полоса. Чтобы обогнать «козла» (это прозвище дается каждому, кто может ехать быстрее, но не хочет) – ищешь редкие пространства, но на них по закону подлости, всегда есть, встречное движение… Нам даже однажды пришлось проверить свои тормоза, которые оставили на этой трассе свой автограф в виде следа на метров 30.
Итак, «Печенья» в Шацке было хоть отбавляй, иногда задавали себе вопрос – там ли мы продвигаемся… Перед самым Шацком попали опять на ремонт дороги. Причем колонна просто встала… Потом выяснилось, что тормознули движение дорожники для того, чтобы выгрузить гравий на обочину с КАМАЗов, которым для этого необходимо было развернуться и перекрыть весь тракт. Простояли мы с полчаса, но потерянное не восполнили… Далее Рязань и после нее – просто триллер…
Часть 3.
Рязань объехали строго по указателям – будьте внимательны, там есть поворот, на который необходимо свернуть, иначе будете плутать по Рязани. У нас получилось, потому, что один из нас был постоянно штурманом. Проезжая Рязань, мы чувствовали «запах Москвы», вот она, после Рязани подать рукой, но… Проследовав до Луховиц без проблем, мечтали к 9-ти вечера по Москве прибыть домой. Но в наши мечты природой были внесены коррективы… Сразу после Луховиц начал сначала накрапывать дождь, а потом начался АД. С неба боги нам послали ушат воды, грозовые тучи, молнии то спереди, то справа, то слева… Пришлось сбавить скорость, т.к. «гнать» по-мокрому было чревато, тем более увидели, как машины при смене погоды сносило на края дороги… «Волга» ушла в кювет, видимо притормаживая, произошел занос, иномарка влетела на бордюр слева – водила не справился с управлением…Мы поехали очень медленно еще и потому, что «дворники» не успевали нам открывать обозрев. Мало того, «дворник» со стороны штурмана вышел из строя и «ухмыляясь» гладил лобовое стекло чисто символически. Сын сидел за рулем, аккуратно придерживаясь правой части дороги, а я пытался «навигировать». На обочинах останавливались машины, включая «аварийку» - торопиться им было некуда, а нам надо было двигаться. Прикинули время – теперь попадем домой на час позже, примерно в 22.00 – ха, как оказалось – это был бы наилучший вариант… По трассе выходим на Коломну, по карте мы по объездной ее должны обойти справа. Но, учитывая, что видимость была примерно 5 метров, мы не заметили указатель на развилке «Коломна – Москва». Свернули вправо, как указано в Атласе дорог, но сразу после «своротки» увидели, что едем на Коломну. Движение было одностороннее – решили проехать через город, и по карте было видно, что нужно ехать только прямо! В Баке оставалось литров 7 бензина – лампочка еще не горела, но хотелось бы видеть полный бак. В городе решили не останавливаться, чтобы не сбиться с курса…
Едем по городу – светофоры, пешеходы и миражы снизили нашу скорость до 20-40 км\час. Светофоры в Коломне на перекрестках устроены так, что «перпендикулярному движению» загорается красный – значит нам – зеленый, но нет, красный свет горит еще минуту обоим сторонам – там загорается зеленый цвет для пешеходов,…Мы попались на это и в начале пытались нарушить ПДД. Короче из Коломны выехали, нужно было попасть на М5. Мне, как штурману пришлось «потеть» - выехали. А Ливень и Гроза не прекращаются. После Коломны долго не было заправки, мы пошутили: Вот умора, если мы в Московской области заглохнем от нехватки топлива…Смеялись, блин…Появилась АЗС – сворачиваем…Не работает, бензин есть, но видимо есть инструкции, при такой грозе отключаться…И вправду молния била вправо и налево…Под крышей АЗС попытались отремонтировать «дворник» - удалось…и поехали дальше, а в баке оставалось совсем немножко…Примерно через километров 20 мы увидели заправку – от названия запомнилось только «Мос хрен нефть понос…». Заехали – не работает – мало того, никого там не нашли. Красный огонек на панели начал подмигивать – «Движок хочет есть». Успокаивало то, что мы не в Сибири, а в Московской области…А гроза так и идет…Мы едем «придерживая возжи», а нас обгоняют «смертники», причем обгоняли и трейлеры и скоростные иномарки и даже мотоциклисты…Нам не надо скорость, нам не надо время, нам надо добраться до Москвы живыми и невредимыми… Нашли заправку, которая работала в грозу, заправились – полегчало на душе…По времени поняли, что доедем домой ближе к полуночи. Обогнув Люберцы, справа наконец-то увидели надпись на белом фоне «Москва» - всё, приехали, с неба уже ничего не падало, на подъезде к МКАДу дороги были сухие. Въехали на МКАД и помчались на Юго-запад, слева постоянно была Москва – ох и огромный город, мы еще пол часа потратили на то, что бы по МКАДу добраться до своего района…
Кратко о поездке:
1. Автомобиль: ВАЗ – 2111, 2001 года выпуска.
2. Пробег до путешествия – 38.5 тыс.км
3. Эксплуатация – только летом с мая по октябрь включительно.
4. Расстояние от Оренбурга до Москвы практически соответствует и интернетовским сайтам – 1500 км.
5. Расход бензина 10 литров на 100 км.
6. Время в пути с 3.45 до 23.45 по московскому времени (поставили машину на стоянку перед домом). Итого почти 20 часов, но у нас украли примерно три с половиной часа – «Гайцы», БОГ (погода) и наша дилетантность.
7. М5 от Оренбурга до Москвы больших нареканий не вызывает – нет разбитого полотна, есть строители, которые обновляют дорогу.
Изложил, как смог, извините, если утомил. Задавайте вопросы, мы с сыном помним каждый километр, о котором можем рассказать.