Nekto писал(а):В настоящий момент текст на данной странице отсутствует. Вы можете найти упоминание данного названия в других статьях, найти соответствующие записи журналов, или создать страницу с таким названием.
У меня всё открывается, поэтому скину простым копипастом:
ВЭФ - государственный электротехнический завод (Латвия)
VEF (Valsts Elektrotehniskā Fabrika) — государственный электротехнический завод (Латвия).
19 июня 1919 года начальник Управления почты и телеграфа Эдуард Кадикис издал приказ,в котором Александру Типайнису было предложено организовать и руководить механической мастерской по ремонту телефонных и телеграфных аппаратов, линейного оборудования и почтового инвентаря. Мастерскую назвали PTVD GD – Pasta un Telegrāfa Valdes Departamenta Galvenā Darbnīca – Главная мастерская управления департамента почты и телеграфа.
В 1920 году потребовалось расширение производства, для чего было приобретено различное оборудование. В следующем году мастерская начала производить большую партию телеграфных аппаратов систем Хьюса и Морзе. Осенью 1922 года мастерской были заказаны первые 100 настенных телефонных аппаратов. В 1924 году мастерская расширилась и переехала в новое помещение. К концу этого-же года количество рабочих перевалило за 300 человек, изготовлялись телефонные коммутаторы, различные телеграфные, телефонные, почтовые принадлежности.
В 1927 году Департамент Почты и Телеграфа купил у ликвидационной комиссии всемирной электрокомпании UNION бывшее помещение фабрики на ул. Бривибас 19. В 1928 году, после приведения помещения в порядок, мастерская переехала туда. По сути, это была уже не мастерская, а завод.
В 1929 году завод начал производство больших автоматических телефонных централей, вел работы по запуску в производство сухих элементов, изолированных проводов и кабелей, а тк-же осветительных лампочек.
В 1930 году в ведение мастерской перешла фанерная фабрика “Latvijas Bērzs”, что позволило изготавливать качественные корпуса радиоприемников, а с 1935 года – даже изготавливать самолеты. В феврале 1932 года Главная мастерская Департамента почты и телеграфа была преобразована в отдельное объединение: “Valsts Elektrotehniskā Fabrika (VEF) – Государственная электротехническая фабрика. В начале она называлась: Valsts Elektrotehniskā Fabrika PĒRKONS (гром - гроза). Како-то время продукция выходила со знаком PĒRKONS. Позже от этого названия отказались и объявили конкурс на фирменную эмблему. Используемую до 90-х годов знаменитую эмблему VEF разработал тогда молодой дизайнер (тогда еще не знали этого слова) Карлис Ирбитис.
В 1934 году открыли заводское ремесленное училище.
В 1935 году начали производить самолеты. Всего сделали 33 самолета различных типов своей конструкции.
В 1936 году началось производство знаменитых «шпионских» фотокамер «MINOX». До 1938 года было произведено примерно 22000 штук.
Особенно известны радиоприемники VEF. В 1935 году в Брюсселе, в 1937 году в Париже радиоприемники VEF брали “Gran Prix”. Их экспортировали в Эстонию, Литву, Англию, Швейцарию и Скандинавские страны.
VEF производил кинопроекторы, трансформаторы, выпрямители, пылесосы, высоковольтные выключатели, радиовещательные станции (Рига, Мадона, Кулдига, Клайпеда – там стояли передатчики, сделанные на VEFе), приемопередатчики для авиации и морских судов, ветровые генераторы, аккумуляторы и сухие элементы и многое другое. Собрали даже несколько автомобилей.
В конце 1940 года, после оккупации Латвии в СССР, завод взял под свой контроль Народный Коммисариат электротехнической промышленности Советского Союза. В акте был особо отмечен высокий технический уровень VEFa.
Во время немецкой оккупации 1941-44 годов завод перешел во владение немецкой фирмы AEG и был назван AEG Ostlandwerk. В 1944 году при эвакуации немцы большое количество технологического оборудования и технической документации вывезли в Германию. Также как и СССР, что не смогли вывезти – уничтожили.
Nekto писал(а):The requested URL /leibovic.htm was not found on this server.
Сайт прекрасно работает:
http://www.oldradio.lv/ Но тоже дам копипаст:
Фирма « A/S Foto – Radio – Centrāle A.Leibovic »
20-е годы ХХ века… Заканчивалось «смутное время», на «осколках великой империи» образовывались новые, молодые государства, народы, уставшие от войн и революций, хотели жить в мире и согласии; и тут к человечеству вышло оно – Его Величество РАДИО…
В молодой Латвийской республике радио сразу нашло немало поклонников, причем, не только в среде энтузиастов, но и среди простых людей, обывателей. Коммерсанты быстро смекнули, что на этом новомодном деле можно неплохо заработать, но государством был принят закон, делавший не выгодной поставку аппаратов из за рубежа, зато поддерживающий местных производителей. Одним из таких коммерсантов был Абрам Лейбовиц.
А. Лейбовиц происходил из еврейской семьи, пустившей корни в Латвии еще в стародавние времена, поэтому его фамилия для русскоязычного читателя звучит несколько странно – ЛейбовиЦ, а не ЛейбовиЧ, как принято говорить в России.
У А. Лейбовица ранее был магазин фото принадлежностей и фото ателье, когда, в начале 1926-го года, ему было выдано разрешение, дававшее право на торговлю импортными радиоприемниками и радиодеталями. В Государственном архиве Латвийской республики сохранился документ, в котором А. Лейбовиц подал в Департамент почт и телеграфа просьбу разрешить ему производство контурных катушек для радио. Перед специальной комиссией он вскоре продемонстрировал купленный в Германии станок для этого. Тогда же был показан и прототип аппарата с кристаллическим детектором. В середине осени 1926-го года А. Лейбовицу было дано разрешение на производство радиоприемников и радио принадлежностей.
Производство и разработка новых моделей было делом хлопотным, гораздо проще было бы продавать модели зарубежных фирм, но тут вставал на стражу закон о конкуренции, делавший абсолютно невыгодным такую торговлю. Но А. Лейбовиц не был бы истинным коммерсантом, если бы не придумал хитрый коммерческий ход: в Германии на фирмах Kramolin, Lumophon, Loewe-Optha и др., закупались готовые радиоприемники, разбирались на месте и упаковывались, отдельно корпуса, шасси, громкоговорители и все это, под видом радиодеталей, привозилось в Латвию, где собиралось, закреплялась фирменная эмблема A.L.Radio, и продавалось как местная продукция. Примерно по такому же принципу была сделана одна из первых массовых моделей Rigafon – в корпусе громкоговорителя Gravor было установлено деревянное (!!!) шасси примитивного регенеративного радиоприемника, ручки управления и клеммы антенны и заземления были помещены в выпиленные с боков углубления. Динамик использовался, естественно, оригинальный Gravor’овский.
В 1931-м году была выпущена «легендарная», первая произведенная в Латвии радиола под названием «Prezidents», состоящая из приемника прямого усиления с УВЧ и УНЧ на включенных параллельно триодах RE604.
В Германии в 1933 году пришел к власти Адольф Гитлер, который стал решать «еврейский вопрос», руководствуясь своей идеологией, и коммерсантам этой национальности пришлось не сладко. Что стало с еврейским населением Рейха, не является целью нашего повествования, но контакты с иностранными фирмами, имеющими «неарийских» хозяев, германскими властями не приветствовались. Поэтому, волей – неволей, Абраму Лейбовицу пришлось заняться разработкой собственных моделей «с чистого листа».
Примерно, с 1934-го года начали выпускаться уже свои модели. Вначале это были модели прямого усиления с сверхрегенератором, гораздо более дешевые в производстве, такие, как «tips 34» на лампах немецкой «цифровой» серии, батарейный «Dziedonis» («певец» - лат.), «Eiropafons» 35 на таких же лампах и «Eiropafons» 35/2 на лампах уже «золотой» 4-х вольтовой серии фирмы Philips.
В 1936-м году, помимо модели «Eiropafons» 36 был выпущен приемник «Ferrоsupers», в котором впервые были использованы контурные катушки с сердечниками из ферромагнитного железа – «новое слово» в тогдашней радиотехнике - первый приемник фирмы «Foto – Radio – Centrāle A. Leibovic», построенный по супергетеродинному принципу.
Суровые законы конкуренции требовали новых моделей, поэтому был выпущен в продажу аппарат уже «37-го модельного года» «Eiropafons» 36/37, имеющий незначительные схематические отличия от модели прошлого года.
Аппараты фирмы были привлекательны потребителю по дизайну, но технически были очень не совершенными. Стремясь получить максимальную прибыль при минимуме затрат, на предприятии экономили буквально на всем. Так, входные диапазонные катушки имели очень мало витков, связь между контурами получалась слабой, в связи с чем приемник обладал малой чувствительностью и избирательностью и ему требовалась очень длинная антенна. В качестве детектора применялась либо диодная часть ламп типа ЕВС3 или EBF2, либо отдельный двойной диод типа АВ2 или ЕВ4 (других, одинарных диодов просто не было в ассортименте), так один из диодов не использовался, анод и катод были «посажены на землю», хотя логично бы было применить его для организации системы АРУ с задержкой, для чего в схему нужно было бы добавить лишь несколько недорогих деталей и что улучшило бы потребительские качества аппарата. Так же большинство приемников не имело предварительного каскада УНЧ – сигнал с детектора подавался прямо на выходную лампу! Сочетание этих схемотехнических ляпов, казалось, должно было сводить на нет популярность аппаратов фирмы, которые, кстати сказать, были недешевы, но… аппараты продавались, благодаря хорошо поставленной рекламе и привлекательному внешнему виду, Абрам получал дивиденды и все шло, как задумывалось.
В 1937-м году были выпущены модель прямого усиления «Dzintars» 37/38 (янтарь – лат.) и модель с интересной «рефлексной» схемой, названной вполне логично, «Reflexsupers», где гексод ЕК2 (второй в схеме) использовался и как УПЧ, и как предварительный УНЧ, но у детекторной лампы ЕВ4 второй диод по прежнему не использовался. Так же, к грядущей 20-й годовщине независимости Латвийской республики, выпущена модель «Uzvaras Supers» 37 (победный супер – лат.). Причем, модель прямого усиления выпущена на «новомодных» лампах «красной» серии с накалом 6.3 вольта, «Reflexsupers» - тоже, а Супер – на «золотой» 4-х вольтовой, но более «старой» серии ламп.
В 1938-м году была выпущена модель «Uzvaras Supers» 37/38 на лампах «красной» серии и тоже с интересным сочетанием ламп – в преобразователе использован гексод ЕК2, в качестве УПЧ и предварительного УНЧ триод-гексод ЕСН3, детектор на одной половине лампы ЕВ4, вторая упорно не используется, выходной каскад НЧ на лампе EL3 и выпрямитель на стандартном для тех времен кенотроне AZ1.
Также выпущена модель «Dzintars» 38 прямого усиления.
Примерно в 1937-38 годах была выпущена модель «Sprīdītis» («мальчик-с-пальчик» – персонаж латышских сказок, лат.) прямого усиления с интересной конструкцией корпуса и динамиком с магнитной системой, уже не характерным для аппаратов того времени и обладающим весьма посредственным звучанием.
Фирмой A/S «Foto – Radio – Centrāle A. Leibovic» выпускались также гораздо менее известные, мелкосерийные аппараты, которые, зачастую, не имели фирменного названия, а именовались Tips № такой то ( например, TIP AL20 ) Есть предположение, что тираж некоторых моделей не превышал нескольких экземпляров. Поэтому подсчитать точно, сколько моделей выпустила фирма, пока невозможно.
В конце 1938-го и начале 1939-го годов выпущена новая модель ТМ 653, имеющая два варианта применяемых комплектов ламп – первый вариант на лампах «красной» серии ECH3, EBF2, EL3, EM4, AZ1 и второй, более поздний, на лампах новой 11-й серии ECH11, EBF11,EL11, индикаторе от «старой» серии EM4, AZ11; названный ТМ653/2 и имеющий несколько измененный дизайн. Кстати, начиная, примерно с 1937 года, фирма использует лампы общеевропейских типов, выпускаемых венгерской фирмы Tungsram и имеющих впереди общеевропейского обозначения букву Т, к примеру, кенотрон AZ1 обозначается TAZ1; используются так же индикаторы настройки, имеющие чисто фирменное «тунгсрамовское» обозначение, к примеру, ME6.
Второй вариант выпускался до самой немецкой оккупации Риги в 1941-м году уже национализированным предприятием.
1939-й год был также отмечен печальной датой в истории фирмы A/S «Foto – Radio – Centrāle A. Leibovic» - основатель Абрам Лейбовиц слег от удара и уже больше не смог вернуться к управлению фирмой . Дело перешло к его сыну.
В том же году еще были выпущены модели – «люксовый» «Prezidents», который не стоит путать с радиолой образца 1931-го года, на лампах «красной» серии, имеющий регулировку полосы пропускания тракта ПЧ, совмещенную с регулировкой тембра, предварительный УНЧ, но, традиционно, с «заземленным» вторым диодом лампы ЕВС3, батарейный «Maestro», аналогичного дизайна и модель прямого усиления с регенераторм на лампах 11-й серии – ТМ132
В роковой для Латвии 1940-й год, под руководством молодого хозяина, фирма продолжает выпускать модели ТМ653/2, ТМ132, но появляются, по крайней мере, и пара новых моделей – высококачественный аппарат ТМ764 на лампах 11-й серии, анализируя схемотехнику которого, можно сказать, что она претерпела некоторые изменения к лучшему, при разработке уже нет такой экономии на каскадах – впервые применены: схема с задержкой АРУ, отдельный каскад предварительного УНЧ (непозволительная роскошь, если брать во внимание предыдущие модели), регулировка полосы пропускания УПЧ, совмещенная с регулировкой тембра.
После аннексии Латвии Советским Союзом в 1940-м году и национализации предприятия фирма A/S «Foto – Radio – Centrāle A. Leibovic» была объединена с так же частной, но более мелкой радио фирмой «radiofirma «KOLIFOX», īpašnieks Ņikolajs Klemptners» и была названа «Radiopionieris». Уже во время войны предприятие было вновь объединено уже немцами с бывшей фирмой A. Apsītīs un F. Žukovskis, названной «Radioteсhnika», но это уже совсем другая история.
После начала ВОВ теряются следы практически всех членов семьи Лейбовиц. Известно, что к приходу немцев в Ригу больной Абрам Лейбовиц был еще жив. Известно, что после войны выжила его дочь, но очень скоро умерла от рака в Казахстане, но у нее остались двое детей , внуков Абрама Лейбовица , которые живы до сих пор.