Страница 1 из 2
...или "хочешь жить -умей вертеться" Или назовите сами как хотите! gpn

http://news.mail.ru/economics/3205488/



Цитата:

Самолет-штурмовик превратили в теплоэлектростанцию10:48 «Вести.Ru»
Видео
На днях в подмосковном Павловском Посаде запустили необычную теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25, которых летчики называют «Грачами». Необычная ТЭЦ обеспечивает электроэнергией и горячей водой несколько микрорайонов города.

Его создавали в 70-е как самолет огневой поддержки сухопутных войск, штурмовик Су-25. «Грач», как называют самолет сами летчики, в боях слыл «летающим танком» — за толстую броню и необычайную живучесть. Его двигатели модели Р-13 могут выдержать прямое попадание 23-миллиметрвого снаряда. Выпускают их на Уфимском моторостроительном заводе, который входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию.

Теперь двигатели от «Грача» обогревают и снабжают электричеством подмосковных жителей. На днях в Павловском Посаде запустили теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25. Подробнее рассказывает Вадим Коновалов — начальник ГТУ-ТЭЦ Павловского Посада: «Произошла адаптация этого двигателя к наземной электроэнергетике путем пристыковки силовой турбины и использования мощности авиационного двигателя».

На мирной службе силовой агрегат стал газовым. Две таких установки раскручивают валы генераторов – на выходе получается 16 мегаватт электроэнергии. Отработавшие газы не улетают в атмосферу, а нагревают котел.

«Это выступающий из дымовой трубы котел-утилизатор, где подогревается горячая вода дымовыми газами от газотурбинной установки», — поясняет Вадим Коновалов.

Электроэнергия и горячая вода идет на несколько микрорайонов. Две-три таких ТЭЦ могут полностью обеспечивать небольшой районный центр. В подтверждение этому – слова Николая Кузнецова — директора по промышленным установкам Объединенной двигателестроительной корпорации: «Вырабатывать только тепло или только электрическую энергию, наверное, с точки зрения коэффициента использования теплотворности топлива, неправильно. Коэффициент полезного действия на станциях, вырабатывающих одновременно тепло и электрическую энергию, так называемый когенерационный цикл, КПД можно получить намного выше, это где-то 60%».

Контролирует работу авиационных двигателей, или как говорят в энергетике, «газотурбинных установок», – нет, не летчик, а машинист. Для контроля работы станции довольно одного человека — за всем следит электроника. Если сильные морозы, какие были в эти дни, то на запуск дополнительного энергоблока уйдут минуты.

«Пуск паротурбинной установки занимает около суток, — продолжает Вадим Коновалов. – А здесь 10 минут. Выход на холостой ход и набор нагрузки – это еще 5-10 минут».

В Павловском Посаде вопрос дефицита тепла уже решен. Только в этом году по всей стране были запущены подобные станции, которые в сумме вырабатывают 480 мегаватт, это сравнимо с одной традиционной ТЭЦ. Но для ее постройки нужен десяток лет, а газотурбинная установка разворачивается за девять месяцев.

Ученые считают: если строить подобные станции, то через 10 лет можно будет экономить 20 миллионов тонн топлива ежегодно.

«На ТЭЦ на киловатт выработанной электрической энергии уходит порядка 500 граммов условного топлива, — сообщает Николай Кузнецов . — На ГТУ-ТЭЦ с газотурбинной энергетической установкой — в теплоэнергетическом цикле если она работает — уходит всего 180 граммов условного топлива».

Повышение энергоэффективности стало одним из государственных приоритетов. Проект «Малая комплексная энергетика», в котором участвуют Объединенная двигателестроительная корпорация и корпорация «Российские технологии» должен стать хорошим подспорьем для обновления локальных энергосистем.

Otto Frija
Лучше б они умели не вертеться, а движки когенераторные делать. Даже у специализированных проблемы с ресурсом, да и с КПД всё сложно. А уж тут... "Нанокорабли бороздят просторы нанотеатра". Грустно. Производители нормальных систем ржут, небось, как кони. cry
rg-45
уж лучше так,чем на баржу и в китай,превращатся в ширпотреб.
Otto Frija
Танк никогда не станет хорошим трактором; летчик-истребитель никогда не станет счастливым продавайкой труселей на рынке, не надо заталкивать наших волков в овечьи шкуры - они туда не помещаются.
GENA
Otto Frija писал(а):

Лучше б они умели не вертеться, а движки когенераторные делать. Даже у специализированных проблемы с ресурсом, да и с КПД всё сложно. А уж тут... "Нанокорабли бороздят просторы нанотеатра". Грустно. Производители нормальных систем ржут, небось, как кони. cry


А дай ссылочки на нормальные системы. supercool
Пыльный
Еще бы сравнили, сколько ресурс у авиадвигателя и котла.
Кроме того, авиадвигатель надо кормить не углем или мазутом, а авиакеросином.
rg-45
Пыльный писал(а):

Кроме того, авиадвигатель надо кормить не углем или мазутом, а авиакеросином.


Зyбиловод писал(а):

На мирной службе силовой агрегат стал газовым.


вот меня всегда удивляла эта манера. 63 типо читал.но что читал непонятно.
wraithik
GENA
Да причем тут ссылка. Ресурс всех авиадвигателей и танковых не велик. Для мирных целей отстой, для вояк то что надо.
GENA
wraithik писал(а):

GENA
Да причем тут ссылка. Ресурс всех авиадвигателей и танковых не велик. Для мирных целей отстой, для вояк то что надо.


дело не в этом! С ресурсами все понятно. Хотя не на форсаже и переделано на газ. supercool Он писал, что сидят спецы и нервно хихикают. Хотелось бы узнать, а если что подобное разработанное спецами? Например решение для поселочка в 20-30 домов есть? Или лучше камин в каждом доме и печь универсальная (по топливу). supercool
Nekto
Пыльный писал(а):

Еще бы сравнили, сколько ресурс у авиадвигателя и котла.
Кроме того, авиадвигатель надо кормить не углем или мазутом, а авиакеросином.


Есть некоторая поправка. По причине того что ГТД становится "авиадвижком" только если он стоит на самолете. И под это заточен. А тут случай такой что движок с Су-25 - лишь база, а в остальном это "2 большие разницы". Керосин в авиации используется лишь потому что это наиболее эффективное по соотношению "энергия*стоимость/масса" топливо. Но вообще же ГТД является многотопливным. Для примера - танковые и корабельные ГТД вполне себе жрут солярку, газоперекачивающие ГТД кушают природный газ и т.д.

Ресурс же ГТД на земле и на самолете - совершенно разный. Условия работы самолетного - ужасные (высокая механическая нагрузка, постоянное изменение рабочих режимов, да даже плотность воздуха и температура разные в течении одного полета). Причем все системы облегчены по максимуму. У наземного ГТД - достаточно стабильные условия работы, продолжительные режимы работы плюс можно не экономить на, например, той же системе смазки.
По причине того что ГТД имеет достаточно высокий КПД - применение его в качестве ГРЭС - нормальная общемировая практика.
wraithik
Nekto писал(а):

У наземного ГТД - достаточно стабильные условия работы, продолжительные режимы работы плюс можно не экономить на, например, той же системе смазки.


Т.е. если ГТД с Су25 поставить на землю, то он сам утяжелит себя? Или жто будет уже сильно модифицированный ГТД от Су25?
Пыльный
rg-45 писал(а):

вот меня всегда удивляла эта манера. типо читал.но что читал непонятно.


извиняюсь, по диагонали читал
однако,
во-первых:
СУ-25 оснащались двигателями Р-95Ш, позднее Р-195, а никак не Р-13, точнее Р-95Ш является модификацией двигателя Р-13-300
во-вторых: сам авиадвигатель и разработанная на его основе газотурбинная установка - две большие разницы, и говорить, что: "Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25" звездеж полный
в-третьих: двигатель Р-95Ш конешно один из наиболее надежных, и имеет наработку на отказ 5000 часов, и наземная установка на его базе будет иметь естественно ресурс больше, но вряд ли на порядки, поэтому использовать эти установки как основные для электро и тепло снабжения проблемно, как резервные и пиковые вполне.
в-четвертых: разница в КПД почти в три раза в пользу ГТУ сомнительна вестьма
Язычник
Otto Frija писал(а):

Производители нормальных систем ржут, небось, как кони. cry


А эта чем ненормальная? Компактная, мощная, экономичная. Есть в росиянии что-нить аналогичное разработанное нашими производителями нормальных систем?
rg-45
Цитата:

газотурбинная установка разворачивается за девять месяцев.

несколько сомнительно качество преподносимых фактов.чудо корреспондент мож чтото услышал про аналог с сушкой,вот и двинул тему,а в реале всё переделано и аналогия только в мощности силовой установки.
    ниачём
Nekto
wraithik писал(а):

Nekto писал(а):

У наземного ГТД - достаточно стабильные условия работы, продолжительные режимы работы плюс можно не экономить на, например, той же системе смазки.


Т.е. если ГТД с Су25 поставить на землю, то он сам утяжелит себя? Или жто будет уже сильно модифицированный ГТД от Су25?


Конечно модифицированный. Или ты думаешь что он сразу с мощщным генератором и бойлером летает? Там работ по переделке еще полно.
Wanderlust
Наработка на отказ 5000 часов - это 7 месяцев. Вопрос только, сколько "стоит" текущий/средний/капитальный ремонт такого ГТУ.
Другой вопрос - утилизация тепла в тёплое время. Так-то выхлоп ГТУ идёт в тракт парового котла паровой турбины. А тут летом либо на электрическую мощность не выйдет без выбрасывания лишнего тепла, либо на тепловую, без выбрасывания лишней мощности.
А современная реальность такова, что электропотребление летом едва ли не возрастает - повсеместно включаются кондиционеры.
wraithik
Nekto писал(а):

Конечно модифицированный. Или ты думаешь что он сразу с мощщным генератором и бойлером летает? Там работ по переделке еще полно.


Я не про обвес спрашивал, я про силовую установку. В ней что меняли? Что такое 5000 часов - это фигня. Не для самолета это дофига, а для ТЭЦ - это никуя почти. Как резервный источник - можно использовать, как постоянный - нет.
rezident
Где-то год назад в Самаре нахлобучили на спарку из 2 старых магистральных тепловозов газовую турбину мощностью аж в 25000 л. с. В первом тепловозе стояла турбина и динамо а во втором баальшой бак с жжиженным газом, электродвигатели стояли под обоими секциями. Для сравнения мощность средненького магистрального тепловоза около 3000 л. с. а в паре 6000 л.с. Так что на деле этот грозный аппрат мог тягать составы неограниченной длинны
На деле после помпезного проезда груженного состава чудо локомотив оттащили назад в депо на сцепке по причине закончившегося газа.
Я к тому что уж больно прожорливы газотурбинные двигатели .
wraithik
rezident писал(а):

Я к тому что уж больно прожорливы газотурбинные двигатели .


У тех, что предназначены лепиздричество давать с КПД все ок. А те что должны стоят на самолетах/танках - как бы чуть под другое заточены.
olg2004
видел, ревут они тоже некисло, два таких штурмовика мля под окнами pst
Vlad B
Wanderlust писал(а):

Наработка на отказ 5000 часов - это 7 месяцев. Вопрос только, сколько "стоит" текущий/средний/капитальный ремонт такого ГТУ.
Другой вопрос - утилизация тепла в тёплое время. Так-то выхлоп ГТУ идёт в тракт парового котла паровой турбины. А тут летом либо на электрическую мощность не выйдет без выбрасывания лишнего тепла, либо на тепловую, без выбрасывания лишней мощности.
А современная реальность такова, что электропотребление летом едва ли не возрастает - повсеместно включаются кондиционеры.



Есть такая штука - нажал газ - жарит, скинул обороты не жарит.
А 5000 часов это в боевой нагрузке, а здесь никто до таких диких оборотов не крутит, так что умножай на 5 примерно, а летом топить центральное отопление нафиг не надо.

Так что выгодно, учитывая то, что оно на обычном газу магистральном который копейки стоит. supercool
Пыльный
wraithik писал(а):

Я не про обвес спрашивал, я про силовую установку. В ней что меняли?


Да много чего
Начиная с того что авиадвигатель Р-95Ш двухвальный (валы коаксиально) и двухконтурный, т.е. первый контур турбины крутит сам многоступенчатый осевой компрессор, который подает воздух в камеру сгорания, вторая ступень турбины работает на вентилятор, который добавляет тягу. Наземной версии вторая ступень нах.
Кроме того, нужен новый газогенератор под газ, то бишь камера сгорания со своей обвязкой и системой управления, и если работаем от природного газа, доп. насосы давить впрыск до 25-30 атм.
В результате совсем другая машина.
Otto Frija
Язычник писал(а):

Otto Frija писал(а):

Производители нормальных систем ржут, небось, как кони. cry


А эта чем ненормальная? Компактная, мощная, экономичная. Есть в росиянии что-нить аналогичное разработанное нашими производителями нормальных систем?


Ага. Прям как экспериментальный суперпроцессор из РФ "Быстромысл" о 450 Мгц и с кэшем L1 8kb и L2 64 kb о целых 16-и разрядах и техпроцессе 800 нм. Или как наши высшие достижения робототехники, не тянущие не то что на серийных японских роботов, но и недостающие до древнего грошового детского "Собота".
Дело в том, что даже гражданский авиадвигатель очень тяжело конвертировать в стационарный газовый, а уж боевой - тем более, ресурс = абзац. Плюс чудовищные завывания и паскуднейший КПД относительно практически бесшумного и крайне экономичного турбодизеля или турбодизеля на газе (именно на них закрыт вопрос с экономичностью и ресурсом). Дальше выплывает совершенно неподходящее для электро и теплоснабжения жилых массивов соотношение тепла и электроэнергии в таких установках - проще не клепать мозги, и ставить отличные газовые конденсационники, да протянуть ЛЭП от крупной электростанций (практически везде так и делают не от ненависти к конегерации - это просто дешевле в капзатратах, экологичнее и экономичнее).
Литература:
http://www.capstone.ru/pdf/academia_energetiki.pdf
http://forum.c-o-k.ru/viewtopic.php?f=5&t=5818
http://www.combienergy.ru/katalog.php?id=1
http://www.energoteh.com/equipment/gen/
А вышеприведенная статья - это как раз про "Мощщный и привлекательный суперсовременный автомобиль Приоро, пользующийся бешенным успехом в Германии - еле с Калиной конкурируют..."
Поршеньковский
...повтор

Последний раз редактировалось: Поршеньковский (27 Декабря 2009 00:07), всего редактировалось 1 раз
wraithik
Пыльный
Ну тогда надо написать, что от Су25 там тока название.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 2
Перейти:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИКОНКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы