http://autochel.ru/kitchen/269324.html - "Бензин АИ-95 в Челябинске – шесть «неудов» из десяти"
http://autochel.ru/kitchen/244708.html - "Есть ли в Челябинске хороший бензин?"
Выводы по АИ-92: Качество бензина АИ-92 в целом по Челябинску нестабильно, и на некоторых АЗС попадается топливо, способное вывести современный мотор из строя. Наиболее характерные проблемы в рамках данного исследования – низкое октановое число (2 АЗС) и высокое содержание смол (3 АЗС).
Судя по результатам исследования, риск нарваться на некачественное топливо возрастает на «подозрительных» заправках, характерными признаками которых являются слишком низкая цена топлива и устаревшее заправочное оборудование. Обратите внимание, что в области много подделок под заправки «ЛУКОЙЛ», выполненных в фирменных красно-белых цветах, но с искаженными названиями, вроде проверенной нами «Койл». На настоящих АЗС «ЛУКОЙЛ» название бренда написано правильно, а в чеке фигурирует юридическое название «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».
В любом случае, крупные топливные компании имеют собственные лаборатории или, как минимум, экспертов по качеству топлива, поэтому отслеживают его параметры как при получении партии от НПЗ, так и непосредственно на АЗС. Мелкие заправки порой не только не контролируют получаемое топливо, но еще и «улучшают» его на глазок с помощью присадок.
Однако неверно считать, что хорошего бензина в Челябинске нет вообще. На большинстве АЗС нам продали топливо, удовлетворяющее ГОСТу и безопасное для двигателя (по проверенным параметрам). Своеобразным лидером стала заправка «ЛУКОЙЛ» на Артиллерийской, которую многие челябинцы заочно считают лучшей в городе, поскольку здесь заправляются автомобили администрации. Сами «лукойловцы» убеждали нас, что на все АЗС топливо идет с одной нефтебазы и никаких «преференций» для заправки на Артиллерийской нет, но, если судить по результатам исследования, бензинчик здесь все-таки чуть лучше, чем везде.
Данное исследование не стоит воспринимать слишком буквально. На каждой заправке мы отобрали по одной пробе, но какое топливо было завезено на следующей неделе – загадка. А топливо это могло быть совсем другим – об этом говорили и представители топливных компаний. Качество топлива меняется от партии к партии в зависимости от НПЗ, от способа доставки (железная дорога, трубопровод), от срока хранения на нефтебазе, даже от погоды. Для небольших АЗС можно добавить еще влияние «человеческого фактора». Поэтому, по большому счету, заправка автомобиля – это всегда немного лотерея. Прекратить эту лотерею мог бы государственный контролирующий орган. Но, увы, соответствующие структуры сняли с себя ответственность, сославшись на установку правительства «не кошмарить малый бизнес» (а большинство АЗС – это индивидуальные предприниматели). Отказались они участвовать и в проведении нашего теста, якобы, из-за нехватки специалистов.
Можно проконтролировать качество топлива самому, что мы и сделали. Если у вас есть любимая заправка, но вы хотите убедиться в качестве продаваемого топлива, можете обратиться в лабораторию СЦ АТТ (пр. Ленина, 2, тел. 729-70-49, 8-906-869-34-39) и заказать отбор пробы и проведение анализа. Для бензина АИ-92 процедура обойдется примерно в 4000 рублей, и это существенно меньше возможных затрат на ремонт «убитого» агрегата.
Выводы по АИ-95: На первый взгляд, результаты удручающие: 60% челябинского топлива не удовлетворяют требования регламента и ГОСТ 51866-2002. Самое популярное нарушение – высокая сера, встречается свинец, есть недоборы по октановому числу. Но знаете что? Все не так уж плохо. Ведь главный вопрос для нас с вами – безопасно ли топливо для двигателя? И в принципе ни одна из десяти проб не является убийственной. Конечно, содержание свинца в двух пробах – это не «гут», но значения в 5,2 и 5,6 мг/литр – сравнительно «детские». К примеру, по старому ГОСТу 2084-77 такой бензин считался бы неэтилированным с двукратным запасом. Для сравнения, по настоящему этилированный бензин допускал содержание свинца до 170 мг/литр, так что наши пробы относительно безобидны. Разумеется, продукты сгорания свинцовой присадки будут подтачивать здоровье нейтрализатора, но с одного раза его не убьют. Что касается серы, то хотя половина проб не уложилась в нормы «Евро 3», ситуацию также не назовешь критичной. Сера повышает коррозионную активность отработавших газов и снижает эффективность нейтрализатора, но обнаруженная нами максимальная концентрация в 348 мг/литр (при норме 150) еще далека от критической. К примеру, бензин АИ-92, который мы активно льем в наши иномарки, вполне законно может иметь серу в количестве 500 мг/литр, и этот порог не был превышен ни в одной из проб. По октановому числу максимальный недобор составил 3 единицы, то есть один раз нам продали 92-й бензин. И хотя это весьма обидно, но, как мы знаем, не особенно страшно для мотора – управляющая электроника скорректирует значения угла опережения зажигания и другие параметры, чтобы не допустить сильной детонации.
А теперь о позитивном. Марганца и железа нет нигде, никто не перекормил бензин метил-трет-бутиловым эфиром (МТБЭ) или монометиланилином (ММА), в норме содержание бензола, нигде нет ядовитого метанола, все о’кей с количеством кислорода и отдельных видов оксигенатов. То есть в принципе мы имели дело с вполне нормальным 95-м бензином, а не с 76-м, напичканным тоннами присадок. Это видно хотя бы по содержанию ароматики и олефинов: такие значения не характерны для низкооктановых бензинов, доведенных до «тонуса» всякой дрянью. Можно выразиться и так: 8 из 10 проб удовлетворяют нормам «Евро 2». А это уже кое что. Конечно, нам хотелось поймать кого-нибудь за руку и найти бензин с целым букетом антидетонаторов, но увы и ура – настоящий 95-й встречается. Так что страшилки дилеров про бензины-убийцы кажутся нам слегка преувеличенными: по крайней мере, вблизи Челябинска заправляться 95-м можно без особой опаски.