Цитата:Особенно дискуссионными выглядят возможности Китая по самостоятельному серийному выпуску ряда современных ракет, в первую очередь зенитных. Внимательный взгляд на современный китайский военный потенциал и китайские новые системы вооружений также оставляет место для ряда нелицеприятных для китайцев выводов. Бросается в глаза недостаточная функциональность и продуманность ряда образцов вооружения, выглядящих откровенно "сырыми"; стремление к чрезмерному подражанию, изобличающее несамостоятельность как технической, так и оперативно-
тактической мысли; наличие значительных "лакун" в важных военных возможностях.
Так, ПВО КНР остается откровенно убогой за пределами развертывания дивизионов купленных у России комплексов С-300, войсковая ПВО тоже выглядит совершенно неудовлетворительной. Противотанковые возможности армии ограниченны, при этом полностью отсутствуют боевые вертолеты, а разработка машины этого класса Z-10, похоже, превратилась в долгострой все из-за того же отсутствия собственных двигателей. ВВС Китая по-прежнему обладают очень низким ударным потенциалом, а основная часть авиационного парка находится на уровне шестидесятых годов.
Противолодочные возможности ВМС НОАК по борьбе с современными подводными лодками расцениваются как очень низкие, а сам флот остается скорее береговой охраной, патрулирующей территориальные воды КНР. Наконец, новой техники в НОАК до сих пор еще весьма мало — вопреки широко распространенному мнению о "китайских ордах".
И прохождение "коробочек" по 18 машин перед мавзолеем Мао — не показатель. Наиболее показательно, например, что самых новейших китайских танков типа 99 за последнее десятилетие изготовлено не более 300–350 машин, а для замены составляющих основную массу танкового парка совсем уж архаичных Т-59 Китай вынужден параллельно с типом 99 вести выпуск упрощенных и удешевленных танков типа 96, откровенно не соответствующих современным требованиям. Подобного рода подход, когда одновременно с небольшим количеством выглядящих современно образцов продолжается массовое производство слегка подновленной, но устаревшей техники, вообще характерен для нынешнего этапа китайского военного строительства. Вплоть до того, что параллельно с новым истребителем J-10 на том же авиазаводе в Ченгду продолжает строиться и J-7G ("подрихтованный" древний МиГ-21).
народ, похоже, находятся в преувеличенной эйфории от якобы достижений Китая в военной области. Упиваясь зрелищем ярко раскрашенных танчиков и ракет, проходящих парадным строем, китайские ура-патриоты склонны игнорировать очевидные хрупкость, шаткость и относительную немассовость военнотехнологических успехов КНР, а самое главное — тот факт, что эти успехи базируются прежде всего на опыте советского и российского ОПК и вовсе не являются свидетельством китайской независимости. Пока что неясно, смог ли Китай, обеспечив широкий импорт военных знаний и технологий из России, действительно прочно абсорбировать их в ткань своего военно-технологического развития. Более того, вовсе не очевидно, что китайцы вообще могут эффективно воспроизводить то, что они купили. Нынешнее сворачивание военнотехнического сотрудничества с Россией может тяжело аукнуться Китаю, обозначив мишурность современной китайской военной мощи.