Долгожданные фотки с Байконура, куда совсем недавно довелось сгонять в командировку… Впечатлений масса! Началось все с нашего приземления на аэродроме (именно аэродроме, а не в аэропорту – не тот масштаб).
Как выяснилось, прилететь сюда – еще не значит попасть в город. Город закрытый, посетить его можно только по предварительной заявке.
Забавно, что за последние лет 30 Байконур почти не изменился: по крайней мере, именно такое ощущение складывается после прогулки по его улочкам. Унылые дома, столь же безрадостная природа, характерная, впрочем, для Казахстана в целом… Удивляет невероятное количество детей, радостно бредущих во всех направлениях. Сомневаюсь, что кто-то из московских мамаш отпустил бы свое чадо в начальную школу, находящуюся в нескольких кварталах от дома, без сопровождения. Там – легко. Не город, а мечта педофила…
В гостинице с говорящим названием «Центральная» кафе, столовой или другого пункта для приема пищи не оказалось в принципе. Новость о появлении беспроводного Интернета, очевидно, принес в город я – судя по изумленным лицам, раньше они о таких чудесах не слышали. Ни одного Интернет-кафе мне найти не удалось, местные о подобных заведениях опять-таки не в курсе.
Ключевым событием стал визит на космодром и наблюдение за запуском ракеты Союз с кораблем Союз-ТМА-16.
О мобильной связи на космодроме пришлось временно забыть. Кстати, на Байконуре экран телефона радовал нестандартными картинками:
Пройдя очередные кордоны охраны, мы оказались перед зданием, где космонавты проходили последний этап подготовки к полету. Наш гид стал красноречиво расписывать, ради чего нас сюда привезли:
- Вот из этого крыльца выйдут члены экспедиции, пройдут по этому коридору и будут докладывать госкомиссии о готовности к полету. Вот с этой стороны будут стоять, собственно, члены госкомиссии, вот с этой – родственники космонавтов, вот с этой – аккредитованная пресса…
Вообщем, из всей речи я понял, что увидеть что-либо за членами и родственниками вряд ли удастся. Но мы продолжали мужественно стоять на холодном ветру, ожидая доклада. Спустя часа полтора безо всякого предупреждения отворилась дверь и космонавты на какое-то мгновенье стали видны. Затем вошли в плотные слои атмосферы… тьфу, в плотные ряды членов, по-быстренькому отчитались и завалились в ожидавший их автобус – все это произошло в течение минуты. Почему-то стало обидно, что мы их столько ждали, а они так вот бесцеремонно свалили.
Похожая история и с запуском. После «доклада» нас привезли на автобусах на вертолетную площадку, находящуюся километрах в двух от стартовой, откуда, собственно, и должна была взлететь ракета.
Вот на такой "тележке" ее привезли на стартовый комплекс:
Ракета стояла, прикрытая фермами обслуживания, рядом копошились люди, развевались флаги… Установленный на нашей площадке ретранслятор вещал радиопереговоры в стиле «Двадцатый пятому: к прокачке готов». Ожидание длилось часа два – все это время приходилось ждать на площадке, поскольку самовольные шатания по космодрому, понятное дело, не приветствуются. В итоге – пять, четыре, три, два, один… Из двигателей вырвалось гиганское пламя, ракета медленно устремилась вверх. Звуковой эффект не так чтобы поразил, но впечатлил – с таким же грохотом взлетает тяжелый пассажирский самолет. Спустя считанные секунды ракета превратилась в яркую точку.
Точка испустила облачко – это отделились первые ступени. Дальнейшие события наблюдать было бессмысленно. Через 600 сек после запуска (каждые десять докладывал о полете голос из ретранслятора) корабль успешно вышел на орбиту. Мы за это время успели лишь зачехлить фотоаппараты и видеокамеры (кстати, я по-македонски снимал старт одновременно на фото и видео) и рассесться по своим местам в автобусе.
Спустя полчаса после пуска на стартовой площадке закончили основные операции – осмотр, охлаждение стартового стола. Нам разрешили побывать в непосредственной близости. Конструкция, конечно, впечатляет! Самое интересно, что все эти фермы и стойки (то, что вокруг ракеты) имеет минимум электроники. К примеру, при старте ракеты все стойки расходятся под весом противовесов – чистая механика. Пиндосы до сих пор хренеют – как это система, сконструированная около 50 лет назад без изменений работает и сейчас.
Разумеется, узнал для себя много нового. Всегда интересовало, почему у носового обтекателя ракеты такой длинный пик с маленькими конусами вокруг? Оказалось, система аварийного спасения космонавтов. В случае пожара при старте по команде с земли активируются двигатели (где они я так и не понял), их тяги хватает на то, чтобы оторвать корабль от второй ступени, вывести его на определенную высоту, после чего раскрываются парашюты и корабль приземляется (видимо, не на горящую стартовую площадку
).
Финальная часть – посещение сборочного корпуса. Приставленные к нам охранники к нашему удивлению разрешили снимать, но строго следили, чтобы никто не пользовался мобильными телефонами. Почему – так и осталось загадкой.
Когда-то я мечтал посетить этап Формулы-1. Но попав туда, понял, что интереснее смотреть гонку по телевизору. С запуском ракеты та же фигня – это надо раз в жизни увидеть, но по телеку все-таки все выглядит более интригующе.