По старой памяти залез на форум, полистал любимый раздел «…тюнинг», посмотрел, что народ по прежнему обсуждает доработки кузова и подвески и не смог не отписать нижеизложенный пост. Тем более, что у меня установлен достаточно полный набор «приблуд», так что некоторым, надеюсь, будет интересно, как эти «приблуды» играют оркестром.
Итак, собственно к делу: не секрет, что ходовые качества Приоры, если говорить об активном стиле езды, далеки от совершенства. Дурные гены «десятого» семейства, хоть и сглаженные усилителем руля, измененной передней подвеской и более жестким кузовом, все же дают о себе знать. На месте остались и пресловутое «десяточное» запаздывание при быстрой рулежке и «подламывание» переднего колеса при быстром входе в поворот. Поставленная (и решенная!) задача включала в себя избавление машины от вышеперечисленных недостатков при сохранении гражданского комфорта (опыт езды на «зубодробилке» был и повторять его не хочется).
Итак, перечень доработок таков:
1. Поперечина передней подвески от «ТехноМастер», код 2904.1100.03.
Цена: 1500 рублей.
Достоинства:
- Заметно более жесткая конструкция по сравнению со штатной, особенно для восприятия продольных нагрузок (имеются конструктивно отсутствующие на штатной ребра жесткости, сварка куда более основательна);
- Принципиально иные, более жесткие и менее податливые, чем в штатной, сайлент-блоки.
Недостатки:
- Машина более жестко преодолевает мелкие дефекты покрытия, больше мелочи приходит на руль.
2. Нижняя растяжка от «Autoproduct», код АР10-2801070.
Цена: 800 рублей.
Достоинства:
- Добавляется жесткая связь между точками крепления рычагов передней подвески, что служит плюсом для долговечности кузова и не позволяет этим самыми точкам «гулять»;
- Улучшается точность рулежки, что особенно заметно на высоких скоростях и в быстрых поворотах;
- Не мешает установке штатного брызговика двигателя (мало того, на ней предусмотрены точки крепления под него).
Недостатки:
- Уменьшает дорожный просвет примерно на 15 мм;
- Совместима далеко не с каждой защитой картера двигателя (защита от фирмы «Начало», вариант, где перед защиты крепится на те же пять шпилек, что и штатный брызговик, может быть установлена совместно, «Шериф» не влез).
3. Верхняя растяжка noname, была куплена за 500 рублей как Приоровская. От «десяточной» отличается характерным изгибом под более массивный ВУТ и ГТЦ.
Достоинства:
- Добавляется жесткая связь между опорами передних стоек, что служит плюсом для долговечности кузова и не позволяет этим самыми опорам «гулять»;
- Улучшается точность рулежки, что особенно заметно на высоких скоростях и в быстрых поворотах (хотя, если сравнивать с позицией №2, верхняя растяжка не столь эффективна).
Недостатки:
- На машинах с АБС дополнительный блок предохранителей мешает установке растяжки.
4. Рычаги передней подвески 2108 треугольные noname, предположительный изготовитель - Тольятти.
Цена: 6000 рублей.
Достоинства:
- Хлипкая штатная конструкция «рычаг-растяжка» полностью заменяется жесткой «монолитной» деталью;
- Точность рулежки становится филигранной, «подламывание» переднего колеса уходит в прошлое;
- Крайне удобная регулировка кастора, манипуляции с шайбами также уходят в прошлое.
Недостатки:
- Неподрессоренные массы несколько возрастают, что становится заметным при переезде крупных неровностей;
- Для того, чтобы стойки стабилизатора заняли нормальное, без перекосов, положение, над рычагами пришлось поработать напильником.
5. Усилитель кузова от «ТехноМастер», код 5601.0100.04.
Цена: 2800 рублей.
Достоинства:
- Существенно возрастает жесткость кузова (что очень заметно при подъеме машины домкратом);
- Улучшается точность рулежки, что особенно заметно на высоких скоростях и в быстрых поворотах (эффективность сравнима, если не превосходит, позицию №2);
- В хэтчбеке на нее очень удачно переносятся крепления треугольников под динамики, причем конструкция получается очень жесткой и совершенно не скрипит и не брякает;
- Появляется возможность очень точно отрегулировать замки спинок, теперь про них действительно можно сказать «раскладываются одним пальцем».
Недостатки:
- Ограничение по транспортировке габаритных грузов, причем, в отличие от 2112, где треугольники под динамики были меньше, снять верхнюю растяжку усилителя крайне тяжело;
- Буртики резинового коврика багажника приходится довольно сильно подрезать по углам, чтобы он нормально лег на нижнюю трубу усилителя, так что при перевозке мокрых и грязных грузов что-то может протечь.
6. Пластины изменения угла развала задних колес от «Autoproduct», код AP08-2914030. (полным аналогом является изделие от «ТехноМастер», код 3104.0100.00).
Цена: 300 рублей.
Достоинства:
- Уменьшается склонность к заносу;
- Улучшается стабильность движения на высокой скорости.
Недостатки:
- Нет.
7. Опоры SS-20 Queen + разборные корпуса стоек + пружины 2112 + патроны HOLA.
Цена: 3000+2х900+1200+2400 рублей соответственно.
Достоинства:
- Ненадежные штатные опоры ушли в небытие;
- Ремонтопригодность/тюнингопригодность подвески не просто улучшилась – она появилась как категория, теперь можно ставить любые пружины/амортизаторы/опоры, ведь выбор комплектующих на «десятку» - огромный;
- Подвеска работает совершенно бесшумно.
Недостатки:
- Нет.
И, наконец, резюмирую:
Достоинства:
- Реакция на движение руля при быстром перестроении – практически мгновенная, нет запаздываний и ощущения отстраненности машины от водителя;
- В быстрых поворотах машина идет как по рельсам, при явном переборе скорости развивается плавный снос, исчезло «подламывание» переднего колеса и «вихляние» на дуге поворота, связанное с ним;
- Примерно на 20-30 км/ч возросла комфортная скорость на трассе, а это – прекрасный
показатель, насколько более собранным и послушным стал автомобиль;
- Существенно возросла жесткость кузова, моя Приорка при движении по проселку по сбитости, монолитности и отсутствию сверчков практически догнала Шкоду Октавию знакомого (это – весьма лестное для Приоры сравнение, по молчаливости интерьера VW всегда был на высоте);
- Передняя подвеска существенно усилена, ее геометрия куда более стабильна, регулировка требуется реже, а когда до нее дошло – то выполняется проще;
- Плавность хода на прямой в целом осталась аналогичной штатному автомобилю;
- ИМХО, только после такого комплекса доработок стоит задумываться о применении колес бОльшего, чем 14’ размера, в таком варианте ходовая уже способна безболезненно переварить возросшую нагрузку и в полной мере реализовать достоинства низкопрофильной резины.
Недостатки:
- Уменьшился дорожный просвет;
- Ухудшились возможности по перевозке габаритных грузов;
- Машина жестче при переезде мелких неровностей, больше мелочи приходит на руль;
- Из-за возросших неподрессоренных масс машина сильнее встряхивает при переезде крупных неровностей.