Доброе утро господа офицеры тюнинга и автоспорта, весь личный состав, рвущийся в бой и просто те, кто волей случая попал в эту тему и пока не в материале.
Если предыдущая тема была навеяна японским В16В, то эта скорее оружием ВАЗмездия. Кто знает, с чего начиналась тема «Проблемы и решения 7000+» подтвердит, что один из первых вопросов который был там задан – как надо изменить массу балансиров при облегчении ШПГ. Этот вопрос будоражит умы большинства начинающих бойцов. Многие, вооружившись теоретической подготовкой в соседнем гараже или статьей в глянцевом журнале, не исключено что даже трудами замполита Сингуринди, бросились в бой по облегчению коленчатого вала и конечно проиграли его, принеся в жертву сам вал ради которого и затевалась битва.
Для тех кто не знаком с трудами Сингуринди приведу его выкладки из устава автоспортсмена ИЖ-412: (рис1, 2). Для новобранцев, кем мы все были, звучит убедительно, не так ли? Не все в этом уставе далеко от истины. Запомните фразы про изгибающие моменты, про создание опытных образцов с повышенной твердостью и о том, что других вредных последствий при экспериментах со срезанием балансиров обнаружено не было. Учитывая, когда выпускался Москвич 408, можно понять в каких годах писался этот труд.
В противовес приведу цитату генералов, стратегов, которые тоже воюют на нашей стороне, но не только не призывают облегчать балансиры, а очень болезненно относятся даже к сверлениям в них при такой нужной динамической балансировке.
Справочник по балансировке. Оглавление (Левит смотри приложения)
Во второй цитате опять про те же моменты и про то, что в современных двигателях их удается скомпенсировать на 40-50% а компенсируют эти нехорошие изгибающие моменты как раз балансиры коленчатого вала. Вернее чем сказали кандидаты технических наук и не скажешь – «Внутренние изгибающие моменты коленчатого вала зависят от несоответствия массы шатунных шеек, части массы шатунов и поршней, статически приведенных, к оси кривошипа, цельным или сборным балансиром коленчатого вала».
Для упрощения представим, что мы берем одну из секций колена рядной четверки и ставим на балансировочные ножи (это и есть статическая балансировка). Что должно произойти в идеально спроектированном коленчатом валу, вернее одной из его секции? Балансиры должны перевесить шатунную шейку, так как выше было сказано, что балансир уравновешивает кроме шатунной шейки и некую часть ШПГ. Отметим что это один из частных случаев, а их мы рассмотрим два.
Какая же это часть ШПГ? Дело в том, что это будет зависеть от целей, которые мы преследуем. Этот частный случай подразделяется на два. В первом цель конструктора создать вал который должен иметь хороший моторесурс а во втором колено должно с довольствием вращаться на больших оборотах принося в жертву небольшую часть того же моторесурса. Чтобы заставить вращается на высоких оборотах, коленчатый вал должен иметь массу балансира способную уравновесить массу шатунной шейки и нижней части шатуна, вкладыша и масла в каналах. В случае когда мы хотим получить приличный мотресурс то к этой массе нужно прибавить и половину массы поршня, пальца, поршневых колец и верхней части шатуна. В оригинале это звучало так –« Здесь противовесы у средней шейки снижают нагрузку на неё, а противовесы на краях устраняют дизбаланс от средних противовесов. Всё просто.
стандартный 2101-06. На котором коренные вкладыши больше 100т км нормально не живут. А вот колено 21213 (полнопротивовесное) после пробега в 300т км ставится в мотор обратно без перешлифовки шеек. Результат работы противовесов.
Вроде тему разжевали ранее...
Если необходимо иметь минимальные мехпотери и минимальную нагрузку на коленвал, то масса противовеса должна быть равна массе кривошипа плюс масса НГШ.
Если нужно иметь минимальную нагрузку на коренные вкладыши и бугеля блока, то надо добавить ещё половину массы ВГШ, пальца и поршня.
Если нужно что бы просто работало, ничего кроме простой балансировки делать не надо.
Если нужно рассчитать на определённый ресурс (экономим вес и материал), то выбрав материал вала (модуль упругости), максимальную нагрузку на вкладыши, рассчитываем достаточную массу противовеса по любой книге по рассчётам ДВС, коих полно в сети.»
Уважаемые коллеги с другого форума (Профессор РПД, Саян) после долгих теоретических объяснений в доказательство того что массу балансиров на ВАЗ коленчатом валу не только нельзя уменьшать а наоборот необходимо увеличить вдвое, предложили мне отпилить и кинуть на ножи часть колена. Так как меня лично интересовал коленвал 75.6, я обратился за помощью на разных форумах, предоставить подопытный экземпляр. Отдельное спасибо ( Spike) который любезно предоставил данный образец.
После недолгих манипуляций болгаркой я стал обладателем одной секции коленчатого вала 75.6мм. В ход пошли все подручные средства студентов, чтобы соорудить в общежитских условиях балансировочные ножи. Была так же заготовлена часть шатуна и некая масса пластелина, дабы выяснить для чего спроектирован коленвал 75.6.
Я с замиранием ставлю на импровизированные ножи секцию колена, ожидая, что мне придется снять ее для закрепления нижней части шатуна. Но балансиры упорно не хотят, перевешивать даже пустую шатунную шейку. Начинаю крепить, заготовленный совсем для других целей, пластелин на щеки коленчатого вала. Вал качнулся. Добавляя пластелиновые груза добиваюсь того чтобы балансир перевесил с явным превосходством. Это мне удается с пятой попытки, заменив один из пластелиновых грузов более увестистым. Для того чтобы убедится что балансировка достаточна чувствительна, добавляю пару гаек (М6) на сторону шатунной шейки. Как видно из фото секция охотно отреагировала на такое вмешательство. Опускаю все манипуляции по поводу придания допгрузам формы щеки, это видно из фото. Бегу в соседний магазин с просьбой взвесить новоиспеченный допгруз.
Масса пластелиново-металического допгруза 142гр. Недоумевая по поводу того, что конструктора ВАЗ не заботятся про долговечность коленчатого вала, пытаюсь их реабилитировать в своих глазах заботой о быстроходности. Но и тут осечка, колено никак не стремится занять положение, которое можно назвать – шатунная шейка уравновесила балансир. В ход идет пластелиновый балласт, правда без придания ему уже каких -то форм, щеки балансира, с одной лишь целью – засвидетельствовать тот факт, что массы балансира недостаточно. Для показания чувствительности этого тандема, на последних фото видно, прикрепил небольшой шарик из пластелина на щеку, что незамедлительно вывело систему из равновесия.
Магазин к этому времени закрылся и точную массу можно будет определить только утром, но в расчет ее принимать без приведения места приложения нельзя, да и думаю не нужно. Хотя если это кому, то необходимо могу взвесить. Лично мне, уже и так ясно, что массы балансира не хватает даже для самой легкой из задач – уравновесить шатунную шейку. О каком облегчении коленчатого вала может идти речь?
Если бойцам, которые с болгаркой наперевес или вооружившись фрезером, бросались в бой, нещадно пиля щеки балансиров неизвестно по каким законам физики и аэродинамики недостаточно формул то пример с пластилиновым шариком должен убедить, насколько мала масса, способная вывести систему из равновесия. Учитывая квадратичную зависимость от оборотов, теперь представляете, сколько усилий преодолевает коленчатый вал при вашем хирургическом вмешательстве. Смешно выглядят на этом фоне вывешивания до грамма ШПГ. Да есть один момент, который остался незамечаным. Из чего было сделано колено 412? Правильно из стали, кованой. А колено ВАЗ? Правильно из чугуна, и не самого качественного. Улавливаете к чему это я? Но не спешите покупать или заказывать стальное колено, оно тоже лопается только чуть позже, чем чугунное. Стоит правда на порядок дороже. Можно заставить колено ваз винтить 9000-11000 мин-1?
Как говорил Саян и Профессор РПД, для этого речь должна идти об увеличении массы балансиров вдвое! Конечно, это образно, да и с местом и способом крепления допгрузов есть свои моменты, но это отдельная тема.
С ув. Сайгон.
2.png |
Описание: |
|
Размер файла: |
597.97 KB |
Просмотрено: |
373 раз(а) |
|
3.png |
Описание: |
|
Размер файла: |
657.42 KB |
Просмотрено: |
360 раз(а) |
|
.tif |
Описание: |
|
Скачать |
Имя файла: |
.tif |
Размер файла: |
562.59 KB |
Скачано: |
315 раз(а) |
86-87.tif |
Описание: |
|
Скачать |
Имя файла: |
86-87.tif |
Размер файла: |
438.66 KB |
Скачано: |
298 раз(а) |
88-89.tif |
Описание: |
|
Скачать |
Имя файла: |
88-89.tif |
Размер файла: |
452.75 KB |
Скачано: |
297 раз(а) |
Последний раз редактировалось: сайгон (31 Января 2011 15:39), всего редактировалось 1 раз