Страница 6 из 56
Шилов
_Den_1984 писал(а):

Проснулся и понял что он жидёнок? или ему внушили что еврей - это зачётна



баба у него жидовка, видимо на историческую родину съепнуть хочет, ну и приходидится ему жида из себя лепить hehe

Последний раз редактировалось: Шилов (10 Февраля 2011 17:20), всего редактировалось 1 раз
Axel_Foley
_Den_1984 писал(а):

или ему внушили что еврей - это зачётна


Без конца повторяет, что "евреи-избранный народ" hehe В секте зомбировали, йопта hehe
Axel_Foley
ТИМУP писал(а):

видимо на историческую родину съепнуть хочет, ну и приходидится ему еврея из себя лепить


А в случае спорного вопроса (для доказательства своей "избранности")-принесет раббе распечатку всех тем (и постов), созданных им во славу иудеев 63 63
Ковбой Джо
Хорошо сказано Smile

Цитата:

Чем отличается мудрый от умного? Мудрый умеет выходить из положений, в которые умный умеет не попадать.

Рабби Ицхак из Ворки

***

Случалось мне видеть мудреца, сболтнувшего глупость. Дурак, случайно произнесший слова мудрости, мне еще не встречался.

Рабби Иосеф Збара

***

Чтобы спасти от уничтожения Содом, нужно было найти в нем десять праведников. Чтобы уничтожить весь мир довольно и одного дурака.

Рабби Авраам-Яаков из Садигуры

***

Десять мудрецов не превратят дурака в умного. Но поставь мудреца во главе десяти дураков – и скоро он станет подобен своей пастве.

Рабби Менахем-Мендл из Коцка

***

По трем признакам узнаешь глупца: он поспешно отвечает на вопрос, он беспардонно разглядывает собеседника, он верит во все, что ему говорят.

Рабби Иосеф Збара

***

Всевышний в Торе установил евреям 613 заповедей: 248 повелений и 365 запретов. Все повеления говорят об одном: будь разумен. Все запреты говорят: не делай глупостей.

Рабби Цви-Гирш из Томашова

***

Я не так боюсь оказаться в аду, как боюсь того, что поселят меня в раю в соседстве с болтливым дураком.

Рабби Нахман из Бреслава

***

Четыре вида людей я знаю: мудрецов, родившихся мудрецами, глупцов, родившихся глупцами, глупцов, набравшихся ума и мудрецов, растерявших его.

Рабби Шалом-Дов-Бер из Любавича

***

Мера мудрости не в том, чтобы отличать добро от зла, а в том, чтобы творить добро и воздерживаться от зла.

Рабби Менахем-Мендл из Коцка

***

Не открывай свои тайны ни мудрецу, ни глупцу: мудрец нет-нет, да и сглупит, а глупец и подавно.

Рабби Нахман из Бреслева

antipinoman
имхо каллбой породистый, и по маме и по папе
ибо слишком уж углублёнными знаниями обладает в своём вопросе
а так усердно здесь эти псалмы постит-видать ребе его контролирует
сморит как он разъяснительные беседы среди гоев проводит, как он гоев убеждает что евреи бедные, всеми гонимые и ваще холокост полнейший(всё согласно катехезизу или как-его-там)
а то что в раше все олигархи и СМИ-владельцы ихней породы - так это чисто случайно, они много трудились 63 и заработали себе по нескольку десятков мильярдов бакоевров.
_Den_1984
Ковбой Джо
А правда евреи избранный народ? А на основе чего такие выводы?

просто тут один Адольф лет 60 тоже думал о том что немцы это избранная нация
Axel_Foley
strong писал(а):

а то что в раше все олигархи и СМИ-владельцы ихней породы - так это чисто случайно, они много трудились 63 и заработали себе по нескольку десятков мильярдов бакоевров.


+ много Good
_Den_1984
Цитата:

Не открывай свои тайны ни мудрецу, ни глупцу: мудрец нет-нет, да и сглупит, а глупец и подавно.

- вот она сущность еврейской пароды молчать и всех наебывать втихоря

Цитата:

Мера мудрости не в том, чтобы отличать добро от зла, а в том, чтобы творить добро и воздерживаться от зла.

так думали агенты моссада которые застрелили в швеции невинного человека когда мстили за своих спортсменов
Axel_Foley
_Den_1984 писал(а):

А правда евреи избранный народ? А на основе чего такие выводы?


В каком-то там ихнем талмуде сказано... Smile Да и потом, им это в жЫдосектах вдалбливают с молоком матери supercool
Axel_Foley
Ковбой Джо
У тебя такой плакатик дома не висит?


63
Axel_Foley
Ковбой Джо
Axel_Foley писал(а):

strong писал(а):

а то что в раше все олигархи и СМИ-владельцы ихней породы - так это чисто случайно, они много трудились 63 и заработали себе по нескольку десятков мильярдов бакоевров.


+ много Good


завидовать плохо




Цитата:

Последняя десятая заповедь гласит: "Не желай дома своего ближнего. Не желай жены своего ближнего, ни его раба, ни его рабыни, ни его быка, ни его осла и ничего, что у твоего ближнего" (Шмот 20:14).




В христианской Библии кстати тоже самое написано
Axel_Foley
Ковбой Джо писал(а):

завидовать плохо


А никто и не завидует Wink Написали сам ФАКТ! Так оно и есть! Наипли всех, кого только можно... supercool
gkbest
чикнули уже?
Ковбой Джо
_Den_1984
ещё одна заповедь, думаю Вам было бы полезно ознакомиться

Цитата:

"Искорени зло из своей среды"

Продолжаем беседы о Десяти заповедях. Сегодня у нас девятая по счету заповедь: "Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Как мы уже говорили, заповеди имеют узкое и широкое значение. В узком значении формулировка девятой заповеди, как она дана в Торе, касается свидетельства на суде: давая показания, свидетель обязан говорить, что называется, только правду, всю правду и ничего, кроме правды.

К тому, чтобы свидетельство было признанно правдивым, оно обязано удовлетворять ряду жестких требований. Суду можно говорить только то, что видел собственными глазами и от начала до конца. Нельзя додумывать, досказывать, интерпретировать и комментировать увиденное - даже в мелочах и тем более в главных деталях. Важно знать, что, даже если свидетель говорит чистую правду, но со слов других людей, его свидетельство признается ложным.

Впрочем, стать лжесвидетелем можно и не сказав ни слова. В Талмуде приведен такой пример. Раввин говорит ученику: "Тебе известно, что я ни разу в жизни никого не обманывал и никогда не пойду на обман, даже если мне посулят золотые горы. Такой-то человек должен мне деньги, и у меня есть свидетель, что он - мой должник. Но одного свидетеля недостаточно. Поэтому прошу тебя: приди в суд, только приди и ничего там не говори. Когда должник увидит, что я привел двух людей, он, скорее всего, примет их за моих свидетелей и сознается в невыплаченном долге". Талмуд заключает: такая, на первый взгляд, невинная хитрость запрещена, потому что раввин фактически призывает ученика к ложному свидетельствованию, пусть даже пассивно.

Да, заповедь "не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством" жестка и бескомпромиссна. И это понятно. Ведь от честности свидетеля зависит решение суда, а значит, и судьба участников процесса. Как видно их приведенного примера, лгать в суде запрещено даже ради восстановления правды и справедливости.

С другой стороны, лжесвидетельством считается не только "сочинение" фактов, но и сокрытие истины на суде. За лжесвидетельство полагалось суровое наказание: "Если судьи расследовали хорошо, и оказалось, что этот свидетель - ложный свидетель, ложно обвинивший своего брата, то сделайте ему то, что замышлял он сделать своему брату, и искорени зло из своей среды" (Дварим 19:18-19).

Тора считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

Что такое донос и к каким страшным последствиям он приводит, мы с вами хорошо знаем. В Советском Союзе миллионы людей пали жертвой "революционной бдительности" доносчиков и стукачей. За доносительство не только не карали - оно, напротив, поощрялось. Даже близкие люди порой не доверяли друг другу.

Так вот, Тора требует: не имей дела с доносчиками, т.е. с теми, кто дают ложные показания о ближнем; держи от них подальше своих детей, чтобы они не научились у них лжи и подлости.

Впрочем, здесь требуется важное уточнение. Все, что мы только что говорили о суде и свидетельских показаниях, относится к справедливому судопроизводству, осуществляемому по вечным законам Торы. Если суд изначально несправедлив, поскольку руководствуется порочными законами, или если мы заранее уверены, что приговор не будет соответствовать тяжести проступка или, наоборот, осужденный будет наказан особо жестоким и варварским способом, то нельзя свидетельствовать на таком суде. А в некоторых случаях следует постараться дать таким судьям ложные показания, если это поможет предотвратить судебную расправу. Тем более можно и порой необходимо солгать, если суд намерен отправить на казнь не преступника, а невинную жертву юридического произвола.

Возвращаемся к теме. Итак, мы установили, что справедливое правосудие - одно из важнейших условий нормального функционирования любого общества. Поэтому не случайно Тора включила судопроизводство в Семь заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству.

Конечно, нам известно, что светские и религиозные люди по-разному смотрят на роль суда и на его возможности. Первые, будучи далекими от веры в Творца, верят, что суд - это единственный общественный механизм, призванный стоять на страде законности и способный восстановить справедливость. Евреи Торы тоже считают, что суд должен вести дела честно, добросовестно, стремиться к объективному разбирательству и вынесению справедливого приговора. Но они дают себе отчет, что такое не всегда возможно. Ведь судьи - тоже люди: им бывает трудно учесть все аспекты и тонкости дела, они могут чего-то не знать. Подчас ошибки и судебные злоупотребления неизбежны. Поэтому еврейский Верховный суд (Санедрин), существовавший в эпоху Храма, руководствовался в своей деятельности единым строгим принципом: лучше по ошибке оправдать преступника, чем казнить невиновного.

Ибо каждый религиозный человек (не только еврей) знает, что, говоря словами Лермонтова: "Есть Божий суд. Есть грозный Судия: Он ждет; Он недоступен звону злата, все мысли и дела Он знает наперед".

Окончательный и по-настоящему справедливый суд предстоит каждому из нас лишь после ухода из жизни, хотя и здесь, на земле, ни один наш поступок не остается без последствий.

Что касается нашего земного, еврейского суда, то, несмотря на то что во время судебного разбирательства недопустимы даже малейшие искажения истины, тем не менее, до начала судебного разбирательства следствию разрешается для выяснения всех обстоятельств дела использовать профессиональные приемы, разные уловки и хитрости, - но только в тех случаях, когда есть основания считать, что подозреваемый говорит неправду.

Приведем пример. Однажды к ведущему религиозному авторитету нашего поколения раввину Шломо-Залману Оербаху, умершему несколько лет назад, пришла супружеская пара. Жена утверждала, что она получила от мужа гет, разводное письмо, но потеряла его. Муж решительно возражал: никакого гета он жене не давал. В ходе беседы рав Оербах почувствовал, что жена говорит неправду, хотя обычно в таких конфликтах больше верят именно женщинам. Поэтому рав спросил ее: "Скажите, как проходил ваш развод? Например, на свадьбе вы обошли вокруг мужа, стоящего под хупой семь раз против часовой стрелки. А теперь, получая гет, вы обошли вокруг него семь раз в другую сторону или не обошли?" Женщина растерялась и неуверенно произнесла: "Да, я помню, как обходила его в обратную сторону, но сколько раз, не считала". На том обманщица и попалась: при разводе никаких обходов не совершают.

Обратите внимание, в тексте девятой заповеди открытым образом суд не упоминается, что указывает на ее более широкий характер. Получаем, что в более широком смысле Тора запрещает лжесвидетельствовать не только в суде, но и в повседневной жизни. Кроме этой базовой заповеди, существуют еще несколько мицвот, запрещающих ложь, обман в разных формах и проявлениях, например: "Не верь ложному слуху, не оказывай поддержки злодею - чтобы не стать лжесвидетелем" (Шмот 23:1). Есть еще одно указание: "Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга" (Ваикра 19:11).

Повседневная, так сказать, бытовая ложь - тоже лжесвидетельствование. Такой вид лжи мы представим в виде девяти запрещенных Торой категорий, отрицательное значение которых, к сожалению, до сих пор нисколько не устарело. Расскажем о них.

1) Ложь, приносящая материальный ущерб. Разумеется, не тому, кто ее сочиняет, а тому, против кого она направлена. Сюда относятся отрицание денежного долга, удержание зарплаты под разными предлогами, невыполнение финансовых обязательств, особенно в оплате наемного труда. Именно о таких действиях сказано: "Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга".

Тора говорит также: "Если будете что-либо продавать или покупать у своего ближнего, не обманывайте друг друга" (Ваикра 25:14). Вечная и очень актуальная заповедь. В ней речь идет о запрете всех видов обмана в торговле: обвеса, обсчета, использования неправильных мер и весов. Кроме того, продавец не может сказать покупателю, что товар стоил ему больше, чем на самом деле. Разрешено только сказать: "Вот моя цена. За меньшую сумму я не продам". Сюда же относятся попытки скрыть изъяны в товаре. Например, запрещено скрывать, что продаваемая или сдаваемая вами квартира "течет". Перед сделкой ее стены можно заново побелить, чтобы не портить впечатление плесенью, придав квартире "товарный вид", но с одним условием: покупатель должен об этом знать. То же самое касается информации о неприятном соседе, который по ночам увлекается игрой на саксофоне или выясняет семейные отношения метанием предметов домашнего обихода.

Также нельзя обманывать покупателя относительно места производства товара и имени ее фирмы-изготовителя - например, скрывать, что "настоящий японский" магнитофон был собран отнюдь не в Японии. Такой вид лжи особенно порочен, ибо подобен воровству. Тора решительно запрещает дезинформировать людей, - евреев и неевреев в равной мере.

В категорию лжи, приносящей материальный ущерб, входит мошенничество, представляющее собой стремление завладеть чужой собственностью, когда законному владельцу этой собственности сообщается ложная информация, в результате чего тот передает мошеннику право на владение.

Безусловно запрещена дезинформация в средствах массовых коммуникаций, - например, когда журналисты сознательно подрывают репутацию как отдельных людей, так и целых групп населения; применительно к Израилю - репатриантов, религиозные общины, выходцев из Эфиопии и т.п. Такая "деза", тиражируемая в десятках тысяч экземпляров или передаваемая по радио или телевидению, т.е. ориентированная на самого массового потребителя, чревата особенно тяжелыми социальными последствиями.

2) Тора однозначно запрещает и такую неправду, которая приносит вред не сразу, но со временем может обернуться большими убытками. Так, некоторые обманщики втираются в доверие к людям, чтобы убедить их в своей надежности, а потом используют это доверие в корыстных целях. Перед Высшим судом они ответят не только за убытки, которые понесут те, кого они обманули, но и за первоначальную ложь, позволившую обманщику добиться своей цели.

3) Встречаются такие формы лжи, которые не наносят прямого ущерба, но мешают жертве получить выгоду. При этом причины для подобной лжи могут быть самыми разными: зависть, жажда мести, стремление самому заработать на обмане. Такие ситуации распространены в политике, экономической конкуренции и повседневной жизни, например, при поступлении на работу, продвижении по служебной лестнице и т.п. В эту категорию входит и ложь с целью завоевать расположение влиятельного лица, чтобы добиться его протекции, получить какие-то льготы, преимущества или подарки - за счет того, что будут обойдены другие люди! Тора, безусловно, осуждает лицемерие и лесть, сопутствующие подобной форме лжи; наглядным примером которой могут служить слова одного из героев пьесы Шварца (за правильность цитаты не ручаюсь): "Извините за прямоту, король, но вы - гениальный человек!"

4) В отдельную категорию входят случаи намеренного, но на первый взгляд безвредного искажения действительности, фантазерство, которое можно условно назвать синдромом барона Мюнхгаузена. Как правило, фантазеры никому не причиняют материального ущерба, ни в настоящем, ни в будущем. Они врут "ради искусства". Впрочем, часто у них бывает вполне конкретная цель: самореклама, привлечение внимания к своей персоне, поиск популярности.

Можем дать совет: устраивайте вечера устного творчества - КВНы, капустники, все, что угодно, - но только пусть люди знают, что ваши сногсшибательные рассказы и истории приправлены изрядной долей выдумки. Или же, начав сочинять очередную байку, дайте понять слушателю, что не все в ваших словах чистая правда.

5) Запрещено давать обещание, если заранее знаешь, что оно не будет выполнено. Запрет категоричен, даже если у такой лжи есть "благородная мотивация": не хочется огорчать людей отказом, человек стремится сохранить хорошие отношения, пытается поддержать свою репутацию человека всесильного, умеющего помочь и т.д.

6) Считается ложью и непреднамеренное нарушение обещания. Поэтому Тора требует скрупулезной обязательности и исполнительности во всех делах. Лучше вообще не давать обещаний, чем потом нарушить их.

7) Категорически запрещено обманывать ближнего с целью завоевать его расположение, представить себя в лучшем свете. Об этом обмане под названием "воровство мнения" мы говорили в предыдущей главе, посвященной заповеди "не кради". Например, нельзя приглашать человека в гости, заранее зная, что он откажется, - лишь для того, чтобы укрепить свою репутацию щедрого и хлебосольного человека. Можно, однако, пригласить его из вежливости или ради сохранения добрых отношений. Там, где принято говорить при расставании "заходите в гости", что считается ни к чему не обязывающей фразой, так поступать можно даже с точки зрения Торы. Главное, никого не вводить в заблуждение!

8) Нельзя хвастать качествами, способностями и возможностями, которыми на самом деле не располагаешь (в духе гоголевского Хлестакова). Нельзя также преувеличивать свои знания, добавлять себе должности, звания, титулы при переговорах с потенциальным работодателем. Это не только "воровство мнения", но и запрещенный прием борьбе с другими претендентами на вакантную должность.

9) Тора запрещает ложь не только в речи, но и в других формах: письменной, печатной, посредством жестов, мимики, артикуляции.

Покончив с категориями лжи, сделаем еще несколько замечаний.

Тяжелый порок - ложь по привычке, без конкретной цели и без выгоды. Если вас спрашивают, как пройти, скажем, на улицу Шолом-Алейхема или проспект Джавахарлала Неру, а вы не знаете, наберитесь мужества ответить: "Я не знаю. Спросите кого-нибудь другого". Иначе вы не только исполните роль Сусанина из одноименной оперы Глинки, но и приучитесь врать по мелочам.

Запрещено не только лгать, но и слушать чужую ложь. В Торе сказано: "Удаляйся от всякой неправды".

В то же время бывают редкие исключения, когда говорить неправду, скажем, ради спасения невинного человека, не только позволительно, но даже необходимо. Есть и другие случаи подобного рода: разрешается обмануть мошенника, чтобы не стать жертвой его обмана. Но нельзя лгать своему обидчику из мести после того, как вы уже понесли убытки. И тем более совершенно недопустимо действовать по известной поговорке: с волками жить - по-волчьи выть; как поступают со мной - так и я буду поступать с другими. Даже если мне видно, что все кругом лгут, я все равно не должен присоединяться к их хору - ради собственного душевного равновесия.

В любом нормальном человеке ложь вызывает инстинктивное отвращение. Это подтверждает, что заповеди Торы не искусственные; они выражают саму сущность человека. Ведь каждый из нас, будучи творческим человеком, способен соврать так, что никто не заметит обмана, но чувство вины и гадливости к самому себе может жить годами, отравляя существование, нам это надо?

Еще несколько примером разрешенной неправды. Можно говорить неправду, чтобы помирить поссорившихся людей; например, сказать одной из конфликтующих сторон: "Ты знаешь, такой-то очень сожалеет, что обидел тебя", - даже если никаких сожалений в действительности нет.

Безусловно, разрешаются образные преувеличения в экспрессивной речи, например: "Я тебе тысячу раз говорил!" Разрешается сказать: "Не плачь, сынок, мы найдем твои десять шекелей," - даже если плачущий мальчик не состоит с вами в родстве.

Не следует рассказывать о щедрости и гостеприимстве человека тому, кто может злоупотребить его добротой, даже если от вас требуют прямого ответа.

Когда вас просят сообщить какую-то новость с элементом рехилут, то лучше солгать, чем давать правдивые сведения. Материального ущерба такой обман не принесет, а мир превыше всего. Также можно говорить неправду о себе из скромности - преуменьшая свои знания, способности и достижения. Но излишне преувеличивать, как мы знаем, нельзя.

Заповедь "не лжесвидетельствуй" никто не оспаривает - но кто из нас ее полностью выполняет? Она затрагивает самое больное место современного общества - его моральный упадок, который проявляется, главным образом, в распространении разных форм лжи на всех уровнях, от правительственных инстанций до взаимоотношений в семье.

Тора дает нам ориентиры, позволяющие избегать лжи. О том, как добиться этого на практике, мы поговорим в другой раз.

Ковбой Джо
И вот ещё, по теме кстати, почитайте Smile
Насчёт субботы

Цитата:

Четвертая заповедь

Волшебная сила субботы

"Помни субботний день, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю свою работу. А седьмой день - суббота - принадлежит Всевышнему, твоему Б-гу. Не делай никакого дела - ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни пришелец, который в твоих вратах. Ибо шесть дней творил Всевышний небо и землю, море и все, что в них, - и почил в седьмой день. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его".

Итак, шабат. Еврейская суббота. Известно, что святость седьмого дня лежит в основе иудаизма, она одна из самых фундаментальных. Но тогда почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце, как заключению, подводящему итоги, но не в середине, не в разрыве остальных, тесно друг с другом связанных.

Напомним, первая заповедь ("Я - Всевышний") требует от нас знания, что миром управляет Творец; вторая ("Да не будет у тебя других богов") отрицает любые виды идолопоклонства - как материальные, так и "высокоидейные"; наконец, третья ("Не произноси Имя Всевышнего впустую") выводит нас к основам морали: тот, кто называет Творца по Имени, содержащему истоки добра и справедливости, но своими действиями попирает эти принципы, произносит Имя впустую и, по существу, оскверняет Его. Логично было бы предположить, что после такой своеобразной вводной части должны последовать всем известные моральные заповеди "не убивай", "не кради" и так далее. Но вместо этого нам предлагают соблюдать шабат.

Что такое шабат и какое отношение он имеет к еврейской морали?

Даже те, кто недавно живет в Израиле, сумели убедиться: именно суббота проводит границу между светской и религиозной частью населения. В религиозной среде не спрашивают о человеке, верит ли он в Творца или даже соблюдает ли он заповеди. Чтобы определить, кто он - светский и религиозный, там лишь поинтересуются: "Он соблюдает субботу?"

Мы не утверждаем, что сегодня это единственный верный критерий, но для многих шабат и есть тот индикатор, который с высокой степенью точности показывает отношение человека к Создателю и Его законам.

Но при чем здесь мораль? Говорили наши мудрецы: тот, кто исполняет моральные заповеди, потому что считает их правильными и разумными, еще не достиг уровня высокой нравственности. А кто достиг такого уровня? Лишь тот, кто соблюдает заповеди, потому, что, в первую очередь, они даны Творцом, и лишь во вторую очередь, потому, что они кажутся ему правильными.

"Позвольте, - возмутится атеист, - неужели слепая вера выше доводов разума?"

Давайте разберемся.

Всякий моральный закон, основанный на нашем понимании того, что хорошо и что плохо, кажется нам правильным только в определенных границах, пока он не вступает в противоречие с нашими стремлениями, желаниями и ощущениями, с нашим воспитанием и жизненным опытом. Взять хотя бы заповедь "не убивай". Все знают: нельзя убивать себе подобных. Гуманизм провозглашен всеми религиями и идеологиями. Но что мы видим на деле? Миллионы невинных людей, включая женщин и детей, гибли и гибнут в ходе этнических, религиозных и классовых столкновений и войн, при стихийных погромах и планомерном геноциде - лишь за свою принадлежность к стану "врага" или "неполноценной" расы. Всегда найдутся движение, партия, вождь, которые толково разъяснят массам, почему в данном случае убийство целесообразно и "морально". И массы, как правило, охотно верят в "правильность" их доводов.

Так происходит релятивизация морали, сползание ее установок в область относительной правильности и относительной неправильности. То, что вчера было безусловным злом, сегодня объявляется относительно неверным, а завтра относительно позволительным.

Вчера в Германии было "морально" убивать евреев, сегодня - столь же "морально" жалеть их, предоставлять им вне очереди статус беженцев. В ленинско-сталинской России было "морально" расстреливать "буржуев", теперь российские нувориши - самые уважаемые и процветающие люди. Короче, мораль подгоняется под идеологическую моду и под интересы правящей верхушки.

В отличие от субъективной человеческой морали Б-жественная мораль абсолютна. Она была дана раз и навсегда в виде заповедей и не подвержена конъюнктурным веяниям.

Короче, истинно морален лишь тот, кто всегда и везде ведет себя морально, даже в критической ситуации, даже когда ему тяжело или субъективно невыгодно быть моральным. Не потому, вернее, не только потому, что такое поведение кажется ему единственно правильным и разумным, а потому, что оно соотносится с Высшим законом, на котором держится мир.

С другой стороны, против Б-жественной или, как теперь модно говорить, "общечеловеческой" морали никто открыто не выступает - теоретически ее признают все, включая самых отъявленных злодеев. Даже люди, не верящие в Б-га, твердо знают на основе собственного жизненного опыта, здравого смысла и воспитания, что убивать, воровать и обманывать плохо, в принципе плохо, и большую часть своей жизни они не убивают и не грабят - разумеется, когда им это выгодно и когда власть или общество не требуют от них обратного.

Учитывая сказанное, рациональность соблюдения субботы отнюдь не очевидна. Почему один день в неделю надо посвящать отдыху? Наоборот, человеку свойственно стремиться продолжать привычную деятельность и работать все дни недели без исключения, чтобы заработать побольше денег. Ему трудно и порой противоестественно остановиться, не завершив дела, которым он занят. Отдых человеку нужен. Но только тогда, когда он чувствует в этом необходимость. Какой смысл устраивать отдых по плану, отводя ему каждый седьмой день?

Давайте посмотрим - что декларирует своим поведением еврей, исполняющий заповедь соблюдения субботы? Он как бы говорит: "Смотрите, я полон сил и могу трудиться, но Творец заповедал мне не работать в шабат, и я готов Его слушать". Такой подход - лучшее лекарство от высокомерия, возведения своего "эго" в статус абсолютного авторитета ("я так считаю, значит, это верно"). Человек открывается для внешнего восприятия; он готов выслушать другое мнение, вступить в диалог. Это своеобразный день приема, когда мы, сбросив бремя повседневной суеты, вступаем в открытое общение с людьми и Творцом.

Теперь понятно, что, прежде чем перейти к законам морали, нас как бы просят задать себе еще один вопрос: "А по каким соображениям я намерен их соблюдать?"

Известно, что под законами субботы понимается отказ от работы. Именно здесь светский человек приходит в недоумение: в чем логика определения разрешенных и запрещенных видов деятельности? На иврите понятие работы выражается двумя словами: авода и мелаха. В субботу нельзя делать только мелаху. Работа-авода разрешена. Сразу же возникает вопрос: что такое мелаха?

Рассказывая о строительстве в Синайской пустыне Переносного храма (Мишкана), Тора неожиданно прерывает повествование и повторяет заповедь, уже данную ранее: соблюдайте субботний день. Для чего это сделано? Чтобы показать, что все производственные процессы, связанные с возведением Мишкана, необходимо в субботу прервать.

Речь идет не только о чисто строительных работах, но и тех видах трудовой деятельности, которые необходимы для добычи и обработки материалов, использованных в постройке Мишкана: золота, серебра, меди, шкур, животных, дерева, льна, шерсти и др. Все эти работы входят в понятие мелаха.

Поскольку Храм - это микрокосм вселенной, средоточие максимальной святости в мире, то работы по его созиданию и, как следствие, по преобразованию всего мира, должны быть прерваны в субботу ради освящения времени и места. Таких видов основных работ насчитывается тридцать девять, плюс производные, из них "проистекающие". 39 мелахот - это 39 каналов, по которым творческий продуктивный труд человека идет в мир. С наступлением субботы эти каналы надо открыть, чтобы получить по ним извне обратный поток духовной энергии. Если же мы делаем одну из запрещенных работ, то тем самым блокируем соответствующий канал, и духовная энергия не может пробиться к нам.

Убежденным материалистам такое объяснение может не понравиться. И все же духовная энергия субботы - не выдумка. Многим из тех, кто соблюдает шабат, она хорошо знакома. В ее существовании убедились и некоторые профессиональные экстрасенсы, далекие от иудаизма. Чтобы воспринять эту энергию, этим людям, обладающим особой восприимчивостью к духовным силам, достаточно настроиться на соответствующую "волну". На самом деле любой из нас может при желании ощутить удивительную атмосферу субботней возвышенности, почувствовать ее ауру, зарядить свою душу энергией шабата.

Шабат, как и любая другая заповедь, требует двойных усилий: прежде всего, знания, логического осмысления, а также душевной открытости, без которой невозможно получить духовную энергию и ощутить наслаждение от исполнения заповеди. Этот процесс - от полной закрытости до возможности ощутить энергию шабата - известен многим евреям, вернувшимся у Торе. Поэтому речь идет не об иррациональной теории, а о развитии в себе соответствующей восприимчивости.

Насколько сильна эта духовная энергия? Мудрецы Торы сказали: если все евреи правильно проведут два шабата, то из мира исчезнет все зло и наступит новая эпоха.

Спросите любого человека, готов ли он стоять сутки на голове, не есть неделю, если в награду ему будет твердо обещано полное уничтожение мирового зла, всех страданий, болезней, несправедливости и вражды. Что ответит этот человек? Ради такой цели - я готов! Уж больно заманчивая перспектива.

Всевышний не требует от нас ничего подобного ради достижения указанной цели, - никакого самоистязания, никаких жертв. Он только говорит: сделай милость - насладись двумя субботами. Попробуй, и сам увидишь, как тебе будет хорошо.

В будничных условиях люди не склонны заниматься самокопанием и духовными поисками. Но такая ситуация может наступить в экстремальной ситуации. Во время войны в Персидском заливе, когда Садам Хусейн исполнил свою угрозу, обстреляв Израиль ракетами СКАД, людей охватил страх. Говорят, такого страха не было со времени, предшествовавшего Шестидневной войне, когда казалось, что еще немного - и арабские армии сметут евреев с лица Святой Земли. Многие боялись, что Садам исполнит и вторую угрозу: спалит пол страны ядерным или химическим оружием.

В те дни, после очередной ракетной атаки на Тель-Авив, в редакции одной русскоязычной газеты произошел такой разговор. Сотрудница, весьма далекая от иудаизма и не скрывающая своей неприязни к "пейсатым", допрашивала своего коллегу: "Вы, религиозные, все знаете. Скажи, что надо сделать, чтобы этот кошмар прекратился?" Он ответил: "В Торе написано, что если все евреи, все без исключения, правильно проведут два шабата, то закончится эпоха страданий". Бедная женщина посмотрела на него воспаленными от бессонной ночи глазами и, прижав ладони к груди, воскликнула: "И только?! Да я готова десять шабатов провести, лишь бы прекратился этот кошмар. Но разве другие на это пойдут?"

Возможно, та женщина и попробовала бы отметить в своем доме приход субботы хотя бы раз, для интереса - выключила бы телефон и телевизор, зажгла бы свечи, накрыла стол белой скатертью... Но война кончилась, а вместе с ней и страх. Вернулись привычные будни. Интерес к шабату и потребность в спасении исчезли. До следующей угрозы...

Шабат - неисчерпаемая тема. В этой статье мы затронем лишь две ее грани. Первая - шабат и психология

Современного человека одолевает множество страхов и комплексов: страх смерти, неудачи, потери собственного достоинства, страх отверженности и одиночества, потери контроля над своей жизнью и конкретной ситуацией, над своим здоровьем. Для многих репатриантов самым тягостным переживанием в Израиле стала потеря социального статуса, которая тяжело ранит самолюбие, доводит до тяжелой депрессии, разрушения семьи, а в некоторых крайних случаях - до самоубийства.

Страхи и переживания не отпускают человека, загоняют в состояние перманентного стресса. Здесь необходима профессиональной помощи. Но она зачастую недоступна. Поэтому спрашивается: есть ли у этой проблемы другие решения? Есть, и одно из них - шабат. Для религиозного еврея шабат - не просто святой день, день отдыха. В этот день он останавливает карусель будничных забот, перестает быть работником, начальником, инженером, программистом или дворником. Он становится просто человеком. Ибо шабат - это день Человека, его человеческой сущности. Шабат возвеличивает каждого из нас. Не нашу специальность, не наши трудовые достижения, и даже не наш ум или способности. А именно, душу.

В результате шабат помогает нам избавиться от страхов и комплексов.

В этот день нам не страшны ни возможные неудачи в работе, ни потеря собственного достоинства; ведь в субботу нет начальников и подчиненных, инженеров и программистов. Неведом нам и страх потери контроля; ведь в шабат мы заявляем, что не мы контролируем все происходящее в мире, а Тот, Кто создал этот мир и подарил нам шабат. Когда мы признаем, что у мира есть Творец, перед нами открывается высокий смысл жизни. Шабат свидетельствует о всесилии и справедливости Творца. У человека, знающего это, складываются совсем иные отношения с жизнью и смертью, нежели у атеиста.

Шабат освобождает нас также от рабства повседневно рутины и от плохого настроения: в этот день нельзя гневаться или браниться. Гнев и ссоры подобны всепожирающему огню, - а в субботу мы огонь не зажигаем.

Есть еще один очень важный психологический аспект субботы. Для того чтобы понять красоту еврейского образа жизни, хорошо прийти в религиозную семью на субботнюю трапезу, увидеть озаренные внутренним светом лица хозяев и их детей, оценить неповторимую атмосферу тепла, семейной гармонии и уюта. В наш век всеобщего отчуждения и одиночества, когда близкие люди живут годами под одной крышей и практически не знают друг друга, такое общение удивительным образом согревает душу. Неслучайно, именно шабат, проведенный в религиозном доме, нередко становится толчком для возвращения к Торе. Человек приходит на шабат - и остается навсегда.

Как сделать шабат нескучным днем?

Евреи относятся к шабату с любовью и нежностью. Наша традиция сравнивает шабат с невестой. В молитве "Леха доди", которая читается нараспев в пятницу вечером, мы приглашаем Всевышнего вместе с нами пойти навстречу невесте-субботе. Вот почему религиозные евреи так остро воспринимают нарушение шабата - особенно, если это делается демонстративно, с вызовом. Для них такое нарушение равносильно публичному глумлению над невестой в день ее свадьбы.

К тому же, они знают, сколько пользы несет соблюдение шабата для каждого человека и всего мира, и от этого им особенно больно видеть, как некоторые светские евреи бездумно или сознательно попирают святость субботнего дня.

Поскольку шабат в представлении еврея - невеста, то к приходу этого дня надо готовиться, как к свадьбе. Скажите, вам известно, чем отличается еврейская свадьба от нееврейской? На нееврейской свадьбе жених и невеста принимают гостей и заботятся, чтобы им было нескучно, всячески их развлекают; жених, невеста и их родители - хозяева, а все остальные - гости. Не так на еврейской свадьбе, тут все наоборот. Здесь только два гостя - жених и невеста. Остальных людей, приглашенных на свадьбу, закон Торы превращает в хозяев. Им, как хозяевам, полагается развлекать жениха и невесту, чтобы эта свадьба запомнилась молодым на всю жизнь. Вот почему у евреев свадьбы такие веселые. В том и состоит заповедь "лесамеах хатан ве-кала" - веселить жениха и невесту.

То же самое и с субботой-невестой. Мы все - хозяева ее торжества. Поэтому стараемся всячески ей угодить, веселя ее и радуя.

Такова цель всего субботнего церемониала. В пятницу надеваем лучшие одежды, перед выходом звезд зажигаем свечи, наполняя дом светом и святостью, покрываем стол белоснежной скатертью.

На вечернюю трапезу принято приглашать гостей. Это заповедь, мицва. Так что, если вас приглашают на субботу в чужой дом, не стесняйтесь, смело идите. (Кстати, тем самым вы дадите людям возможность выполнить еще одну заповедь.) Вся семья и гости садятся за празднично накрытый стол. Хозяин наливает вино в бокал и произносит кидуш - освящение субботнего дня. В тексте кидуша две главные темы: первая - мир был создан Творцом, а не появился случайно; вторая тема - освобождение, Исход из Египта, от тьмы - к свету, из рабства, физического и духовного, - на свободу.

В субботу стараются не говорить о будничном, не думать о повседневных заботах и неприятностях. Для забот и прочего есть шесть других дней недели. Главная тема застольных разговоров обычно связана с недельной главой Торы. Некоторые скажут: но что интересного в обсуждении одного и того же древнего текста? Каждый год, многие сотни лет говорить об одном и том же? Разве это не узость мышления, не интеллектуальная ограниченность? Неужели нет других тем для беседы?"

Темы, конечно, есть. Но вспомните, о чем говорила интеллигенция в Москве и Ленинграде на кухонных посиделках? Привычно ругала советские порядки, обсуждала новый фильм, новую смелую пьесу, свежую публикацию в "Новом мире" или в "Иностранке". На всех кухнях разбирали одни и те же культурные события и новинки. Эти беседы сплачивали людей, внутренне возвышали, превращая в единомышленников.

Так и у религиозных евреев. В каждой субботней главе Торы, в комментариях на нее скрыт бездонный кладезь мудрости, дающий пищу для споров и дискуссий. В том и состоит несравненное величие Торы, что каждая ее строчка, каждое слово актуальны во все времена и постоянно учат нас чему-то новому о нашей жизни.

Субботнее утро евреи проводят в молитве, которая длится несколько дольше будничной. В самом слове леитпалель, молиться, заложено значение самооценки. Отрешившись от всего будничного, мы как бы заново открываем для себя свой внутренний мир, проводим "инвентаризацию" души. Это очень важный процесс, позволяющий человеку достичь внутренней гармонии, сохранять душевный баланс, жить в ладу с самим собой и окружающими. Даже светский человек, далекий от Торы, согласится, что такое уединение и погруженность в себя не могут не повлиять благотворно на психологическое здоровье. Суббота - лучшее время для этого.

Ближе к полудню проводится вторая трапеза, снова с кидушем на вино, с гостями и субботними песнопениями. После еды - отдых и общение с детьми. В будни нам обычно не хватает времени для такого общения: мы слишком заняты своими делами и проблемами. Между тем, дети страдают от невнимания родителей. Это для них порой самая тяжелая травма. Суббота помогает нам поддерживать внутри-семейные контакты и тем самым укреплять семью. После третьей трапезы, с появлением на небе звезд, мы провожаем субботу-невесту специальной церемонией авдалы, отделения святого от будничного - со свечой, благовониями и вином.

Древние греки и римляне смеялись над еврейскими "суевериями". "Как можно, - удивлялись они, - бездельничать каждый седьмой день, освобождая от работы даже рабов и скот?" Заметьте, "носители античного прогресса" исправно эксплуатировали рабов круглый год без перерыва, выходных и отпусков. Но прошло время - и еврейская неделя с узаконенным отдыхом в седьмой день стала неотъемлемой частью всего цивилизованного человечества. Отличия проявляются только в конкретном дне отдыха: христиане отдыхают в воскресенье, мусульмане - в пятницу. Даже главные элементы дня отдыха у них те же, что и у евреев: молитва и покой. Без этого еврейского "изобретения" наш мир до сих пор был бы лишен осмысленности и ритма.

Axel_Foley
Ковбой Джо писал(а):

ещё одна заповедь


Ковбой Джо писал(а):

Продолжаем беседы о Десяти заповедях. Сегодня у нас девятая по счету заповедь...


Это ты в секте конспектируешь? А потом для агитации на ЛОЛ? 63
Ковбой Джо
Шилов
Ковбой Джо

тебя в детстве крестили или обрезали?
antipinoman
пейсатый тролль хаванул вашего к себе внимания и с новой силой начал свои синагогические пасквили постить
тьфумляяяяяя
Axel_Foley
Интересно, Ледник Каффбоя в бан за портянки не отправит? supercool Или заповедями "братскими" запрещено?
Ковбой Джо писал(а):

И вот ещё, по теме кстати, почитайте Smile
Насчёт субботы


Ап чом там, в кратце? Читать влом Smile
Шилов
strong писал(а):

синагогические пасквили постить

тьфумляяяяяя



пущай постит, их всеравно никто не читает, (подозреваю что и он сам) hehe
antipinoman
ТИМУP писал(а):

тебя в детстве крестили или обрезали?


достаточно два поста его читануть - и всё понятно
Axel_Foley
strong писал(а):

пейсатый тролль хаванул вашего к себе внимания и с новой силой начал свои синагогические пасквили постить


Не, ну просто интересно... Меня (и некоторых других) за подобные портянки в баню отправили... Wink
Evgen78
Пейсатый тролль опять темку апнул, портянок нарыл жидовских. В исраэль когда уедешь, не забудь отписаться.
Новая тема Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.
Показать сообщения:
Страница 6 из 56
Перейти:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИКОНКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы