Страница 74 из 210
White Cat
Al_Dimich, Вы, наверное, не прочитали:

Вот я, как инженер, хочу разобраться, что такое, как Вы говорите "отработана посадка". Что такое в технике отработать какое-то техническое действие? Это разработать систему методов, приемов и технических средств, осуществляющих эти методы и приемы для выполнения поставленной задачи. В дальнейшем в процессе многократного выполнения этой задачи устраняются ошибки, а удачные решения закрепляются и улучшаются, с тем чтобы в дальнейшем добиваться выполенеия задачи с наибольшей долей вероятности в пределах допустимых отклонений. Так вот, посмотрите пожалуйста, какие из этих самых методов, приемов, технических средств перешли с Сервейера на Аполло. Да у них все было разное. Траектория посадки - у Сервейера попадающая, Аполло садился по параболе с орбитальной траектории, система ориентации - у Сервейера астрономическая, у Аполло гироплатформа, Двигатель у Сервейера - РДТТ - пока все не выгорит, не погаснет, у Аполло - ЖРД с регулируемой тягой. Я уже говорил, общего остались только четыре ноги. Так что я могу согласиться, посадку они отработали, для Сервейера, так что наверняка С-7 садился лучше, чем С-1.
Al_Dimich
Oll писал(а):

вероятность аварии в автоматическом режиме существенно выше

А ты не задумывался, для чего вообще нужен автоматический режим? А почему только начиная с Аполлона-7 они были пилотируемыми, а до этого только автоматическими?

Автоматический режим нужен для того, чтобы испытать принципиально новую (и при этом сырую по определению) конструкцию в реальных условиях, не подвергая при этом смертельному риску людей.

А так да - америки ты не открыл. Вероятность аварии САМОГО ПЕРВОГО Аполлона, который летал в автоматическом режиме, была существенно выше, чем у пилотируемого Аполлона-7. Хотя бы потому, что людей туда усадили только тогда, когда корабль был НЕОДНОКРАТНО испытан в реальных условиях, были подчищены неизбежные косяки и он достиг необходимой степени надёжности и безопасности.
White Cat
Al_Dimich
Из 7 станций Луна, предназначенных для мягкой посадки и доставки грунта было потеряно 4. Автоматы, однако...
Al_Dimich
Nekto писал(а):

Думаешь у Гагарина были 100% шансы на успех?

А изучить историю полётов кораблей типа "Восток" перед тем, как туда усадили Гагарина, уже не судьба?
White Cat
Из пяти пусков предшествующих полёту Ю. А. Гагарина удачными были только три

Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток» и все современные главные, сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полёта. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали.

— Борис Черток, академик РАН
White Cat
STAS152005
White Cat писал(а):


Al_Dimich
Из 7 станций Луна, предназначенных для мягкой посадки и доставки грунта было потеряно 4. Автоматы, однако...


Вообще-то это первый опыт подобного...Не мудрено...

А с чего вы решили что ЛМ действительно весил 15 тонн? НАСА сказало?...Увы...

ПыСы.Подробно вечером..Сейчас не могу много писать.
White Cat
А с чего Вы решили, что он не весил 15 т. Мухин сказал? Или Велюров? Увы...
Al_Dimich
Oll писал(а):

Что помешало им выйти на поверхность?

Ты ещё спроси, что им помешало весело прыгать по Луне по аналогии с голливудскими видеороликами а-ля ковбои, принявшие на грудь веселящей жидкости.

Что угодно может помешать. Что помешало в первом испытании лунного модуля в космосе, когда надо было отработать аварийный переход астронавтов в скафандрах из лунного модуля в основной? У астронавта в скафандре, который должен был осуществить это испытание, неожиданно начались сильнейшие приступы рвоты, из-за чего эту операцию пришлось отменить. От этой операции пришлось просто отказаться. В итоге по прилёту на Землю медицинские специалисты НАСА так и не смогли однозначно определить что это было - то ли инфекция, то ли неизученное воздействие не вестибулярный аппарат.

Oll писал(а):

Что за чудо-автомат сибирал камни и устанавливал оборудование?

Во-первых, независимым спецам из СССР не предоставили камни на изучение.

Во-вторых, один такой "камень" уже оказался фальшивкой. Надоело по 100 раз обсуждать одно и то же.

В-третьих, камни бывают разные. Любой даже маленький камешек принципиально недоступен автомату для его сбора? А зачем на Сюрвайверы прицепили черпалки - от нехера делать, наверное?

В-четвёртых, я не утверждаю, что они ни разу за 7 заявленных высадок так и не смогли вылезти из модуля и не собрать камни.

Oll писал(а):

Что должен был увидеть японский спутник на съемках с разрешением 10м на пиксель?

А почему он на месте одного Аполлона увидел, а на месте другого ничего не увидел? А почему его вообще послали смотреть именно на эти Аполлоны с якобы заведомо негодной для этой цели камерой? Японцы идиоты?
White Cat
Stas
Об этом и речь здесь идет, что при попытке автоматической посадки ЛМ Аполло были слишком большие шансы его потерять. Тоже первый опыт, однако.
White Cat
Al_Dimich
Френка Бормана рвало на всем пути к Луне на Аполло-8, а это был его 2 полет. А в первом полете он провел ни много ни мало - 14 суток. У Швейкарта рвота прошла на следующий день и они на Аполло-9 провели все запланированные маневры.
Al_Dimich
White Cat писал(а):

Так вот, посмотрите пожалуйста, какие из этих самых методов, приемов, технических средств перешли с Сервейера на Аполло. Да у них все было разное. Траектория посадки - у Сервейера попадающая, Аполло садился по параболе с орбитальной траектории, система ориентации - у Сервейера астрономическая, у Аполло гироплатформа, Двигатель у Сервейера - РДТТ - пока все не выгорит, не погаснет, у Аполло - ЖРД с регулируемой тягой. Я уже говорил, общего остались только четыре ноги. Так что я могу согласиться, посадку они отработали, для Сервейера, так что наверняка С-7 садился лучше, чем С-1.

Отработали алгоритмы автоматической системы управления мягкой посадкой. Оптимизировали её. Иначе зачем вообще нужно было столько Сюрвэйверов в рамках программы Аполлон если пользы от них якобы остались "только четыре ноги"? А так да - лунный модуль гораздо более сложная конструкция и его разумеется надо было испытывать и оптимизировать дополнительно.
Al_Dimich
White Cat писал(а):

И еще, я уже писал, что лично на мой взгляд программа Аполло была слишком рискованная затея.

До высадки собственно на Луну ничего сверхрискованного там не было. Методично и последовательно, без излишего риска и спешки, отрабатывали в реальных условиях различные технические решения, применяемые в этой программе, различные этапы полёта. Сначала без людей, а потом и с людьми.
Al_Dimich
Nekto писал(а):

White Cat писал(а):

Al_Dimich
Вот я, как инженер, хочу разобраться, что такое, как Вы говорите "отработана посадка".


Еще больше мне понравилась фраза что у Сюрвейора "отработан взлет" dns4

Отработан отрыв аппарата от лунной поверхности.
White Cat
Да, какие к едрене-фене алгоритмы? Вы читаете, что здесь пишется? Сервейер садился с попадающей траектории. На определенном расстоянии от Луны он просто разворачивался днищем к Луне, с помощью астроориентации ловил лунную вертикаль и врубался твердотопливный двигатель, пока полностью не выгорит. Каким образjм этот алгоритм мог быть использован в Аполло, который садился с орбитальной траектории?
Al_Dimich
White Cat писал(а):

Из пяти пусков предшествующих полёту Ю. А. Гагарина удачными были только три

Непосредственно перед Гагариным два полёта были полностью удачными, а ещё один предыдущий не выполнил свою задачу, но система спасения сработала успешно и собаки живыми вернулись на Землю.

Но это же херня всё. Это антинаучный подход. Надо надеть ковбойские шляпы и на неотработанном аппарате лететь в неизвестность. Что мешало в ходе испытаний сбросить c Аполлона на Луну упрощённый аппарат без систем жизнеобеспечения и многого другого как это было в случае полётов в космос с тем же самым первым "Востоком" автоматическим или "Аполлоном" автоматическим?
Al_Dimich
White Cat писал(а):

Да, какие к едрене-фене алгоритмы? Вы читаете, что здесь пишется? Сервейер садился с попадающей траектории. На определенном расстоянии от Луны он просто разворачивался днищем к Луне, с помощью астроориентации ловил лунную вертикаль и врубался твердотопливный двигатель, пока полностью не выгорит. Каким образjм этот алгоритм мог быть использован в Аполло, который садился с орбитальной траектории?

Ну да, ну да... Концевик сработал - и оно само шлёпнулось как надо. Видать, систему мягкой посадки в любом гараже можно изготовить. А куле - твердотопливную петарду прикрутил на проволке - и всё, сели на Луну...
Al_Dimich
White Cat писал(а):

Al_Dimich
Френка Бормана рвало на всем пути к Луне на Аполло-8, а это был его 2 полет. А в первом полете он провел ни много ни мало - 14 суток. У Швейкарта рвота прошла на следующий день и они на Аполло-9 провели все запланированные маневры.

Не провели. Вместо реального перехода в скафандрах, который планировался, ограничились разгерметизацией аппарата.
White Cat
Выполнение программы полета

После выхода на орбиту ИСЗ при проверке систем корабля был обнаружен ряд неисправностей: бортовая ЭЦВМ неправильно определяла параметры орбиты; плохо действовала радиосвязь; индикатор давления в баллоне с гелием системы подачи топлива в маршевый ЖРД служебного отсека показывал нулевое давление, но в Центре управления полетом установили, что давление в баке нормальное.

На втором витке экипаж начал перестроение отсеков Apollo. В момент времени Т0+1 ч 43 мин (Т0—время старта) основной блок отделился со скоростью 0,3 м/сек и отошел от ступени S-IVB на 15 м. Д. Макдивитт повернул основной блок вокруг центра масс на 180°, осмотрел ступень S-IVB и убедившись, что створки переходника отделились, начал сближение со скоростью 0,22 м/сек. После стыковки с лунным кораблем корабль Apollo отделился от ступени S-IVB с помощью пружинных толкателей, и включением ЖРД РСУ на 3 сек Apollo был отведен от ступени S-IVB.

Затем ступень S-IVB двумя последовательными включениями ЖРД J-2 на 62 и 241 сек вначале перешла на эллиптическую орбиту ИСЗ 200/300 км, а потом вышла на орбиту вокруг Солнца.

В Т0+5 ч 59 мин, когда корабль был над Гавайскими о-вами, маршевый ЖРД служебного отсека проработал 5 сек, сообщил приращение скорости 10,6 м/сек и перевел корабль на орбиту 200,3/231,4 км.

4 марта проводились основные эксперименты и исследования. Включение маршевого ЖРД служебного отсека было произведено в Т0+22 ч 12 мин на 1 мин 05 сек.

С целью проверки прочности стыковочного узла корабля Apollo и способности ЦАП демпфировать колебания они возбуждались отклонениями работающего ЖРД на 0,2° в разных направлениях. ЖРД возбуждал плавную раскачку с малой угловой скоростью по тангажу 0,1 град/сек; ЦАП демпфировал колебания менее, чем за 5 сек. Колебаний по углу рыскания не наблюдалось, не наблюдалось и изгибных колебаний основного блока и лунного корабля относительно стыковочного узла. В процессе 'этого эксперимента корабль перешел
на орбиту 199,2/350,8 км.
В Т0+25 ч 17 мин было произведено второе включение ЖРД служебного отсека на 4 мин. 22 сек, скорость увеличилась на 784,1 м/сек и корабль перешел на орбиту 202,4/ /502,8 км,плоскость которой наклонена на 10° в восточном направлении; расход топлива составил 8460 кг.

В процессе работы ЖРД Д. Макдивитт с помощью ручного управления изменял направление вектора тяги и, по его заключению, на режиме ручного управления в дополнение к слабым колебаниям по тангажу и рысканию ощущались колебания и по крену.

Третье включение маршевого ЖРД служебного отсека на 28,2 сек было произведено в Т0+28 ч 24 мин; приращение скорости, направленное на восток, составило 91,7 м/сек, плоскость орбиты сместилась на 1°, а ее параметры стали 202/502,5 км.Этот маневр был рассчитан на Земле и точно реализован экипажем.

После проверки бортовых систем лунного корабля и телевизионной передачи с борта в Т0+45 ч 42 мин Д. Макдивитт выпустил посадочное шасси лунного корабля. В Т0+49 ч. 42 мин был включен ЖРД посадочной ступени на 367 секвектор тяги был направлен под углом к плоскости орбиты, приращение скорости составило 523 м/сек. Д. Макдивитг вручную дросселировал ЖРД и проверял способность ЦАП демпфировать колебания, новые параметры орбиты 209,5/483 км.

Пробыв в лунном корабле 9 ч и закончив эксперименты, астронавты вернулись в командный отсек.

В момент времени Т0+54 ч 24 мин было произведено пятое включение маршевого ЖРД служебного отсека на 43,2 сек; изменение скорости составило 175,5 м/сек и корабль перешел на орбиту 228/238,8 км.

6 марта Р. Швейкарт должен был выполнить эксперимент по переходу через открытый космос из луного корабля в командный отсек и обратно. Эксперимент предназначался для проверки возможности аварийного возвращения в командный отсек после взлета с Луны, если не удастся состыковать лунный корабль и основной блок или после стыковки не удастся открыть внутренний люк в туннеле перехода. Кроме этого, необходимо было испытать автономную систему жизнеобеспечения в открытом космосе. Весь эксперимент был рассчитан на 2 ч. По настойчивой просьбе командира корабля руководители полета заменили этот эксперимент испытанием скафандра в открытом космосе по сокращенной программе.

В момент времени Т0+73 ч 20 мин все три астронавта были одеты в скафандры с автономной системой жизнеобеспечения, Д. Скотт оставался в командном отсеке, а Д. Макдивитт и Р. Швейкарт были в лунном корабле. Командный отсек и лунный корабль разгерметизировали, Р. Швейкарт открыл передний люк лунного корабля, вышел на площадку и в течение 37 мин вел наблюдения, фотографирование и телепередачу.

Одновременно Д. Скотт через открытый люк командного отсека вел съемку Земли и Р. Швейкарта на фоне Земли. Окончив эксперимент, Д. Макдивитт и Р. Швейкарт вернулись в командный отсек.

7 марта был произведен самый ответственный эксперимент программы Apollo-9. Было осуществлено отделение лунного корабля от основного блока, лунный корабль с двумя астронавтами осуществил самостоятельный полет, была сброшена посадочная ступень, а взлетная ступень, управляемая астронавтами с помощью автономной системы управления и навигации, осуществила встречу и стыковку с основным блоком.

Порядок операций был следующим.

1. В Т0+92 ч 39 мин на исходной орбите корабля Apollo (232/239 км) произведена расстыковка лунного корабля и основного блока; ЖРД РСУ включились на 10,9 сек, приращение скорости составило 1,53 м/сек.

2. В Т0+93 ч 47 мин 34 сек включился ЖРД посадочной ступени лунного корабля на 24,9 сек, приращение скорости составило 27,7 м/сек,корабль вышел на фазирующую орбиту с параметрами 220/252км.

3. В То+95 ч 39 мин 07 сек в апогее орбиты был включен ЖРД посадочной ступени лунного корабля на 24 сек (приращение скорости 24,8 м/сек), обеспечивший выход лунного корабля на орбиту, близкую к круговой (262,4/267 км); лунный корабль отстает от основного блока, двигаясь по орбите с большим периодом.

4. В Т0+96 ч 16 мин 04 сек произведено отделение взлетной ступени лунного корабля.

5. В Т0+96 ч 22 мин (первый маневр сближения) включен ЖРД РСУ взлетной ступени на 31 сек, торможение скорости 12,2 м/сек, переход на орбиту 209/255 км. В перигее орбиты взлетная ступень ниже основного блока на 18,5 км и догоняет основной блок.

6. В Т0+96 ч 58 мин 14 сек был включен ЖРД взлетной ступени на 3,1 сек, приращение скорости составило 11,6 м/сек.По данным радиолокатора встречи расстояние до основного блока было 139 км, а скорость сближения 32,6 м/сек;Д. Скотт секстантом определил расстояние в 124 км и сближение со скоростью 34,2м/сек. В результате этого маневра взлетная ступень перешла на почти круговую орбиту (220,5/224 км).

7. В Т0+97 ч 57 мин 45 сек, постепенно сближаясь с основным блоком, взлетная ступень оказалась на 18,5 км ниже и в 37 км позади основного блока; на 18 сек были включены ЖРД РСУ и вектор тяги был направлен по линии визирования основного блока, в результате чего приращение скоростисоставило 6,8 м/сек.

8. В Т0+98 ч 27 мин с помощью ЖРД РСУ было произведено торможение взлетной ступени и уравнивание ее скорости со скоростью основного блока.

На расстоянии 1800 м от основного блока Д. Макдивитт развернул взлетную ступень по тангажу на 180°. Взлетная ступень и основной блок медленно сближались в течение 35 мин до расстояния 30 м, Макдивитт затормозил взлетную ступень и перевел ее на режим автоматического разворота по тангажу со скоростью 2 град/сек. После визуального осмотра взлетной ступени Д. Скотт, вручную управляя основным блоком, осуществил причаливание и стыковку со взлетной ступенью лунного корабля в Т0+98 ч 59 мин 38 сек.

Таким образом, лунный корабль находился в самостоятельном полете 6 ч 20,5 мин.

После стыковки Д. Макдивитт и Р. Швейкарт вернулись в командный отсек. Взлетная ступень с помощью пиротолкателей была отделена от основного блока; Д. Скотт отвел основной блок от взлетной ступени на 900 м. В Т0+101 ч 52 мин 44 сек по команде с Земли был включен ЖРД взлетной ступени на 5 мин 42 сек до полного израсходования топлива, при, этом имитировался взлет с Луны; приращение скорости составило 2265 м/сек, ступень вышла на орбиту 240/6954 км с периодом существования на орбите около 19 лет.

После завершения трудной и важной программы астронавтам был предоставлен длительный отдых.

В дальнейшем программа экспериментов в полете Apollo-9 была менее напряженной; экипаж продолжил испытания бортового оборудования основного блока и проверку функционирования ряда систем командного отсека, осуществлял слежение за пятью указанными ориентирами на территории США и в Южной Америке, проводил навигационные эксперименты, фотографировал участки земной поверхности.

По программе командный отсек должен был произвести посадку в Атлантическом океане на 370 кмюго-западнее Бермудских о-вов, но поскольку погодные условия в этом районе были неблагоприятными, руководители полетом приняли решение посадить корабль в 1000 км юго-восточнее м. Кеннеди.

Вследствие изменения района посадки Apollo-9 должен был совершить один дополнительный виток.

13 марта в конце 138-го витка- командный отсек Apollo-9-совершил посадку в Атлантическом океане в 545 км севернее-Пуэрто-Рико и в 290 км восточнее Багамских о-вов. Полная продолжительность полета Apollo-9 составила 241 ч 0 мин53 сек.

Руководство NASA оценило полет Apollo-9 вполне успешным. Испытание оборудования систем корабля Apollo показало его готовность к выполнению операций по полной программе с посадкой на поверхности Луны; впервые успешно осуществлена на орбите встреча и стыковка лунного корабля и основного блока; успешно прошел испытания скафандр с ранцевой автономной системой жизнеобепечения; ЦАП успешно демпфировал колебания корабля при работе маршевого ЖРД.
Al_Dimich
White Cat писал(а):

Выполнение программы полета



"На четвёртые сутки полёта был запланирован выход Швейкарта в открытый космос. Накануне, когда у Швейкарта было два приступа рвоты, Макдивитт принял решение отказаться от эксперимента по выходу и ограничиться лишь разгерметизацией отсека экипажа лунного модуля и открытием люка, причём Швейкарт в этот период должен был использовать автономную систему жизнеобеспечения, предназначенную для выхода на поверхность Луны. Это решение было согласовано с руководителями полёта. Однако после периода сна к началу четвёртых суток полёта Швейкарту стало лучше, и Макдивитт запросил разрешение на выход Швейкарта на один дневной период в открытый космос на площадку перед люком, но без последующего перехода по корпусу корабля в отсек экипажа командного модуля и обратно, как это предусматривалось первоначальной программой. Скотт должен был провести операции по разгерметизации отсека экипажа командного модуля, открыванию люка и прочие в соответствии с первоначальной программой."


И вот ещё - уже на следующем Аполлоне-10.

"При включении двигателей системы ориентации лунного модуля с целью их проверки, вследствие избыточного давления в переходном туннеле, произошло смещение на три градуса углового положения командного модуля относительно лунного. Само это смещение было неопасным (допустимо смещение до шести градусов; при большем смещении захваты во время расстыковки могли быть повреждены), однако от дальнейших испытаний двигателей системы ориентации лунного модуля было решено отказаться, поскольку при этом могло быть превышено допустимое угловое смещение."
Nekto
Al_Dimich писал(а):

Nekto писал(а):

Думаешь у Гагарина были 100% шансы на успех?

А изучить историю полётов кораблей типа "Восток" перед тем, как туда усадили Гагарина, уже не судьба?


Я то как раз учил и изучал. И когда, уже казалось отработанная РН преподносила множество сюрпризов, ситуация типовая. Посмотри на ту же "семерку" уже в намного более современном варианте «Союз Т-10-1». Как ты думаешь - активация катапульты в такой же ситуации - дала бы Гагарину шанс на "выжить"? РН - очень сложная система и всего учесть - невозможно. Поэтому риск есть всегда. "Героев" ведь не просто так дают.
ЗЫ Ты реально считаешь что шансы на успех полета Гагарина были 100%? wwow
White Cat
Ну, что из всего этого следует? На Аполло-9 отказались от проведения одного эксперимента - перехода из ЛМ в КМ через открытый Космос, по сути дела аварийного, ни в одном из полетов Аполло не использовавшегося.
На А-10, данная коллизия возникла при состыкованном состоянии модулей, то есть просто проверка работоспособности перед разделением. Но после разделения-то все было проведено нормально.
Oll
White Cat писал(а):

Oll
... Если бы мы успели на Луну первыми, мы бы сейчас спорили : "А были ли русские на Луне?@javascript:emoticon('dns4')

pst Возможно!
Oll
Al_Dimich писал(а):

Oll писал(а):

вероятность аварии в автоматическом режиме существенно выше

...
А так да - америки ты не открыл...

Ну слава богу. Непонятно, зачем ты это сначала отрицал.
Mihalych78
до Гагарина немцы в космос летали
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 74 из 210
Перейти:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИКОНКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы