Фрагменты из дневника (1972-1984) Анатолия Черняева, часть 2
18 ноября 1978
Вчера у нас была отчетно-выборная партконференция всего аппарата ЦК <...> В прениях были любопытные данные. <...> Производим 795 млн. тонн угля, 575 млн. тонн нефти. Западная Сибирь дает 90 % энергетических ресурсов страны. А там из 250 млрд. рублей, отпущенных на жилищное строительство и социальные нужды, освоено всего 34 млн. рублей. Бочков (зав. отделом легкой промышленности): 11,2 млрд. рублей потеряно государством на уценке товаров. Симонов: 1/5 времени каждый вагон едет, 4/5 - стоит. За 20 лет железные дороги удлинились на 15 %, а грузооборот увеличился в четыре раза. Незавершенка на железных дорогах - 90 млрд. рублей.
3 декабря 1978
27 ноября был пленум ЦК <...> Горбачёв Михаил Сергеевич -ставропольский первый секретарь сделан секретарем ЦК по сельскому хозяйству (вместо Кулакова)... Это хорошая кандидатура. Я с ним ездил несколько лет назад в Бельгию. Сошлись. Умный, смелый, неординарный, все видит. Озабоченный и преданный делу. Не чиновник. Умеет говорить -от души.
5 января 1979
В Москве целые районы оказались без электричества и в холоде. <...> Во многих домах температура не поднималась выше 12°. Два дня в булочных не было хлеба. Не было молока.
27 марта 1979
Принимал посла Ямайки <...> Передал письмо к Брежневу, долго объяснял мне международную обстановку и полное согласие с нами, а также - о социалистическом интернационализме, так как надо было, чтобы я поддержал их просьбу - построить глиноземный завод, дать нефть, дать кредит под сырье и промышленные товары в 50 млн. долларов. «Это и будет по-ленински практический интернационализм».
23 июня 1979
Куда же все-таки идет Россия?
Скоро еще повысят цены на предметы роскоши: машины, мебель, меха, золото... По закону уличной политэкономии это сразу скажется на тех, кто покупает на рынке лук, репу, укроп, огурцы, картошку, а потом, по закону инфляции, и на ценах ширпотреба. <...> Растут коррупция, цинизм, хищничество. Например, если раньше за мебельный гарнитур в магазине брали в лапу 10 % стоимости, то теперь уже 100 %. <...> «С мест» идет поток писем, все более требовательный и угрожающий. Например: «Не думайте,
что у русского народа терпение беспредельно»... Все чаще всерьез (не анонимно) требуют введения карточек на мясо, молоко, крупы.
Судя по всему, урожай в этом году будет очень плохой. И - ждать беды. <...> Никто уже всерьез не верит, что на нас хотят напасть, что нас хотят «захватить», подчинить, разгромить и т. п. Для чего же тогда эта военная сила, которая стала ужасающим тормозом всего нашего развития, и в жертву которой приносятся интересы народа?! Но в конце XX в. смешновата такая слава. И не случайно нынешней молодежи (в отличие от наших поколений) плевать на эту славу, а то и на саму «Родину».
8 июля 1979
Со 2 по 6 июля был в Берлине <...> Второй эшелон (эксперты и советники) жил в партгостинице, ночи проводили в баре: джаз, танцы и откровенности под вино и пиво.
20 ноября 1979
С 5 по 12 ноября был в Западной Германии <...>
Главное ощущение, которое гнетет до сих пор: отстали мы, невероятно отстали от капитализма. И уже ничто (в Америке хоть «негров линчуют») уже не оправдывает этого нашего отставания, и ни в чем нельзя увидеть наших экономических и социальных преимуществ. Ведь Германия тоже была стерта с лица земли. А у них зарплата 2500-3500 марок (это даже по курсу больше 1000 рублей), у них отпуск у рабочего - шесть недель, у них «железные батальоны пролетариата» <...> утром садятся в собственные машины, едут на работу, а вечером -домой: на каждых трех немцев - машина. У них дороги такие, что если чашку, наполненную до краев, поставить на сиденье, то на скорости в 160 км не прольется ни капли. У них нет разделения: центр - провинция, так же как нет «проселков» и второстепенных дорог, нет и разницы между деревней и городом ни в смысле благосостояния, ни в смысле комфорта.Безумно обидно и пока непонятно.
30 декабря 1979
Наши войска вошли в Афганистан <...> Накопленный нами капитал по разрядке после берлинской речи Брежнева полетел к еб... м... У всех тех «демократических» и «миролюбивых» сил, которые выстроились было, чтобы поддержать нашу миролюбивую политику, опустились руки. <...> Советскому народу это ни с какой стороны не нужно. Ему бы мяса, да других товаров, да порядка побольше!
1 января 1980
Встречали Новый уныло. В магазинах пусто, и даже на почте в последние дни исчезли марки и конверты: сам наблюдал скандал на Центральном телеграфе по этому поводу.
28 января 1980
Весь мир осудил нас и проклял: в ООН - 104 делегации проголосовали против нас и только 17 - с нами. <...> Ужас ситуации состоит в том, что окончательное - единоличное решение принадлежало полному маразматику. (Хотя подготовлено, сварено оно было другими). Его тут неделю назад показывали по телевидению: вручение мандата на избрание в Верховный Совет РСФСР - первый кандидат народа. Зрелище ужасное. <.. .>
Картер лишил нас 17 млн. тонн зерна (в Москве сразу же исчезла мука и макароны), запретил всякий прочий экспорт, закрыл всякие переговоры и визиты, потребовал отмены Олимпиады <...> Тэтчер проделала с нами то же самое. Португалия запретила нам ловлю рыбы в ее 200-мильной зоне, как и США - у себя <...> Это же проделали Канада и Австралия. Почти все страны Запада (за исключением Франции) сократили уровень и объём всяких обменов и визитов. Запрещены всякие планировавшиеся выставки и гастроли («Эрмитажа» в США, Большого - в Норвегии и проч.). Австралия закрыла заход нашим антарктическим судам в ее порты. Вчера нас осудили Исламская конференция <...> Европарламент, социал-демократические партии, профсоюзные центры <...>
Банки закрыли нам кредиты <... > Не только американские, но и другие банки либо начисто отказываются давать взаймы на оплату прежних долгов (благодаря чему мы уже много лет выходили из положения), либо почти на 1/3 взвинчивают проценты. <...> Положение такое, что придется отказаться платить по прежним кредитам. А это объявление о банкротстве, со всеми вытекающими...
Экономическое положение, видимо, аховое. <...>
За два года число краж [на транспорте] выросло в два раза; стоимость украденного - в четыре раза.
40 % воров - сами железнодорожники;
60 % воров - сами работники водного транспорта.
9-11 000 машин скапливаются в Бресте, потому что их невозможно передать в таком «разобранном» виде иностранцам;
25 % тракторов и сельхозмашин приходят разукомплектованными;
30 % автомобилей «Жигули» вернули на ВАЗ, так как к потребителю они пришли наполовину разобранными;
на 14 млрд. рублей грузов ежедневно находится без охраны;
воруют на много миллиардов рублей в год;
мяса крадут в семь раз больше, чем два года назад, рыбы в пять раз больше.
Заместитель министра внутренних дел доложил, что в 1970 г. поймали 4000 воров на железной дороге, в 1979 г. - 11000. Это только тех, кого поймали. А кого не поймали - сколько их? <.. .>
Всюду - полный разврат.
5 февраля 1980
Афганистан как язва разъедает общественное сознание и международную жизнь. Ползут слухи, что в Ташкенте госпитали забиты
нашими ранеными ребятами, что каждый день прибывают самолеты с упакованными гробами, что в разных наших ведомствах, посылающих туда специалистов, портреты в траурных рамках. То есть народ реально почувствовал на себе следы политики. За что? Для чего? Кому? Б. Н. [Пономарёв] как-то проговорился Карэну: мы, мол, не можем допустить второго Садата у себя под боком. Ну и что? Из-за этого пусть гибнут наши ребята, пусть позор на нашу голову во всем мире, пусть ненависть антисоветизма губит остатки социалистического идеала, пусть рушится даже видимость уважения к народным интересам?! <... >
А между тем льется предвыборный елей и пошлейшее прославление главного маразматика.
9 февраля 1980
Маразм всей структуры, механизма верхотуры власти, в связи с маразмом самой ее верхушки и почти 75-летним средним возрастом всех остальных элементов верхотуры - становится опасным уже для существования государства, а не только для его престижа. А выхода нет никакого.
12 февраля 1980
Был сегодня на Секретариате ЦК. <.. .> Из обсуждения выяснилось, что в СССР сейчас всего 6500 попов, 900 католических и 300 мулл (плюс 2000 нелегальных). Но зато: каждого второго покойника хоронят в церкви и каждый пятый новорожденный крестится.
29 февраля 1980
Какая трагедия для страны, для всех нас?! До чего мы дойдем! Черт знает что!
1 марта 1980
Афганистан им [на Западе], конечно, совсем ни к чему. Как, впрочем, и советским людям. В народе поносят эту никому не понятную интернационалистическую акцию на фоне, фигурально выражаясь, того, что «жрать нечего»... Даже из таких городов, как Горький, «десантники» на экскурсионных автобусах продолжают осаждать Москву. В субботу к продовольственным магазинам не подступиться. Тащат огромными сумками что попало - от масла до апельсинов. И грех даже плохо подумать об этом. Чем они хуже нас, эти люди из Торжка или Калуги?! Скорее, даже лучше, так как они, наверное, все-таки что-то создают, а не бумагу переводят. <...> Бывая на Секретариате умиляешься все больше: 80 % времени и 90 % вопросов, которые там «обсуждаются» - это приветствия Брежнева разным коллективам за перевыполнение и награждения орденами и званиями.
3 марта 1980
В газетах список с избранными депутатами Верховного Совета РСФСР. Леонид Ильич своего сынка тоже депутатом сделал и, чтобы недалеко ездить, - в каком-то Ленинградском округе. Сначала его первым замом минвнешторга определил, потом орден ему сам вручил. А теперь вот -депутат... Я содрогнулся. <...> В подпитии этот зам. министра [финансов] рассказал много любопытных вещей по своему ведомству. Например, недавно оно получило распоряжение (вопреки всем правилам - советоваться с Минфином - откуда можно взять деньги) выделить еще 23 млрд. рублей на содержание вооруженных сил. <...> Госплан определил добычу нефти к 1984 г. до 650 млн. тонн. Но нефтяники считают, что сумеют поднять только до 625,5 млн. тонн, значит, валютный экспорт практически придется прекратить. Потому что кроме нефти у нас есть драгоценные металлы, но их за последние десять лет «вычерпали». <...> На 1981 г. Ростову-на-Дону планируется мяса на душу населения... 2 кг в год.
Положение хуже, чем во время войны, так как тогда приходилось снабжать только города, а теперь - и деревню. Отовсюду идут требования и просьбы ввести карточки, но этого невозможно сделать не только по соображениям политическим, но и потому, что на это не хватит продуктов: ведь придется давать ограниченно, но всем, а не выборочно - Москве. <...> Доверия к деньгам - никакого.
19 сентября 1980
Дела у нас с продовольствием очень плохи. Особенно бросается в глаза после олимпийского периода. Очереди увеличились. Но нет ни картошки, ни капусты, ни лука, ни моркови, ни сыра. Колбасу, как только появляется, расхватывают иногородние, которые вновь наводнили столицу. <...> План выполнили едва на 50 %.
18 октября 1980
Польша может стать камнем преткновения всего послевоенного социализма.
1 ноября 1980
В 1979 имели место 300 «учтенных отказов от работы», в которых участвовали более девяти тысяч человек. За последние недели число таких отказов растет [Черняев называет 15 предприятий по СССР]. <...> Реальных средств покончить с забастовками у нас нет, ибо нет ни мяса, ни порядка, ни справедливости.
19 декабря 1980
Сегодня день рождения Брежнева. Всенародный праздник. Вчера включил программу «Время» и обмер... Пока мазохистски смотрел передачу, меня била истерика, я исчерпал весь запас мата. При полном сборе всего «верха» Суслов вручал ему орден Октябрьской революции и говорил всякие слова о Ленине, Великом Октябре, заботе о благе народа, о всенародной любви, о мощном развитии страны и великих достижениях в строительстве коммунизма.
И все это на фоне Польши,
в обстановке, когда в Харькове, Ростове и т. д. и т. п. надо в 6 утра встать в очередь, чтобы достался литр молока, когда в Челябинске вообще шаром покати.
13 марта 1982
Неверно, что мы строим больше всех жилья. В США строят в два раза больше (235 млн. кв. м. против наших 110-105). И даже японцы нас давно обогнали - 136 млн. кв. м.
2 апреля 1982
68 % колхозов и совхозов - убыточны, на дотации. <...> Сейчас государственные дотации на мясо, молоко, масло - 30 млрд. рублей. В два раза дороже обходится их производство, чем продажа. <...> Потери при транспортировке, хранении - 8-10 млрд. рублей. Это только учтенные. <...> Западная печать сообщила, что мы закупили на этот год 42 млн. тонн зерна. Одновременно печать полна сообщений, что наши валютно-финансовые резервы аховые. Мы потеряли огромные суммы из-за падения цен на нефть (наш главный экспорт), на золото, алмазы...
29 сентября 1982
Брежнев был в Баку: вручал орден республике за прошлую пятилетку. Алиев, который превзошел все рекорды жополижества и холуйства, назвал эти дни «историческими». <...> Наш лидер находится в плачевной фазе своего мерцающего сознания. Видно, сам не понимает и не слышит, что говорит, и вся энергия на то, чтобы прочитать каждое следующее слово (что не всегда удается). После каждой фразы - аплодисменты, бурные аплодисменты. Проходит минут десять. Он уже вместо «Азербайджан» говорит «Афганистан» и вдруг совсем замолкает... Какое-то шуршание, потом шум, и бурные аплодисменты. И вдруг из преемника его слова: «Это не моя вина»... Молчание несколько секунд и еще: «Придется читать сначала». Аплодисменты.
11 ноября 1982
Вчера умер Брежнев.
13 марта 1983
Пока Андропов был полтора месяца болен, повысились цены на многие вещи, в том числе на газ в три раза, на телефон раз в 10, за электричество, на металлические изделия, на кое-какую еду, на мебель еще в два раза, на бензин и т. д. <.. .> Восторги первых дней после Брежнева испарились.
6 сентября 1983
1 сентября сбили южно-корейский самолет «Боинг-747» с 269 пассажирами на борту над Сахалином. Во имя принципа нерушимости границ. <...> Ясно, что американцы подстроили нам провокацию. Трагедия же в том, что мы ей поддались.
10 февраля 1984
8 половине третьего сообщили, что вчера в 16.50. умер Ю.В.Андропов. Бедная наша Россия. Но кончилась ли андроповская эра?
15 июля 1984
9 июля собрание всего аппарата в присутствии Горбачёва и других секретарей. Доклад Е.К.Лигачёва «О положении в Узбекской республиканской организации». Ужас, полное разложение <...> взятки брали десятками тысяч. <...> Освобождено сейчас от работы несколько тысяч партработников всех рангов, около 1500 из них отдано под суд.
12 августа 1984
80 % территории [Афганистана] в руках бандитов. Даже в Кабуле полного порядка нет.
16 августа 1984
- Слышал про Молотова?
- Слухи, ничего точного...
- Так вот: восстановили в партии, билет уже вручили. А ведь у него руки в крови даже не по локоть, а по шею, если не с головой. Списки к расстрелу первый подписывал не Сталин. По государственному аппарату и промышленности, по партийным кадрам - Молотов. По транспорту -Каганович. По военным - Ворошилов. Сталин везде ставил свою подпись потом.
22 августа 1984
На Секретариате: как-то «о контрпропаганде» на Украине - какая бездна неуправляемой и массовой стихии, в общем, враждебной и строю, и власти, и образу жизни. Одних религиозных организаций на Украине - 5 000.
16 октября 1984
[В Туркменской ССР] тысячи подпольных мулл. Люди на глазах у общественности живут вроде по советским нормам, а дома, в ауле - по законам шариата. Мальчиков обрезают, 100 % похорон - по правилам Корана и т. п. 40-50 самосожжений в год. Ф. Д. Бобков (КГБ) доложил, что обнаружены даже мюридские группировки. Настроения антисоветские и антирусские очень широко распространены. 270 тыс. работоспособных не работают. 85 % работоспособных женщин сидят дома. <...> Калым процветает - суммы достигают 10 000 рублей.
11 марта 1985
Черненко умер вчера вечером.