Из "Руководства по эксплуатации Як-42":
Минимум для взлета
ВПП с огнями по осевой линии - 200 м (день и ночь)
без огней осевой линии - от 300 до 700 м
Оттуда же:
Взлет
1. Получите разрешение на взлет
2. Удерживая самолет на тормозах, плавно и синхронно переведите РУД всех двигателей в положение 74-76%
3. После выхода двигателей на режим, соответст 74-76% отпустите тормоза и начинайте разбег
4. Через 2-3 с момента страгивания самолет установите в течение 1-2 с РУД всех двигателей в положение ВЗЛ (100-115%)
5. Включите механизм времени бортовых часов и секундомер
6. Разбег выполнять с нейтральным положением колонки управления
7. На скорости V1 подайте команду экипажа "взлет продолжаем"
8. На скорости Vп.ст. (215 км/ч) отклоните штурвал на себя и начните отрыв колес передней опоры. Одновременно с подъемом опоры перейти на пилотирование самолета по приборам
9. После отрыва самолета от земли парируйте кабрирующий момент отклонением штурвал а от себя. Усилия на штурвале снимать отклонением стабилизатора
10. Затормозите колеса основных опор шасси
11. На высоте не менее 5 м убрать шасси
12. При полете ночью на высоте 90-100 м убрать фары
13. На высоте не менее 120 м и скорости V3 (280 км/ч) убрать предкрылки и закрылки, при уборке закрылков не превышать скорость 360 км/ч, а предкрылков 405 км/ч
14. После уборки предкрылков и закрылков разогнать самолет до скорости выбранного режима набора высоты (420 или 500 км/ч)
15. Перевести двигатели на номинальный режим работы (91%)
16. Доложите органу УВД о взлете самолета и получите условия выхода из зоны аэропорта
взлетную 215 он набрал при таком разгоне уже на 1000м полосы, за 8 сек прошел еще 500м, еще в запасе 1000м. непонятно.
По мнению специалистов, до так называемого рубежа на полосе, соответствующего скорости 215 км/ч для Як-42, разбег проходил абсолютно штатно. Проблемы, видимо, возникли сразу после прохождения точки невозврата, после которой торможение машины становится крайне опасным. После "рубежа" экипаж, скорее всего, и обнаружил проблему. Например, отсутствие тяги двигателя из-за внезапно возникшего помпажа или несработавших затворок сопла турбины. Как вариант, уже в процессе разгона экипаж мог обратить внимание на непереставленный заблаговременно во взлетное положение стабилизатор.
В этой ситуации командиру оставалось лишь выбирать меньшее из двух зол — тормозить с большой вероятностью выкатывания с полосы, опрокидывания и неминуемого пожара или продолжать взлет с расчетом на разворот и быструю вынужденную посадку в аэропорту вылета. Экипаж, как известно, выбрал второй вариант, однако набрать высоту машина не смогла, ударившись крылом о расположенную в 450 м от торца полосы мачту курсового радиомаяка.
...
Следует отметить, что пока нельзя сбрасывать со счетов и предположение о стабилизаторе. По мнению летчиков, неперекладка этого руля во взлетное положение на Як-42Д — распространенная ошибка из-за особенностей конструкции самолета. Например, на Ту-154 стабилизатор самоустанавливается на взлет вместе с перемещением закрылков, без выпуска которых автоматика просто не даст раскрутить турбины. На Як-42Д эти операции независимы друг от друга, а о неверном положении стабилизатора сигнализирует лишь горящая желтая лампа на панели. Как утверждают старые пилоты, в советские времена было принято даже выходить перед взлетом из кабины, чтобы визуально убедиться в правильном положении стабилизатора.
Если пилоты Як-42Д действительно забыли про стабилизатор и обнаружили ошибку на "рубеже", не сумев оторвать переднее шасси от земли (обтекающий поднятый стабилизатор воздушный поток способствует разгрузке носовой части машины), их дальнейшие действия, по словам специалистов, выглядят вполне логичными. Прекрасно понимая, что отложенный из-за ошибки экипажа взлет обязательно станет поводом для серьезного "разбора полетов", летчики, скорее всего, решили переложить стабилизатор уже в процессе дальнейшего разбега, одновременно увеличивая тягу двигателей. Этим и можно объяснить выход машины за пределы полосы и тяжелый взлет с грунта.
Нельзя конечно пока все до конца не изучено кого то обвинять. Но ИМХО с самого начала что это вина пилотов. Судя по затяжному разбегу, они должны по идее прекратить взлет, но у них там субъективные скорости принятия решений которые привели к трагическому финалу. Я по этому про всякие линии и заводил речь, не должен ЯК разгоняться 2 км. если бы затяжному разбегу способствовали неполадки они бы прервали взлет, а взлет прерван не был, с самого начала разбега скорость набиралась не активно, накосячил там экипаж
взлетную 215 он набрал при таком разгоне уже на 1000м полосы, за 8 сек прошел еще 500м, еще в запасе 1000м. непонятно.
По мнению специалистов, до так называемого рубежа на полосе, соответствующего скорости 215 км/ч для Як-42, разбег проходил абсолютно штатно. Проблемы, видимо, возникли сразу после прохождения точки невозврата, после которой торможение машины становится крайне опасным. После "рубежа" экипаж, скорее всего, и обнаружил проблему. Например, отсутствие тяги двигателя из-за внезапно возникшего помпажа или несработавших затворок сопла турбины. Как вариант, уже в процессе разгона экипаж мог обратить внимание на непереставленный заблаговременно во взлетное положение стабилизатор.
В этой ситуации командиру оставалось лишь выбирать меньшее из двух зол — тормозить с большой вероятностью выкатывания с полосы, опрокидывания и неминуемого пожара или продолжать взлет с расчетом на разворот и быструю вынужденную посадку в аэропорту вылета. Экипаж, как известно, выбрал второй вариант, однако набрать высоту машина не смогла, ударившись крылом о расположенную в 450 м от торца полосы мачту курсового радиомаяка.
...
Следует отметить, что пока нельзя сбрасывать со счетов и предположение о стабилизаторе. По мнению летчиков, неперекладка этого руля во взлетное положение на Як-42Д — распространенная ошибка из-за особенностей конструкции самолета. Например, на Ту-154 стабилизатор самоустанавливается на взлет вместе с перемещением закрылков, без выпуска которых автоматика просто не даст раскрутить турбины. На Як-42Д эти операции независимы друг от друга, а о неверном положении стабилизатора сигнализирует лишь горящая желтая лампа на панели. Как утверждают старые пилоты, в советские времена было принято даже выходить перед взлетом из кабины, чтобы визуально убедиться в правильном положении стабилизатора.
Если пилоты Як-42Д действительно забыли про стабилизатор и обнаружили ошибку на "рубеже", не сумев оторвать переднее шасси от земли (обтекающий поднятый стабилизатор воздушный поток способствует разгрузке носовой части машины), их дальнейшие действия, по словам специалистов, выглядят вполне логичными. Прекрасно понимая, что отложенный из-за ошибки экипажа взлет обязательно станет поводом для серьезного "разбора полетов", летчики, скорее всего, решили переложить стабилизатор уже в процессе дальнейшего разбега, одновременно увеличивая тягу двигателей. Этим и можно объяснить выход машины за пределы полосы и тяжелый взлет с грунта.
После выхода двигателей на режим, соответст 74-76% отпустите тормоза и начинайте разбег
Нельзя конечно пока все до конца не изучено кого то обвинять. Но ИМХО с самого начала что это вина пилотов. Судя по затяжному разбегу, они должны по идее прекратить взлет, но у них там субъективные скорости принятия решений которые привели к трагическому финалу. Я по этому про всякие линии и заводил речь, не должен ЯК разгоняться 2 км. если бы затяжному разбегу способствовали неполадки они бы прервали взлет, а взлет прерван не был, с самого начала разбега скорость набиралась не активно, накосячил там экипаж
Потребная дистанция 2 200, это наверно с учетом прерванного взлета, тут вроде в начале говорили что ему 1 100 метров для взлета надо
После выхода двигателей на режим, соответст 74-76% отпустите тормоза и начинайте разбег
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
SDRIVER
Причина авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни 44 человек, установлена: самолет взлетал с невыключенным стояночным тормозом, заявил газете "Московский комсомолец" ....
SDRIVER
Причина авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни 44 человек, установлена: самолет взлетал с невыключенным стояночным тормозом, заявил газете "Московский комсомолец" источник в авиапроме, близкий к расследованию. Как утверждает собеседник издания, комиссия установила, что к трагедии привел грубый прокол пилотов, который автомобилисты называют "ошибкой блондинки", и самолет взлетал на "ручнике".
Как пишет "МК", стояночный тормоз самолета является аналогом ручного тормоза в автомобиле и используется только во время стоянки. Хотя воздушное судно, находясь на стояночном тормозе, может тронуться с места и проехать какое-то расстояние, мощности двигателя для полноценного разгона и взлета в таком состоянии не хвата
По данным источника "МК", из расшифровки "черных ящиков" Як-42 выяснилось, что перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, объяснив решение плохим самочувствием. При этом, отмечает издание, за отключение стояночного тормоза отвечает именно командир самолета.
Источник не исключает, что когда Як-42 начал разгон, пилоты наконец заметили, что взлетают на "ручнике", и отключили его, однако было уже слишком поздно. Экипаж мог решить продолжать взлет, понадеявшись на большой запас ВПП — самолет стартовал с половины полосы.
Возможно, прояснить ситуацию поможет следствию выживший в катастрофе бортинженер Александр Сизов. Он мог видеть, что происходило со стояночным тормозом. Пока с Сизовым, проходящим лечение в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, следователям не разрешают общаться врачи.
Летчик-испытатель Сергей Кнышов заявил газете, что ему с трудом верится в версию взлета на "ручнике", потому что такое не заметить невозможно. Хотя если командиру стало плохо во время полета и руководил взлетом второй пилот, могло произойти и такое, отметил эксперт. По словам Кнышова, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот — "это практически ноль".
По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. В минувший понедельник председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на совещании в правительстве сообщила о промежуточных итогах расследования крушения Як-42. По мнению специалистов, самолет при взлете был полностью исправным. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета. "Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено", — заявила председатель МАК.
По мнению источника газеты, скорее всего комиссия МАК из этических соображений предпочтет не возлагать вину на экипаж.
Напомним, что авиаэксперты ранее выдвинули несколько версий причин крушения Як-42. По одной из них, к падению самолета могла привести недостаточная тяга в двигателях из-за сбоя ограничителей максимального числа оборотов. По другой версии, стабилизаторы могли были установлены только на последних секундах полета самолета, и это сыграло роковую роль. Кроме того, есть подозрение, что на одном из двигателей Як-42, прошедшем капитальный ремонт, могли стоять некачественные запчасти.
Принадлежавший авиакомпании "ЯК-Сервис" самолет Як-42 разбился 7 сентября под Ярославлем после взлета из аэропорта Туношна. На его борту была хоккейная команда "Локомотив", летевшая в Белоруссию для участия в матче с клубом "Динамо" (Минск). Из 45 человек, находившихся на борту, выжили только двое — хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. Они были доставлены на лечение в московские больницы. Несмотря на усилия врачей, Галимов скончался в минувший понедельник.
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".
на сайте МАК написано:
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
на сайте МАК написано:
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
Как пишет "МК", стояночный тормоз самолета является аналогом ручного тормоза в автомобиле и используется только во время стоянки. Хотя воздушное судно, находясь на стояночном тормозе, может тронуться с места и проехать какое-то расстояние, мощности двигателя для полноценного разгона и взлета в таком состоянии не хвата
на сайте МАК написано:
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
Тогда объясни мне
на сайте МАК написано:
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
Тогда объясни мне
моё, сугубо личное мнение, что могло быть так: разгон он начал не с начала полосы, так как там могли находиться автомобили (к примеру ФСО), разгоняться он начал на низкой мощности, после разгона 80км/ч включили номинальную мощность.
а дальше сыграло свою роль то, что к примеру борт был с нарушенной центровкой + неопытный пилот...
сразу скажу к авиации ваще не имею отношения, просто озвучил свои мысли...
моё, сугубо личное мнение, что могло быть так: разгон он начал не с начала полосы, так как там могли находиться автомобили (к примеру ФСО), разгоняться он начал на низкой мощности, после разгона 80км/ч включили номинальную мощность.
а дальше сыграло свою роль то, что к примеру борт был с нарушенной центровкой + неопытный пилот...
сразу скажу к авиации ваще не имею отношения, просто озвучил свои мысли...
на сайте МАК написано:
7. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
моё, сугубо личное мнение, что могло быть так: разгон он начал не с начала полосы, так как там могли находиться автомобили (к примеру ФСО), разгоняться он начал на низкой мощности, после разгона 80км/ч включили номинальную мощность.
а дальше сыграло свою роль то, что к примеру борт был с нарушенной центровкой + неопытный пилот...
сразу скажу к авиации ваще не имею отношения, просто озвучил свои мысли...
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы