Цитата:В 2012 году акцизы на бензин и дизтопливо вырастут на 1–1,3 руб. за литр. И это укладывается в рамки прогнозируемой в правительстве инфляции. В ближайшие годы темпы инфляции будут постепенно снижаться. Так, если по итогам 2011 года ожидается инфляция на уровне 6,5–7%, то в 2012-м, по официальным прогнозам, она не должна превысить 6% (в 2013-м — 5,5%, в 2014-м — 5. Снижение индекса потребительских цен должно быть обеспечено в том числе за счет снижения темпов роста тарифов естественных монополий, ограничения роста розничной стоимости топлива.
Эксперты отмечают: выборы в Госдуму показали, что градус социального напряжения высок, а уровень поддержки действующей власти, напротив, недостаточен для принятия непопулярных мер или пассивности в решении чувствительных для общества проблем. «Поэтому, на мой взгляд, власти предпримут максимум усилий для сдерживания темпов инфляции в целом и топливной прежде всего, учитывая массовые протесты в различных регионах по поводу высоких темпов роста цен на бензин. О стремлении правительства нивелировать подобного рода риски свидетельствует в том числе недавнее совещание вице-премьера Игоря Сечина с нефтяниками, где обсуждался вопрос ценообразования на внутреннем рынке», — напоминает управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. По его прогнозам, рост розничных цен на бензин и дизтопливо до президентских выборов будет минимальным, они могут вообще остаться на прежнем уровне.
Однако, по мнению Виталия Крюкова, аналитика ИФД «КапиталЪ», если нефтяники будут до марта искусственно сдерживать цены, то после президентских выборов это выльется в 20–30-процентный скачок, и очередной весенний кризис неминуем. Виктор Марков придерживается более оптимистического сценария. Он согласен с тем, что в результате сдерживания после президентских выборов цены на бензин могут подрасти. Всплеск может произойти в апреле-мае, но на 30–50 коп., то есть не более чем на 2%. Впрочем, многое будет зависеть от мировых цен на нефть: если они пойдут вниз, то и бензин дорожать не будет.
Цитата:
И действительно, в мире более двадцати стран, где правительство дотирует низкие цены на бензин. Более того, в некоторых странах горючее продается населению дешевле даже, чем сама нефть. Объяснение этому достаточно простое. Низкая цена достигается за счет значительных государственных субсидий.
Правительство таких стран проводит популистскую политику, дабы избежать серьезных общественных волнений. Люди там уже привыкли к низким ценам на топливо. Однако хотя дотации позволяют избежать социальных потрясений, властям этих государств довольно тяжело поддерживать постоянно растущий уровень дотаций. К примеру, в Иране даже пришлось вводить ограничения на продажу бензина.
Вне конкуренции, конечно же, Венесуэла. Там литр бензина стоит всего два цента (в пересчете на доллары). Еще в десяти странах, таких как Азербайджан, Тринидад и Тобаго, государство дотирует цены на топливо частично. Там стоимость бензина составляет порядка 50 центов. В подавляющем же числе стран бензин, напротив, не дотируется, а облагается налогами. Средняя стоимость литра там выше 80 центов. В России, к примеру, в среднем — 84 цента, а в Норвегии — 212.
Есть страны, где государство регулирует цены на бензин, но его стоимость выше, чем в России. В Китае — 111 центов, а в Индонезии и Мексике почти столько же, сколько и у нас, — 79 центов и 81 соответственно.
Не стоит забывать, что причина высоких российских цен на нефтепродукты кроется в том, что в нашей стране вся налоговая система привязана к мировым ценам на нефть. При этом в России, в отличие от многих других нефтедобывающих стран, отсутствует механизм, позволяющий государству дотировать розничные цены на бензин и поддерживать их на социально приемлемом уровне.
В России в окончательной цене литра бензина порядка 60–70% составляют налоги. Если их убрать, то вполне вероятно, что на наших АЗС могут появиться ценники и в 10 руб. за литр. Но проблема (и об этом почему-то очень редко говорят политики и чиновники) в том, что более 50% доходной части бюджета составляют поступления от нефтегазовой отрасли.
Доходная часть российской казны в 2011 году составляет около 9 трлн руб. Готовы ли мы расстаться с половиной доходов госбюджета, чтобы не корить нефтяников за высокие цены на топливо? Безусловно, есть за что упрекнуть и нефтяников. Но пока что нам остается констатировать только одно: зависимость нашего бюджета от так называемой нефтяной иглы более чем велика. И кстати, вы знаете, что с 1 января опять будет увеличен акциз на бензин, а это значит, что стоимость топлива вырастет в среднем еще на 2 рубля.