Цитата:В 1997 г. резолюцией AGN/66/RES/17, принятой на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (15 - 21 октября 1997 г.), вновь было выдвинуто предложение возложить на обвиняемого обязанность доказывания законности происхождения имущества, которым он располагает.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) в п. 7 ст. 12 и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) в п. 8 ст. 31 содержат положения, в соответствии с которыми "государства-участники могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства".
Кроме того, Конвенция ООН против коррупции содержит ст. 20 "Незаконное обогащение", в которой также фактически закреплен принцип переноса бремени доказывания законности происхождения имущества на обвиняемого в преступлении: "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
Конфискация "in rem" (именно так называется этот вид конфискации) активно применяется во многих странах. Особенно показательна в этом смысле Италия. В 80-е годы ХХ века в итальянское законодательство были внесены положения, позволившие государству вести наступление на имущество мафии. Прежде всего была законодательно закреплена возможность принятия решения о конфискации на самых ранних стадиях уголовного судопроизводства в качестве превентивной меры, которая может применяться к подозреваемым в принадлежности к мафии.
Кроме того, установлено, что конфискации подлежит все имущество (недвижимое, движимое, денежные средства, акции и кредитные обязательства), которым преступник "может обладать, прямо или косвенно, когда его стоимость находится в диспропорции с заявленными доходами или осуществляемой экономической деятельностью или когда на основании достаточных улик имеются мотивы считать, что оно является следствием противозаконной деятельности". При этом было установлено, что для принятия решения о конфискации достаточно косвенных улик, а не прямых доказательств. Бремя доказывания необоснованности судебного решения о конфискации возложено на самого подозреваемого, который может оспорить это решение в судебном порядке. Если апелляция не подается или отклоняется судом, конфискованное имущество передается государству
УК Норвегии переносит бремя доказывания законности получения дохода на обвиняемого.
Кроме того, в случае совершения тяжкого преступления, которое может принести значительный доход и наказуемо лишением свободы на срок 2 и более лет, применяется расширенное изъятие имущества, при котором может быть изъято все имущество, принадлежащее нарушителю закона, если он не докажет, что имущество было добыто законным путем. При расширенном изъятии может также изыматься стоимость всего имущества нынешней или бывшей супруги нарушителя, если нарушитель не докажет, что это имущество получено законным путем.
Помимо Норвегии, конфискация преступных доходов как вид уголовного наказания закреплена в уголовном законодательстве Франции, Швеции, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Дании, Польши, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Китайской Народной Республики и ряда других стран.
Значительный опыт применения конфискации как вида наказания накоплен в США. Причем в этой стране существуют два вида конфискации: конфискация по гражданским делам и конфискация по уголовным делам. Конфискация по гражданским делам - это акция "in rem", т. е. действие, направленное против имущества. Конфискация по уголовным делам представляет собой акцию "in personam", что означает действие, направленное против личности, которое применяется после вынесения обвинительного приговора как штрафная санкция в отношении признанного виновным правонарушителя.