Цитата:Евросоюз умрет в страшных муках
Европейский союз, охваченный долговым кризисом, балансирует между централизацией и развалом. Похоже, третьего варианта просто нет. Но если «Соединенные штаты Европы» все же появятся, то войдут туда не все члены ЕС.
Греция, Португалия, Испания и Италия могут развалить еврозону: Европейского стабилизационного фонда (даже после переименования в «механизм») не хватит на их вызволение из долговой ямы. Одной только Греции к марту нужно «наскрести» ?14,5 млрд, чтобы не объявить себя банкротом. Все большее число экономистов склоняются к мысли, что единственным выходом для таких стран является возвращение к национальной валюте и немедленная ее девальвация. Для граждан это будет серьезным ударом по кошельку, но нынешнее постепенное «затягивание поясов» до полной невозможности — еще хуже.
Развал еврозоны, в свою очередь, повлечет обострение конфликтов внутри ЕС: между богатым севером и бедным югом, между старыми и новыми членами союза, а также между коренным и пришлым населением. Джордж Сорос, считающий нынешний глобальный кризис самым трудным периодом в своей карьере, в недавнем интервью Newsweek отметил, что крах евро может «оживить политические конфликты, которые раздирали Европу на протяжении веков», и привести к росту ксенофобии и расизма. В итоге дезинтеграция ЕС может произойти очень быстро и болезненно.
Альтернативой распаду является централизация, причем в степени, которая уже явно не свойственна международным организациям. Даже «наднациональность» — словечко, изобретенное специально под реалии европейской интеграции, — уже не подойдет. Речь пойдет о федерализации — превращении Европы в одно большое государство, со своими органами власти, вооруженными силами, валютой и налогами. На данном этапе вслед за валютной политикой государства ЕС должны будут передать наднациональным органам контроль над своим бюджетом. Готовится к подписанию соглашение, строго карающее за превышение лимита бюджетного дефицита. Кроме того, обсуждается возможность введения института «внешнего управляющего» бюджетом для стран-нарушителей дисциплины. И какой суверенитет в итоге останется у государства, которое не может распоряжаться в полной мере своими доходами?
Первой к подобной «десуверенизации» принуждают Грецию, как самую проштрафившуюся. Причем инициатором «обкатки» новых контролирующих механизмов на Афинах выступает не Европейская комиссия, а крупнейшая из стран ЕС — Германия. Она традиционно беспокоится за стабильность евро больше других, поскольку пожертвовала во имя единой валюты своей суперпрочной дойчемаркой. Кроме того, ей, как крупнейшей в ЕС экономике, пришлось делать самый большой вклад в Европейский фонд финансовой стабильности — ?22 млрд (более четверти всей суммы, вносимой странами-членами). И в данном случае Германия призывает пожертвовать важным «кусочком» суверенитета страны-члена ЕС во имя стабильности общеевропейского экономического здания. Как пишет The Financial Times, «Германия хочет, чтобы Греция отказалась от суверенитета в принятии решений в сфере налогов и расходов в пользу „бюджетного комиссара еврозоны“». Идея заключается в том, чтобы запретить Афинам принимать какие-либо решения, касающиеся бюджета, без «визирования» специально уполномоченного члена Еврокомиссии. Кроме того, Греции предлагается запретить любые бюджетные траты до осуществления текущих выплат по долгам. То есть, греческие пенсионеры должны будут ждать своих пенсий, а военные — жалования до тех пор, пока правительство не расплатится с кредиторами. Надо отметить, что Берлин выдвинул эти идеи в качестве условия предоставления Греции второго пакета европейской финансовой помощи в размере ?130 миллиардов.
Греки германские предложения отвергли. Как отмечает The Financial Times, министр финансов Эвангелос Венизелос сделал это весьма «яростно»: по его словам, нельзя заставлять страну выбирать между национальным достоинством и финансовой помощью. Пресс-секретарь греческого правительства Пантелис Капсис заявил, что бюджет Греции останется в зоне ответственности властей страны, а министр образования Анна Диамантопопулу назвала германские идеи «плодом больного воображения».
Тем не менее, ?130 млрд по-прежнему нужны Греции, чтобы избежать дефолта (еврокомиссар по финансам Олли Рен намекнул на днях, что их может даже не хватить). А кредиторы по-прежнему хотят гарантий. И потому внешнее управление греческим бюджетом — пусть и в довольно мягкой, завуалированной форме — в итоге, скорее всего, будет введено. Если так, то этот прецедент станет моделью для построения отношений Брюсселя с другими членами будущей «европейской федерации». Очевидно, что такие перспективы устраивают не всех: Великобритания и Чехия накануне заявили, что не подпишут договор о создании бюджетного союза ЕС. На стадии ратификации к ним наверняка присоединятся и другие.