Первое употребление слова сорок отмечено в Ипатьевской Летописи. Так, под 1248 годом, рассказывая о победе, одержанной Васильком Романовичем над ятвягами у Дрогичина, летописец говорит, что в битве «убито бысть князий ятвяжских сорок» (точнее, «и оубито быст кнѧзии срокъ»).
Слово сорок представлено в украинском, а также в польском, но в польском слово sоrоk не является обычным обозначением числа 40 (czterdzieści), а используется в текстах XVI — XVII вв. в специфическом значении «связка из 40 собольих шкур». Польское sоrоk и фонетически (полноглосие «-оро-», в польском должно быть «-ро-»), и по значению (соболиные шкурки всегда были эксклюзивной статьей русского экспорта) выдает заимствование из русского языка.
Сорок — символическое число
В Древней Руси — это число называли «четыредесять» или «четыредцать», четыре десятка, и считали сороками. Сорок — это мешок с четырьмя десятками собольих шкурок, которых как раз хватало, чтобы сшить шубу. Шкурки самых ценных черных соболей складывались в сорок или в сорочку, а попросту в мешок, от этого старинного названия мешка (сорочки) и пошло название числительного 40.
В древнем народном предании, как сообщает авторитетный толковый словарь В.И. Даля, нередко встречается число 40 и придается ему символическое значение. В русском языке применяется выражение «сорок сороков», имеющее смысл понятия «много». Встарь в народе пользовались особыми мерами измерения — «сόроками» для подсчета событий, ценностей, объема, веса, времени, возраста и т.п.
Другие же ученые ищут истоки в греческом названии числа 40 «тессаконта», но большинство полагают, что это слово заимствовано у тюркских племен, живших на восточных рубежах России. Число 40 издавна считалось мрачным и мистическим: 40-летие не принято отмечать за праздничным столом. Сорокоуст — это молитва по умершему в течение 40 дней. Сорокадневный пост соблюдают верующие, помня о 40 мучениках. В Библии Потоп длился сорок дней и ночей; израильтяне скитались сорок лет в пустыне; Моисей внимал Богу на горе Синай сорок дней и ночей; цари Давид и Соломон правили по сорок лет каждый; Христос провел в пустыне сорок дней (в наши дни — сорокадневный пост), сорок месяцев проповедовал и через сорок дней после смерти вознесся на небо. В Египте Осирис исчезал на сорок дней — период религиозного поста. Мухаммад услышал слово Аллаха в возрасте сорока лет. Многие другие еврейские и исламские ритуалы свидетельствуют о символической силе числа сорок в достижении цели.