Цитата:Музыка имеет свойство застревать у нас в головах. Каждому знакомо состояние, когда назойливый мотив вторгается в наши мысли, крутясь снова и снова, зацикливаясь в бесконечную петлю.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые используют целый спектр терминов для описания этого явления: "синдром застрявшей песни", "прилипчивая музыка", "когнитивная чесотка" или, наиболее распространенный, – "ушной червь" (англ. earworms). Нередко этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела опрос слушателей на тему, с какими "ушными червями" те просыпаются. Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько удивительных открытий. "Когда в моей базе данных набралась тысяча навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален", – говорит исследователь.
Сейчас у доктора Уильямсон имеются описания более 2500 примеров "ушных червей", и индивидуальный характер явления сохраняется, хотя бывают исключения, когда на экраны выходит популярный фильм или телешоу. "Внезапно возникает пять или шесть человек, которые приводят одну и ту же песню из нового фильма, просто потому, что они его только что посмотрели", – объясняет исследователь. Она перечислила несколько условий, которые становятся причиной того, что мелодия застревает в голове.
"Во-первых, человек должен был услышать эту песню недавно", – говорит Вики Уильямсон. Ничего удивительного. Это объясняет, почему у меня в голове стала играть Funky Cold Medina. Второе неудивительное открытие состоит в том, что если вы слышите песню несколько раз, то шансы на то, что она прилипнет к вам, повышаются. Однако время от времени у нас в голове возникают мелодии, которые мы не слышали уже очень давно. В этом случае, нашу память запускает что-то в нашем текущем окружении.
Уильямсон приводит в пример женщину, которая не может избавиться от звучащей в ее голове песни группы Bananarama, которую она слышала в возрасте 16 лет, когда сдавала школьные экзамены. Всякий раз, когда она попадает в стрессовую ситуацию, в ее сознании всплывает эта песня.
Уильямсон говорит, что все это вероятно является элементом феномена "непроизвольной памяти", согласно этой концепции происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым без сознательного усилия со стороны человека. Явление прилипчивой мелодии может быть связано с историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся на устную традицию. Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и запоминании текстов. Вики Уильямсон говорит, что пытается найти "лекарство" от навязчивых мелодий. "Просто подумайте о другой песенке, и возможно, она вытеснит первую", – говорит по этому поводу доктор Левитин.