Напишу о своих недавних приключениях. Может быть мой опыт полезным окажется.
Суть такая: ВАЗ-2114 с двигателем 1.6 л, 2008 г.в. Еду по городу спокойно, никого не трогаю…
Вдруг БК (Мультик x15) даёт сигнал: «Alarm! Напряжение бортовой сети 11.4В!»
Думаю: «К чему бы это?.. Регулятор напряжения накрылся? Или генератор?...»
Стал наблюдать за показаниями Мультика.
Напряжение явно скачет. То 13.5В (вроде нормально), то до 12 и ниже падает… Стал вспоминать – видел ли я такие низкие значения в последнее время?... Вроде нет. Никогда ниже 13В не было. Тем не менее, двигатель работает, доехал благополучно.
Заглянул под капот. Внешний осмотр ничего подозрительного не выявил.
Мысль о ненадёжном контакте была, но почему-то это мне показалось маловероятным… Как выяснилось потом – в этом я ошибался.
На следующий день предстояла дальняя поездка, поэтому заехал в магазин и купил регулятор напряжения, бросил его в коробку зап-частей (на всякий случай).
Проехал 170 км (первую половину пути). Всё время следил за показаниями вольтметра. Напряжение продолжало «скакать» - то 13, то 12В.
Ладно. Заменил регулятор напряжения. Очень похоже было, что проблема решилась – стало 13.5В! К тому же когда вынимал старый РН, увидел, что одна из щёток у него была заблокирована окалиной и не перемещалась свободно под действием пружины.
Однако радость была не долгой. Снова запиликал Мультик. Снова 12В и даже ниже.
Кроме этого я стал замечать, что стрелка температуры на панели приборов вдруг стала давать явное завышение показаний. Она стала заходить в красную зону, хотя Мультик показывал вполне нормальные 95…100 гр.C. При чём «уход в плюс» стрелки термодатчика происходил всегда именно во время понижения напряжения бортсети.
Увидев это, я снова стал подозревать плохой контакт.
Ну, и окончательно эта версия утвердилась, когда я попытался завести двигатель и услышал из-под капота треск… При этом напряжение на аккумуляторе было 12В, а в момент поворота ключа на «старт» показания термодатчика плавно падали к минимальной отметке.
Тут уж я понял, что одновременный «выход из строя» генератора, стартера и термодатчика имеет общее простое объяснение.
Двигатель всё-ж заводился, хотя и сопровождалось это треском втягивающего реле.
Я стал замерять падение напряжения на проводе, соединяющем «минус» аккумулятора с корпусом двигателя. Именно этот провод попадал под подозрение в первую очередь.
Так и есть! Во время работы двигателя напряжение между его корпусом и минусовым контактом аккумулятора прыгало в пределах от 0.5 до 1.5В. Максимальная просадка возникала при включении мощных потребителей (фары, обогрев заднего стекла, вентилятор охлаждения). Подключаясь к различным точкам этой цепи нашёл, что падение напряжения происходит в месте подключения толстого провода от АКБ к корпусу двигателя в районе термостата. А ведь внешне этот контакт выглядел совершенно нормально - никаких признаков окисления!
Ключом «на 13» слегка ослабил, а затем затянул это крепление. Снова померил напряжение. «Вуаля!». Падение стало совсем мизерным – менее 0.08В при любых нагрузках.
Теперь бортовая сеть показывает 13.8…14.2В. Проблема решена.