Цитата:Власти надеются как можно скорее принять выгодный для федерального бюджета закон о капремонте многоквартирных домов. Рассмотрение Госдумой во втором чтении данного законопроекта по инициативе ряда депутатов и при поддержке премьера Дмитрия Медведева отложено до осени. Однако премьер призывает не затягивать с его принятием. При этом, как утверждают основные оппоненты законопроекта, судя по всему, и в переработанной версии документа будет сохранена главная и самая спорная идея, суть которой в том, что один собственник будет платить за другого, а федеральный бюджет при этом останется в стороне. Спешка чиновников неудивительна, ведь речь идет о капремонте 60% жилищного фонда и о триллионах рублей.
Российские власти не теряют надежду на то, что у них получится переложить бремя в виде оплаты капитального ремонта жилья с федерального бюджета на владельцев квартир. С одной стороны, дальнейшее рассмотрение резонансного закона о капремонте многоквартирных домов отложено до осени, и правительство призвало законотворцев в ходе обсуждений сгладить острые углы законопроекта. Но с другой - у наблюдателей создается впечатление, что на самом деле законотворцы не намерены отказываться от основополагающей и наиболее спорной идеи создания "общего котла", когда один собственник платит за другого, а федеральный бюджет как бы ни при чем.
Напомним, в апреле этого года в Госдуму группой депутатов и сенаторов во главе с зампредом комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой был внесен законопроект, который предусматривает создание в стране особой системы финансирования капремонта жилья. Куратором законопроекта стал вице-премьер Дмитрий Козак. Госдума приняла законопроект в первом чтении 8 июня.
Согласно проекту, основное бремя финансирования капремонта многоквартирных домов должно лечь на самих собственников квартир. Частично это бремя возьмут на себя также местные бюджеты. На сегодняшний день доля участия жильцов в оплате капремонта составляет около 5% его стоимости. Если законопроект будет принят, тогда эта доля вырастет как минимум до двух третей стоимости. Причем, если учесть довольно тяжелую ситуацию с финансированием каких бы то ни было программ в дотационных регионах, не исключено, что на владельцев квартир возложат и все 100% стоимости ремонта. Стоит добавить, что речь идет об обязательных ежемесячных взносах, которые тут же значительно увеличат расходы семей на ЖКХ. Так, по оценке руководителя правовой и налоговой практики компании "ФинЭкспертиза" Нины Козловой, "к примеру, собственник, чья доля в общей площади равна 50 квадратным метрам в доме 2005 года постройки, платил бы от 150 до 450 рублей. в зависимости от региона".
Ситуация усугубляется тем, что гражданам фактически придется платить за ремонт не собственного дома, а чужого - находящегося в более ветхом состоянии. Будет создан своеобразный "общий котел" - фонд капремонта, в котором будут аккумулироваться средства граждан. Доступ к этим средствам получат регионы, очередность ремонта домов будут определять не граждане, а чиновники.
Причем, как заметила в беседе с "НГ" оппонент авторов данной законодательной инициативы - председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, согласно законопроекту, в первую очередь будут ремонтироваться "те дома, перед которыми у государства есть обязательства по старому ремонту": "Это значит, что в дотационных регионах, у которых нет денег ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципалитета, такой ремонт будет производиться исключительно за счет средств собственников". На их плечи государство переложит свои обязательства. Вызывает много вопросов и ситуация с только что построенными домами, которым капремонт пока не требуется. Судя по всему, жильцы и таких домов должны будут взять на себя финансирование капремонта чужого ветхого жилья.