Цитата:В Советском союзе, да и в более широком смысле - в России, всегда было значительное иерархическое структурирование общества по самым разнообразным критериям. Но, самое интересное что при этом огромное значение придавалось внешним атрибутам статуса. Например, когда то бояре носили кафтаны определённого покроя, и было очень чётко обозначено, кому положено использовать какой мех, какие украшения, длину рукава. По этим признакам можно было достаточно легко определить социальный уровень этого боярина. Очень большое значение уделялось и головным уборам...
Что любопытно, отголоски этого дошли до нас, и в недавнем советском прошлом по меховой шапке с изрядной долей вероятности можно было определить социальный статус гражданина. Кроличьи шапки носили люди незначительные, как сказали бы сегодня - лузеры. Нутрию могли носить как хорошо зарабатывающие пролетарии, так и нижняя прослойка людей "свободных". Далее шли шапки из ондатры и пыжика. Это уже солидные люди, часто партийные работники или работники торговые...
Ещё более явно подобные иерархические признаки проявляли себя в замкнутых сообществах. В этой связи интересно обратиться к опыту Советской Армии.
Итак:
1. Солдат только призванный. Срок службы до полугода. Дух, боец, гусь, заяц, слоник, солобон и т.д.
2. Солдат, отслуживший пол года. Тоже боец, гусила, старший заяц и пр.
3. Солдат прослуживший год. Черпак, череп, кандидат, фазан, годок и т.д.
4. Солдат, прослуживший полтора года. Дед.
5. Дембель. Тот же дед, но после приказа.