Цитата:Однако же, я повторяю еще раз, материалы, на которые вы ссылались, носят отчетливые признаки психологических манипуляций:
* концентрация на определенных возрастных и сексуальных группах - детях до 10-12 лет, а также девочках-подростках и молодых девушках;
* игра на эмоциональных контрастах - перемежение сюсюкания (ах, он(а) так трогательно любит играть в песочнице/вышивать крестиком) с чернухой (он(а) медленно умирает уже десять лет, а врачи только разводят руками!);
* навязчивое выпячивание какого-то определенного качества благотворителей (принадлежности к православию, например), не имеющего отношения к делу.
Даже если такие манипуляции не осознаются самими авторами, они есть. А я крайне не люблю, когда мной манипулируют даже в самых лучших целях. И не просто не люблю. Позвольте продемонстрировать, как подобные ситуации влияют на общество.
Случай номер один, более-менее собирательный. Ребенок 5-6 лет, страдающий неизлечимым онкологическим заболеванием, медленно его убивающим. Зарубежные врачи требуют за лечение, например, триста тысяч долларов. Что происходит? Шум в Интернете, мощные благотворительные акции, публикация номеров счетов, кампания по сбору средств. Деньги собраны, ребенок отправлен на лечение, после чего все равно умирает через два или три года, поскольку лечить такие заболевания наука еще не умеет.
Случай номер два, на конкретном примере. Год назад в онкодиспансере, где мне вырезали нетривиально сидящую опухоль (не злокачественную на сей раз), я лежал в палате с мужиком лет пятидесяти. Живет (надеюсь, до сих пор) он в какой-то глуши в нескольких сотнях к северу от Екатеринбурга. Владелец небольшой лесопилки или чего-то в том же роде, расположенной в маленькой деревне. Не пьет, не курит, в палате не расставался с мобильником, решая какие-то текущие вопросы. Очень интеллигентный дядька, с которым интересно общаться. Диагноз - рак (что-то в брюшной полости, я не уточнял). Все, что он получил от общества - бесплатную операцию в онкоцентре. Мне очень хочется надеяться, что он выживет, но даже если так, то вовсе не благодаря перенапрягшейся общественности.
А теперь сравним последствия этих двух случаев. С цинично-экономической точки зрения смерть ребенка для общества не означает ВООБЩЕ НИЧЕГО. Слезы матери и еще нескольких впечатлительных посторонних и скорбь родственников, проходящая через полгода-год. Плюс прекращение необходимости тратить средства на поддержание неработоспособного члена общества. Смерть владельца лесопилки означает развал предприятия и прекращение его работы, увольнение работников, их нищету, возможно, сломанные судьбы... Один человек умер - два десятка серьезно пострадали, экономике конкретной местности нанесен серьезный удар.
При этом случай номер один - шумиха до небес, все в слезах и розовых соплях. Случай номер два - никто даже не почешется. Хотя в силу объективной ценности этих людей для общества все должно быть ровно наоборот. Причина? Психологические манипуляции, описанные выше. Выжимать слезу и собирать деньги для немолодого мужчины куда как сложнее, чем для ребенка. Конечный итог? Серьезные потери, объективно понесенные социумом в результате такого подхода.
Если честно, я вообще не люблю благотворительность. Она сосредотачивается на частных случаях, создавая иллюзию общего благополучия. Именно иллюзию - потому что общее состояние медицины и социальной опеки все равно остается на ужасающе низком уровне. На одного человека, которому общими усилиями облегчили жизнь, приходятся сотни и тысячи в том же положении, о которых никто никогда не услышит. Должна быть СИСТЕМА, позволяющая дать шанс каждому. Но у нас предпочитают на государственные деньги отгрохать очередной помпезный православный храм в центре города, чем пристроить к онкодиспансеру дополнительный корпус, чтобы набивать в маленькую палату не пять-шесть человек, а хотя бы четверых...