Как я тосол грел. Трагикомедия в двух действиях
Машина у меня ВАЗ-21043, 2101 гв, 5 ст., 1500.
Раньше заводился я при -31 (может и ниже). При этом заносил на ночь аккумулятор. Утром несколько минут крутил стартером, пока постепенно не начиналась детонация по 1-2 раза. Потом движок начинал постепенно заводиться, но тут же глохнуть. И так раз 20. И через 10-15 минут он начинал работать.
Судя по gismeteo.ru на сегодня (20 января) обещали ночью около сорока, да и утром не меньше 35. Так что я засомневался, что смогу завестись. Поэтому решил попробовать слить тосол, подогреть его и утром залить горячий. Заранее припас 4 пластиковых бутылки по 1,5 л, у жены выпросил ведерко (10 л) и купил резиновый шланг 1,5 м. Вчера вечером приехал с работы домой, поставил машину под фонарным столбом и пошел ужинать. Минут на 30. За это время тосол в машине остыл и стал чуть-чуть тепленьким. Оделся я потеплее и снова вышел на улицу. Смеркалось? (С) Задорнов.
Ежели кто не в курсе - кратко поясню процесс слива тосола на классике: открывается краник печки (в салоне который), снимается пробка радиатора. После этого отвинчивается винтик в нижнем левом углу радиатора, откуда в приготовленную емкость течет часть тосола. Остальная часть сливается через отверстие в самом двигателе. Объем всей охлаждающей системы 9,85 л (вроде).
Приступим. Вкопал перед машиной ведерко, сунул в него один конец шланга, а второй конец вывел к радиатору. Приладил дополнительную лампочку, чтобы лучше видно было.
Осторожно начал откручивать винтик в нижней части радиатора, приготовившись перекрыть сливное отверстие шлангом. Открутил. Тосол не течет. Странно. Опа! Оказывается я с радиатора пробку не снял! Дык ведь так даже лучше! Нет необходимости в панике подставлять что-то под струю тосола, теряя иногда до полулитра жидкости. Неспеша прижал шланг к сливному отверстию радиатора и снял пробку. Зажурчало... Вытекло литра полтора тосола. Завинчиваем винтик на место.
Теперь то же самое с винтиком в двигателе. Тут сложнее - подлезть трудно (пришлось с двух свечей провода сымать). Ключ нифига не берет - силенок не хватает. Неудобно опять таки. Слазил в багажник за ключом с трещоткой - и рычаг больше и трещотка. Пошел потихоньку... Отсюда тосола уже литра три. Долго журчало...
Закручиваем винтик. Потерь тосола практически нет.
Теперь в темпе вальса подсоединяем провода на свечи, сымаем аккумулятор, закрываем машину и ДОМОЙ!!!
Аккумулятор ставим маленько подзарядиться.
Взвесил тосол - примерно 5,2 кг. Равномерно разлил его на 4 бутыки, предварительно рукой смяв их верхушки (чтобы при расширении бутылки не раздувались и не было необходимости стравливать эту отраву дома).
На следующий день. (Т.е. сегодня).
К счастью рано вставать мне сегодня не надо - есть время похимичить. На улице на градуснике -35. Если подальше от окна, то, небось, все -37.
Первым делом поставил в ведро бутылки. Налил в ведро воды из-под крана. Температура воды 53 градуса. Менял воду каждые 10 минут 3 или 4 раза.
За это время на плите вскипела вода в кастрюле (5 л). Слил из ведра воду, вытащил бутылки, налил полведра кипятка. Теперь аккуратненько ставим бутылки. Вроде не плавятся... Но бутылки (смятая часть) начали жутко похрустывать. Минут через пять слил часть воды из ведра и заменил ее остатками из кастрюли.
Еще через 10 минут... Пора!
Вынес и подсоединил аккумулятор. Потом завернул бутылки в одеяло. Освободившееся место в ведре долил горячей водой из-под крана. Все это вынес на улицу. Одеяло с бутылками положил на сиденье, а сам из ведра аккуратно горячей водой полил двигатель, радиатор и еще в других местах.
Теперь самое главное. Откручиваем пробку радиатора и бухаем тосол. Первая пошла, вторая пошла, третья пошла, четвертая пошла! В четвертой с пол-литра осталось...
Сел в машину, подождал минутку. Зажигание... Есть контакт. Завелась примерно как при температуре -15. Т.е. первый раз даже не схватилось (может, не успела согреться?). Потом два раза завелась, но тут же заглохла (не набрав и тысячи оборотов). Потом один раз разкочегарилась до 2,5 тысяч и все равно заглохла. А уж на следующий раз набрала 3 тысячи и продолжала увеличивать, пришлось подсос убирать. Правда на уменьшение подсоса движок реагировал, мягко говоря, слабо. Стрелка тахометра еле-еле ползла.
Вот и все
Машина завелась меньше, чем за 3 минуты.
Теперь осталось подождать минут 10, пока машина почти полностью прогреется и попробовать отпустить сцепление. Получилось с 3-го раза. Остатки тосола в расширительный бачок. Теперь можно со спокойной душой включить печку и подогрев сиденья и идти домой завтракать. Все время, пока я завтракал, можно было наблюдать, как со всех сторон из машины идет белый пар - из выхлопной трубы и из-под капота.
Через полчаса я вышел из дома и сел в машину - Африка! Можно ехать.
Выводы:
1) Подогрев тосола с целью облегчения пуска двигателя (в домашних условиях и без специальных средств) вполне реален и действительно помогает завести движок при низких температурах.
2) Необходимо заранее знать, какая будет с утра погода, ибо это процесс не на пять минут.
3) Сливание тосола на морозе ? слишком трудоемкий процесс. (По крайней мере на классике) И долгий. Если кому-то придет в голову использовать его, то нужно изготовить два винта-штуцера (на радиатор и двигатель) с отверстиями в центре, на них надеть шланги с заглушками. При необходимости шланги выводятся в емкость, заглушки снимаются. Затем откручивается пробка радиатора и вуаля ? тосол в емкости. Пока он сливается, можно посидеть дома. ЕСЛИ У КОГО ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЗАМЕРЯЙТЕ ПЛЗ ПАРАМЕТРЫ РЕЗЬБЫ ВИНТОВ!!!
4) Вместо вышеописанного процесса нагрева тосола можно было взять емкости, выдерживающие высокую температуру и нагревать их либо прямо на газу, либо в водяной бане ? в кастрюле с кипящей водой. Но таких емкостей не нашлось, а пластиковые бутылки плавятся даже от кипятка.
5) В любом случае, каждый сам решает, стоит ли сливать-наливать тосол, и при какой температуре ему это делать. Кто-то будет зимой каждый день этим заниматься. Кто-то ? только при температуре ниже 30. А кто-то поставит себе вебасто или УОПД. А кто-то вообще в такую погоду на своей машине ездить не будет.
6) Для желающих заняться расчетами:
Теплоемкость тосола (взял воду) 4 200
Теплоемкость двигателя (средняя) 900
Температура двигателя до подогрева -40
Температура горячего тосола 55
масса тосола 4,5
Нагреваемая масса двигателя 60
Температура двигателя после подогрева (теоретически) -16,3
Q = c * m * (dT)
ps я, конечно, понимаю, что ездить в такую погоду - только машину гробить, но иногда другого выхода нет.
Pss все вышеизложенное исключительно мое мнение. Я никому его не навязываю. За травмы и ожоги, полученные в процессе нагрева тосола, а также за повреждения машины ответственности не несу.