Пятнадцать миллиардов долларов, которые Путин отписал Украине, — популярнейшая тема последних дней. Решение выделить деньги из Фонда национального благосостояния на покупку рискованных украинских гособлигаций только выглядит абсурдным — оно прекрасно вписывается в управленческую логику Путина. Подкуп и принуждение были основными инструментами в менеджерском арсенале Путина с самого начала его правления, и по тому, как эти инструменты использовались, его можно разделить на несколько этапов.
Первый этап — «фаза раздачи». Высокие цены на нефть и газ превращались в быстрый рост потребления и уровня жизни, вместе с которыми вполне ожидаемо росла и удовлетворенность населения. На этом этапе удовлетворенность была основным источником популярности Путина и основой его власти. Насилие применялось точечно — в отношении некоторых представителей элиты и крупномасштабно в Чечне. На всю страну и на все население принуждение не распространялось, но там, где оно применялось, оно не ограничивалось ничем. Уже в это время Путин показал, что если он применяет насилие, то готов делать это без церемоний и без оглядки на общественное мнение. То, что при наличии энергетических сверхдоходов государство ничего не делало для диверсификации экономики и существенного инфраструктурного развития, тоже вполне логично. Путин никогда не был заинтересован в экономическом разнообразии, наоборот, последовательно превращал государство в монопольный источник богатства: если уж деньги — главный инструмент управления, то лучше сконцентрировать их все у себя.
Второй этап — «фаза сохранения». Даже стабильно растущие доходы не обеспечивают столь же стабильного роста удовлетворенности — тут можно вспомнить хоть пресловутую пирамиду Маслоу, хоть любую из современных «теорий счастья». В действительности рост доходов замедлился, а после кризиса 2008 года вообще прекратился или даже сменился падением. Падение доходов компенсировалось развитием легкодоступных (хотя и очень дорогих) потребительских кредитов и ипотек, которые позволили «отложить» момент резкого падения уровня жизни. К этому времени государство в значительной степени монополизировало и насилие, вытеснив и ассимилировав могущественный в 1990-е криминал. Демилитаризация, которая сопровождалась «развалом армии», закончилась, в оборонную сферу потекли большие деньги. К этому времени государство окончательно укрепилось в качестве основного источника денег и основного работодателя и стало отчетливо перераспределять свои траты в пользу силовиков. Доходы в секторе принуждения (у военных, полицейских, судейских, чиновников) растут очень существенно, а в инфраструктурных сферах (медицине, образовании, культуре) поддерживаются на уровне недопущения бунта. Чечню, где проблемы не удалось решить при помощи насилия, заливают деньгами. Политическая жизнь полностью уничтожена и в рамках официальных институций, и в неформальной сфере, при этом СМИ (за исключением ТВ, локальных и, наоборот, крупнейших газет) остаются относительно свободными. На этом этапе государство начинает предпринимать попытки «нематериальной мотивации»: усиливается патриотическая риторика, реанимируется брежневский культ Великой Отечественной войны.
Третий, текущий этап — «фаза отъема». Государству не хватает денег на содержание аппарата принуждения и элиты. Население недовольно, и нет ни шансов задобрить его деньгами, ни денег, чтобы даже попытаться. Государство, к этому времени окончательно приватизированное узкой группой людей во главе с Путиным, переходит к конфискационным мерам. Эти меры применяются и на макро-, и на микроуровне — от изъятия пенсионных накоплений до введения платной парковки, повышения штрафов, налогов, пошлин и т. д. Бюджетные траты на здравоохранение, образование и социальную сферу резко сокращаются, увеличиваются траты на оборону. Резко возрастает уровень государственного насилия, проводятся показательные процессы в отношении частных лиц, принимавших участие в ненасильственных протестных акциях — от Pussy Riot до «Болотного дела». Государство ужесточает контроль за информацией (от прямой цензуры СМИ до законов о «защите детей от вредной информации») и открыто, хоть и очень неуклюже, пытается ввести государственную идеологию (РПЦ, единый учебник истории, повышение градуса пропаганды в государственных СМИ, «сакрализация власти»). Впервые после распада СССР государство пытается прямо контролировать личную жизнь граждан. Патриотическая пропаганда вполне годится в качестве инструмента мотивации, но по силе воздействия и охвату аудитории она все же не сравнится с растущими доходами. К тому же она, как и деньги, в какой-то момент перестает быть эффективной. Чтобы идеология продолжала мотивировать, необходимо постоянно повышать градус пропаганды, поэтому от создания образов врагов неизбежно придется переходить к созданию самих врагов. Потенциал внутренних врагов (мигранты, либералы, «креативный класс», гомосексуалы) еще не исчерпан, но внешние враги всегда намного эффективнее. Во внешней политике России уже произошел принципиальный перелом. После войны с Грузией деньги и энергоносители (что по сути то же самое) больше не являются для Путина основными инструментами международных отношений — он готов применять грубую силу и за границей. Сейчас Путин попытался при помощи денег остановить выход Украины из своей сферы влияния. Возможно, сейчас ему и удалось отложить свержение Януковича и сближение Украины с ЕС, но, скорее всего, эффект от этой траты будет недолгим. Дальше деньги не помогут. Кажется, нет ни одной причины, которая по-настоящему помешала бы Путину ввести на Украину войска. Сейчас, когда популярность Путина обеспечивается только пропагандой, денег все меньше, а основным инструментом управления стало прямое насилие, война — самая логичная мера по укреплению власти. Возможно, издержки от введения войск на Украину покажутся все-таки слишком высокими, и военный конфликт будет развязан на какой-нибудь более безопасной территории. Внутри страны, подальше от Европы. Но, судя по тому, как развиваются события, России в ближайшем будущем войны не избежать.
России в ближайшем будущем войны не избежать.
15 млрд.баксов выделили за счет ЗВР
тсюда и стремление феодальных государств к войнам
Какой-то феерический бред
Отсюда и стремление феодальных государств к войнам
тсюда и стремление феодальных государств к войнам
Какой-то феерический бред
и госчиновников в Украину понаслали пачками.
Покажи мне хоть одного американского госчиновника, например, в Крыму.
Тут вопрос не в том, кто воюет, а в том, кто кому угрожает и кто на кого стремится напасть
Покажи мне хоть одного американского госчиновника, например, в Крыму.
А давайте игнорировать темы, создаваемые этим человеком.
Каждый имеет свою точку зрения.
ИгнорЛист: Сипaтый, GENA, Al_Dimich, Alexsa91, mr1, Vlad B, S597SMRUS, Люрр
Что за бред.
15 млрд.баксов выделили за счет ЗВР...Эти деньги нельзя использовать в России ибо баксы эти уже проданы на Валютной бирже.
Раньше их держали в долговых бумагах США. Теперь просто перевели в Евробонды Украины. Сумма в 15 млрд. по сравнению с объемом ЗВР небольшая...И активов на Украине вполне хватит чтоб ее закрыть ежели чего... Вообщем это не цена для такой страны...
На данный момент Россия не может приобрести облигации Украины за счёт средств Фонда национального благосостояния. Согласно правилам, утверждённым Правительством РФ (постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»), Россия имеет право вкладывать средства фонда в ценные бумаги лишь нескольких стран, таких как: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция.
Кроме этого, вкладывать средства фонда можно лишь в страны, имеющие высокий долгосрочный рейтинг кредитоспособности. Не ниже уровня «АА-» по классификации агентств Fitch-Ratings и Standard & Poor's или не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service. Украина имеет рейтинг «В-».
А давайте игнорировать темы, создаваемые этим нехорошим человеком.
Кроме этого, вкладывать средства фонда можно лишь в страны, имеющие высокий долгосрочный рейтинг кредитоспособности. Не ниже уровня «АА-» по классификации агентств Fitch-Ratings и Standard & Poor's или не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service. Украина имеет рейтинг «В-».
за то приватизировали нефтяные вышки.
Каждый имеет свою точку зрения.
ИгнорЛист: Сипaтый, GENA, Al_Dimich, Alexsa91, mr1, Vlad B, S597SMRUS, Люрр
Что за бред.
Что за бред.
15 млрд.баксов выделили за счет ЗВР...Эти деньги нельзя использовать в России ибо баксы эти уже проданы на Валютной бирже
Войны с кем? Кто противник? Украина?
Что за бред.
Часть ЗВР размещена в фонде нац.благосостояния.
Каждый имеет свою точку зрения.
Ах ну конечно. Именно приватизировали. И ещё, небось, колониальные власти посадили, чтобы те за собственностью следили.
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы