Положение русских и русскоязычных граждан стремительно ухудшается во всех бывших советских республиках Средней Азии, но наиболее сильному давлению они подвергаются в Узбекистане. "Уже двадцать лет в Узбекистане идет масштабное и очень жесткое вытеснение русских из всех сфер жизни, — подтвердила эту информацию в беседе с корреспондентом "Росбалта" жительница Ташкента Валентина. Свою фамилию она называть категорически отказывается, мотивируя это тем, что "ей здесь еще жить".
За время существования СССР из России в регионы Средней Азии было направленно на работу более 25 миллионов человек. Это были не только русские – и украинцы, грузины, армяне и люди других национальностей многонациональной страны. Сегодня, на волне все более ожесточающегося национализма, все эти люди, вложившие свой труд в развитие региона, стали людьми даже не второго, а третьего сорта. Для большинства из них уехать из Узбекистана давно стало единственной и заветной мечтой. Но вот реализовать ее они вряд ли когда-нибудь смогут: нет ни средств, ни возможностей.
"Коррупционный, сверхжестокий, авторитарный режим, ради своего обогащения использует многочисленные заказные судебные процессы; перед произволом властей беззащитен любой — вне зависимости от положения, рода занятий, гражданства. И это – на фоне современных городов и дворцов, созданных умом и руками многих тысяч россиян, направленных правительством СССР поднимать отсталый Узбекистан", — говорит руководитель Брянского регионального представительства юридической сети "Миграция и Право" правозащитного центра "Мемориал" Николай Поляков
"Органы власти и правоохранительные органы Узбекистана поощряют национализм и экстремизм — увольняют без объяснения причин, реально угрожают и подвергают смертельной опасности, дают понять, чтобы мы срочно покинули свои дома и квартиры и уезжали в "свою Россию"" — рассказывает беженец из Узбекистана Леонид Лощаков — "Многие родные, близкие нам люди погибли в неволе — они подверглись изощренным, поистине средневековым пыткам, тюремщики отбивали им почки, и они исходили кровью, отрезали пальцы, загоняли иголки под ногти, раздавливали или поджигали половые органы, выкалывали глаза, перерезали горло".
"На русском языке уже не говорят в школах, институтах, — продолжает собеседница "Росбалта". — Мне кажется, что Россия не делает ни малейших шагов по исправлению ситуации. А вместо этого продолжает финансировать какие-то непонятные и сомнительные проекты".
Устроиться на работу русскому человеку, даже если он неплохо говорит по-узбекски, достаточно сложно. И платить ему будут меньше. "Нас просто не считают за людей, — говорит Валентина. – И даже попытка поднять вопрос о положении русских, и особенно русских пенсионеров, больных или инвалидов, вполне может окончиться помещением в тюремную камеру по надуманным обвинениям. Сегодня отобрать у такого человека квартиру или любое другое имущество может каждый начальник районного уровня. Нас целенаправленно выживают отсюда".
"Программы для соотечественников, запущенные властями России у нас не работают" — говорит Валентина – "Наши (узбекские – прим. авт.) власти просто игнорируют любые инициативы. Узбекским властям мы безразличны, а российские, похоже, не особенно следят за их реализацией".
Сразу после подавления Андижанского мятежа, когда послы западных стран выехали из Узбекистана "для консультаций" было вполне понятно, чем бы закончилось правление Каримова, если бы не его защиту не встал Путин. Очевидно, за эту "услугу" в Ташкенте целенаправленно уничтожены все памятники, связанные с русским и советским периодом. Несмотря на поддержку со стороны России в 2005 году, когда Узбекистану объявили бойкот все западные страны, сегодня в государственной идеологии этой страны Россия – главный враг, а сами русские – "потомки оккупантов".
"Симпатия или антипатия к России и русским в Узбекистане зависят от курса внешней политики Ташкента, — говорит эксперт по региону Айбек Султангазиев. – В годы потепления отношений между странами симпатии усиливаются со стороны власти. Но враждебность к русским присутствует с самых первых лет независимости. Период нахождения территории Узбекистана в составе Российской империи, а затем и СССР преподносится тенденциозно и рассматривается в официальной идеологии как период колонизации".
Поскольку такое отношение к неузбекским меньшинствам в Узбекистане является государственной политикой, вероятно российским властям следует начать проводить политику, которая вынудит узбекское руководство пересмотреть свою практику. Тем более, что среди простых узбеков, особенно заставших советское время, отношение и к русским и к русскому языку вполне лояльное и уважительное. Другое дело, что за время независимости уже подросло поколение, твердо усвоившее правило – русские это "колонизаторы".
"Бывшие партократы в первые годы независимости пытались оседлать националистические настроения и у них получилось, — считает Султангазиев. – А теперь это здесь уже традиционный фактор консолидации общества. Кроме того, таким образом пытаются просто занизить значимость советского периода, который был более комфортен для большинства населения".
Российские власти если и делают что-то для поддержания соотечественников в Узбекистане, то этого явно недостаточно и действия эти неэффективны, подтверждает эксперт. "Россия просто поражает своим благодушием в таких вопросах, — говорит Айбек Султангазиев. – Ради тактических побед во внешней политике Москва очень легко жертвует стратегическими интересами. Фактически, любое государство должно рассматривать своих соотечественников за рубежом как инструмент для влияния на иностранное государство. Россиянам стоило бы поучиться у китайцев. Тем более, в постсоветском пространстве для Кремля до сих пор существуют более благоприятные условия для продвижения своих интересов. Прежде всего, РФ необходимо наладить адекватную систему реагирования на потребности и проблемы своих соотечественников. Работать активно в гуманитарно-культурном пространстве Узбекистана. И быть готовым вести жесткий диалог с использованием своих рычагов влияния при защите прав русских в Узбекистане".
У России достаточно рычагов воздействия – и политических и экономических. Трудовые мигранты, бизнес — интересы узбекской элиты в России. Можно поддержать инициативы международных НПО по бойкоту узбекского хлопка. Есть еще много точек воздействия, была бы только воля.
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/04/01/1112454.html