Цитата: Цитировать
Вступившие в силу изменения закона о судоустройстве и статусе судей (закон Колесниченко-Олейника) позволяет начинать досудебные расследования по заявлениям всех, кому не понравится их критика в СМИ и интернете, и наделяет автора (распространителя) непонравившихся высказываний статусом обвиняемого, вместо ответчика в гражданском процессе.
Такой комментарий механизмов реализации закона дала управляющий партнер адвокатской компании "Золотая середина" Мария Швец.
"При нынешнем Уголовном процессуальном кодексе (КПК) любое заявление об уголовном правонарушении является основанием для начала досудебного расследования. Таким образом, каждый, кто стал объектом критики в СМИ, интернете, а с учетом "дела Богословской и Аронца" еще и в социальных сетях, может обратиться с заявлением об уголовном правонарушении в правоохранительные органы, которое будет внесено в Единый реестр досудебных расследований и по нему будет начато досудебное расследование. Естественно, автор (распространитель) непонравившихся высказываний сразу или по истечению какого-то времени приобретает статус подозреваемого, а в дальнейшем и обвиняемого, что, даже просто психологически, гораздо менее приятно, чем статус ответчика в гражданском процессе", - сказала она.
Юрист отметила, что согласно новым нормам в ходе досудебного следствия доказыванию будет подлежать наличие состава преступления, предусмотренного ст. 151-1 УК, в частности, объективная сторона, которая заключается в распространении именно заведомо неправдивых сведений, которые унижают честь и достоинство другого лица, а также умысел распространить такие сведения и унизить честь и достоинство другого лица.
"Это означает, что и в рамках досудебного расследования надлежит установить, были ли распространенные сведения сообщением о фактических данных или оценочными суждениями; есть ли доказательства правдивости распространенной информации; унижает ли она честь и достоинство лица, о котором идет речь", - сказала М.Швец.
При этом, по ее мнению, теоретическая возможность обвиняемых в рамках уголовного производства апеллировать к практике Европейского суда, которая трактует порядок оценки высказываний на предмет наличия в них критики и мнений, которые не являются сообщением фактических данных и не подлежат доказыванию, "с практической точки зрения выглядит весьма утопически".
"Скорее всего, во внимание не будет принята не только практика Евросуда, но и решения украинских судов по гражданским делам не будут приниматься во внимание. Это означает, что в большинстве случаев такие уголовные производства имеют все шансы быть доведенными до суда с обвинительным актом", - считает юрист.
В то же время, М.Швец отметила, в рамках досудебного расследования по ст.151-1 УК мера пресечения в виде содержания под стражей обвиняемому избрана быть не может. Поэтому в случае справедливого судебного разбирательства у обвиняемого будут "хорошие шансы, находясь на свободе, доказать отсутствие в своих действиях состава преступления".
"При плохом развитии событий, авторы нелицеприятных высказываний могут быть осуждены за совершение уголовно наказуемого деяния, то есть, говоря простыми словами, получат судимость, вплоть до приговора к ограничению свободы на срок до двух лет. Естественно, перспектива стать объектом уголовного преследования со стороны машины государственного принуждения радикально отличается от перспективы стать ответчиком в рамках гражданского процесса, где, хотя бы теоретически, состязающиеся стороны находятся в одинаковом статусе",- сказала она.