Ковбой Джо писал(а):
информация в википедии в большинстве своём носит самый поверхностный и ознакомительный характер
Вот тебе более глубокий анализ, с ссылками на конкретные главы писания
К числу важнейших событий, описанных в Ветхом Завете, принадлежит так называемый Исход евреев из Египта, изложенный во Второй книге Моисеевой. Согласно библейской истории, небольшая группа еврейских кочевников (70 человек) в связи с затяжной засухой обратилась к фараону с просьбой разрешить ей поселиться на расположенной в устье Нила земле Гесем, причём добровольно дала согласие числиться рабами (Бытие 47:4). Правда, чтобы не отправляться во дворец всей толпой, они поручили переговоры своему соплеменнику Иосифу, служившему у царя Египта и пользовавшемуся у него большим уважением.
Добрый фараон не только согласился выполнить просьбу, но и выделил иудеям лучшие земли (Бытие 47:6). О фантастичности этого сюжета говорит то, что, не удержавшись от желания показать, насколько властитель ценил еврейского слугу, автор рассказа добавил маленькую деталь: представитель евреев, отец Иосифа, в благодарность за щедрый жест... благословил фараона (Бытие 47:7). Иначе говоря, нищий пастух благословил равного богам повелителя Египта! Кстати, период времени пребывания на землях Та-Кем еврейских кочевников-скотоводов не оговаривался, и это также выглядит совершенно неправдоподобно. Но, так или иначе, как означено в Библии, прожили они на гостеприимной новой родине ни много ни мало - 430 лет (Исход 12:40).
Так начинается библейская история о том, как группа евреев попала в рабство в Египет. Не говоря уже о том, что это «рабство» было сугубо добровольным, существует ещё один пикантный факт: в неволю своих детей направил сам их любимый Бог Иегова: «Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий. Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя обратно» (Бытие 46:3 - 4).
Судя по тому, что «евреи владели землей Гесем», «плодились и весьма умножились» (Бытие 47:27), Всевышний обеспечил им там такую жизнь, которую несчастной назвать никак нельзя. Правильнее было бы сказать, что это было время процветания, против чего, как следует из мифа, фараон абсолютно не возражал. Только когда численность евреев в Египте превысила количество египтян, царь, естественно, забеспокоился и имел, надо признать, на то веские причины. Кто мог ему гарантиро¬вать, что при нашествии врагов облагодетельствованные им чужаки не объединятся с врагами и не выступят против него?
Чтобы хоть как-то замедлить рождаемость евреев, фараон велел поставить их повсеместно на изнурительные работы. Но странным образом это пошло им только на пользу: чем больше их заставляли трудиться, тем быстрее увеличивалось их число (Исход 1:12). Данный демографический парадокс можно объяснить только тем, что Иегова продолжал заботиться о своём возлюбленном народе. Но поскольку сие обстоятельство не умаляло беспокойства египетского царя, он решился на более действенное средство. Еврейским акушеркам был отдан приказ умерщвлять всех новорождённых младенцев мужского пола, который они, разумеется, не выполнили...
Попытки фараона остановить размножение евреев обратили, наконец, на себя внимание Бога. Усмотрев в этом «страдания» избранного народа (Исход 3:7), Он вспомнил о своём обещании не только привести евреев в Египет, но и вывести их оттуда «в землю хорошую и пространную», «где течёт молоко и мёд». В результате евреи обрати¬лись к фараону со следующей просьбой: отпустить их на 3 дня, чтобы верующие могли принести жертву Всевышнему (Исход 5:3). При этом их совершенно не смущало, что, изначально не собираясь возвращаться, но обозначив точный срок паломничества, они нарушают тем самым одну из десяти заповедей своего Бога - не лгать. Впрочем, уловка всё равно не сработала: фараон не захотел останавливать ведущиеся евреями работы и не отпустил их из своей страны.
Видя бессилие своих детей, Иегова придумал меру воздействия на фараона - начал проводить меры по устрашению египтян. Создатель Вселенной принялся посылать на Та-Кем разные «казни»: превращать воду в реках в кровь, заполнять каналы жабами, а небо - тучами мошек, пёсьих мух, саранчой и совершать ещё множество грозных чудес. Вся эта история завершилась тем, что евреи добились-таки желаемого и под руководством Моисея покинули опостылевшую им страну. Здесь надо отметить, что уходили они не с пустыми руками, так как Бог дал им дельный совет: «Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте египтян» (Исход 3:22). Но поскольку во время «сборов» была нарушена ещё одна заповедь Иеговы - не укради, избранники Всевышнего поняли: десять заветов, которые Он им когда-то дал, исполнять вовсе не обязательно. Что и было принято во внимание...
Общее число евреев, покинувших гостеприимный Египет, по оценке историков, составило больше 3 млн человек (одних воинов было свыше 600 тысяч). И совершенно непонятно, как эта армия «рабов» пересекла границу государства с оружием в руках. Но и это ещё не всё! Остаётся без ответа важный вопрос: кому и зачем нужно было снабжать их оружием? Единственный вывод, который можно сделать, - данный миф был создан, чтобы через некоторое время объяснить, как не обученным военному искусству рабам удалось завоевать Палестину.
Если верить библейскому рассказу об Исходе, вся история еврейского народа связана с 70 переселенцами из Ханаана. Но куда делись сотни тысяч ханаанеев, которые остались на исторической родине, в Библии почему-то не сказано. Увлёкшись судьбой нескольких десятков своих евреев-кочевников, авторы мифа потеряли из виду историю подавляющей части своих предков!
И это, судя по всему, никого не смущает. Эпопея Исхода стала священной. А что же говорит наука о взаимоотношениях египтян и евреев? В ней, как известно, всегда и всё разложено по полочкам, и потому мы точно знаем даты реально имевших место событий и имена их участников. Тутмос I в 1504 - 1492 годах до н. э. завоевал Сирию и Палестину. Его сын Тутмос II совершил поход против палестинских кочевников и разгромил их наголову. То же самое сделал и Тутмос III, ставший единоправным правителем Египта после смерти своей соправительницы Хатшепсут (1-я четверть XV века до н.э.). Жителей Палестины усмиряли также Сети I в 1290 - 1279 годах до н. э., затем его сын, знаменитый Рамсес II, а потом и Рамсес III. Фараон Мернептах в последней четверти XII века до н. э. также ходил на Палестину, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись: «Ханаан разорён всяческой бедой... Израиль уничтожен, и семени его больше нет...» И как, спрашивается, в таких условиях египетский властитель мог разрешить представителям недружественно настроенного государства пожить в своей стране?!
Понимая невозможность привязать историю прихода евреев в Та-Кем к конкретному времени правления кого-нибудь из фараонов, иудейские и христианские авторы искали эпизод в истории Древнего Египта, который был бы наиболее благоприятным для подкрепления легенды. И нужный хронологический отрезок нашёлся. Им оказался период, когда Египтом завладели кочевники-гиксосы, воцарившиеся в стране в XVII веке до н. э. По мнению церковников, семитское родство позволяет объяснить описанную в Торе (а потом в Библии) особую благосклонность фараона-гиксоса к Иосифу и его родственникам. Однако господство гиксосов продолжалось всего около 100 лет, а затем они были изгнаны, и на престол вернулись фараоны-египтяне, которые должны были первым делом удалить от царского двора всех тех, кто пользовался привилегиями ненавистных завоевателей!
Следует также отметить, что приведённая версия о времени прихода еврейских кочевников к границам Египта не стала единственной. Есть и другая, хоть и менее популярная, но опирающаяся на точную дату. В Третьей Книге Царств (6:1) сказано, что «в 480 году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломона ... начал он строить храм Господу». Поскольку этот самый «четвёртый год» приходится примерно на 60-е годы X века до н. э., нетрудно сосчитать, что 480-й год относится к XV веку до Рождества Христова. А так как, по Библии, в Египте евреи жили 430 лет, получается, что пришли они туда при фараоне Ментухотепе IV в 1983 - 1976 годах до н. э. Это было время подъёма страны, характеризовавшееся решительными действиями против враждебных соседей и грабителей-кочевников. Ясно, что в этот период ни о каком гостеприимстве со стороны фараонов по отношению к кочевникам не могло быть и речи.
Обратимся к историческим данным. Если еврейские кочевники действительно проживали в Египте в течение 400 лет, должны быть какие-то материальные следы их пребывания: остатки построек, предметов быта, возможно, записей на папирусе и, что очень важно, захоронений. Но как ни старались археологи, ничего подобного они не нашли. Ни в папирусах, ни в надписях на стенах пирамид, ни на клинописных табличках ассиро-вавилонского происхождения нет ни слова о пребывании иудеев в плену и об их освобождении. Более того, многолетние поиски еврейских погребений в долине Гесем и других районах страны также не дали результатов. Поэтому проводившие раскопки специалисты Еврейского университета вынуждены был признать: археологического подтверждения пребывания евреев в Египте не существует.
С этим полностью согласен и Энтони Экс из Библейской школы в Иерусалиме: «Внезапный Исход из Египта такого огромного количества людей, искушённых в различных ремёслах, неизбежно вызвал бы в стране тяжелейший экономический спад, что не подтверждается данными археологических раскопок». И наконец, как бы подводя итоги всей дискуссии по этому вопросу, профессор Зеэв Герцог в газете «Гаарец» недавно писал: «Возможно, кому-то будет неприятно услышать и трудно принять, но исследователям сегодня совершенно ясно, что еврейский народ не был в рабстве в Египте, не скитался в пустыне».
Сегодня мифологическую подоплёку Исхода евреев из Египта признаёт даже духовенство. Например, раввин Эмиль Гирш: «Вам говорят, что египетские события - миф, и я тоже не стану спорить: это действительно мифология».
Но если история Исхода от начала до конца выдумана, возникает следующий вопрос: а что же произошло на самом деле? К сожалению, имеющиеся в распоряжении учёных данные отрывочны и часто противоречивы. Реконструкция древних событий показывает, что семитские племена расселились на территории Палестины в III тысячелетии до н. э. Одними из последних в Землю обетованную пришли сутии-амореи, из которых впоследствии выделились евреи.
Известно, что языческие верования этого народа сформировались в XI веке до н. э., а монотеистические представления - только в VII. Переход же к иудаизму произошел в 621 году до н. э. То есть представления об Иегове (Яхве), который покровительствовал своим возлюбленным детям во время проживания их в Египте, появиться раньше этой даты просто не могли! Таким образом, можно с уверенностью сказать: история с Исходом сочинена не раньше VII века до н. э.
Если говорить конкретно, легенда об освобождении богоизбранного народа из египетского плена была создана еврейскими жрецами в V веке до н. э., во время пребывания евреев в Вавилонском плену. Известно, что именно тогда жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу изложить основы религии Яхве. Другого повода для создания мифа у них просто не было - ни до, ни после. Основанием же для сочинения данной истории послужили рассказы их соплеменников о посещениях Египта, имевших место на самом деле. Когда же история была готова, перед жрецами встал вопрос: как поведать народу о событиях, которых никог¬да не было?
Задача была решена довольно просто. Их включили в создававшееся тогда Пятикнижие Моисея (Тору). Можно назвать приблизительную дату, когда эта легенда должна была помочь жрецам сделать то, ради чего, собственно, она и создавалась. Произошло это в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 году до н. э. в Вавилонский плен ассирийским царём Навуходоносором, вернуться к себе на родину - в Палестину.
Последним этапом обнародования мифа об Исходе стало официальное ознакомление населения с так называемым жреческим кодексом - Торой, в которую этот миф был включён. Произошло это в 444 году до н. э., когда рукопись была доставлена в Иерусалим жрецом Ездрой. С этого момента вымышленная история стала неотъемлемой частью Танаха (еврейского Священного писания), откуда она благополучно перекочевала в Ветхий Завет.
Как то так